Банки предпочитают не развивать свою собственную сеть POS-терминалов и пользуются услугами специализированных компаний. О месте таких терминалов в структуре банка и о способах связи с процессинговым центром «БО» рассказал Ярослав Муков, заместитель начальника управления автоматизации Банка проектного финансирования.
— Ярослав, Банк проектного финансирования развивает собственную сеть POS-терминалов?
— У нашего банка нет своих POS-терминалов за исключением считывателей карт в отделениях и кассовых узлах. Для нас это была бы лишняя инфраструктура, нам не свойственная. Мы пользуемся услугами компании, которая владеет такими терминалами. И аутсорсинг таких услуг — это очень удобно и экономно.
Недавно наш банк заключил договор с системой «КиберПЛАТ» и банком «Платина», и теперь мы пользуемся их терминалами. Они принимают оплату, к примеру, кредитов и услуг.
— А почему именно аутсорсинг?
— Из соображений минимизации издержек в первую очередь: нам не нужно создавать разветвленную инфраструктуру. Без аутсорсинга пришлось бы выделить в структуре банка отдельный департамент, который бы занимался только такой деятельностью и больше ничем.
Реальный доход от POS-терминалов банк может получить только в случае, если количество терминалов будет существенным. Но тогда уже финансовый институт должен специализироваться на таких услугах либо быть гигантом, который может себе позволить иметь такого рода «побочный» бизнес.
Тем не менее POS-терминалы очень важны для банка. Мы пытаемся сделать банк максимально удобным для клиентов, ведь в любом случае невозможно обеспечить всех допофисами шаговой доступности. А платежные терминалы — хорошее решение: банки в состоянии принимать платежи, а клиенту не нужно далеко идти.
— Как терминалы — ваши и компании-партнера — связываются с процессинговым центром? Насколько безопасны эти каналы связи?
— Если это стационарный узел — то по проводным каналам: либо выделенный, либо телефонный. Если у нас есть кабельные «чистые» каналы — мы используем их. В этом канале создается VPN-туннель. Это шифрованный трафик.
Большинство операторов связи пользуются оптоволокном, которое само по себе является безопасной средой передачи данных.
Если же POS-терминал находится там, куда оптоволокно или медный провод дотянуть очень тяжело, к примеру, на заправке в поле, в дело идет GPRS. Эти каналы используются через сотовых операторов: торговая точка просто заключает с ними обычный договор предоставления услуг связи. То есть это достаточно просто и не очень затратно.
Однако и такая связь не является опасной, и способы ее перехвата весьма сомнительны. Это надежно и удобно.
— В последнее время много разговоров о том, что POS-терминалы все больше теснят банкоматы. Что вы думаете по этому поводу?
— Здесь можно спорить до хрипоты. Любой банк мечтает избавиться от банкоматов, потому что их обслуживание требует больших затрат. И как механическое устройство, и как устройство, в котором содержатся денежные знаки, которые для преступников всегда будут целью, банкомат требует защиты и спецобслуживания. Соответственно, чем меньше банкоматов, тем удобнее работать. Но клиентам деньги нужны, и пока людям нужны наличные — до тех пор будут существовать банкоматы и кассовые узлы.
POS-терминалы скорее являются признаком переходного периода, Вот вы сейчас каждый год-два продлеваете свою пластиковую карту. А зачем вы ее будете продлевать, если ее нельзя будет потерять или уничтожить? Если она будет идентифицироваться по отпечатку пальцев или по вшитому под кожу чипу? В этом смысле Интернет и POS-терминалы постепенно «убивают» банкоматы.
КАНАЛЫ СВЯЗИ. ОПЫТ БАНКА.
ВТБ24: глобальных проблем нет
В ВТБ24 рассказали, что используют в своей работе практически все виды каналов связи. АТС расположены во всех офисах банка для организации офисной телефонии и выхода в ГТС/межгород, ЦКО.
Выделенные каналы связи используются для связи с офисами банка, филиалами, подключения к сетям провайдеров. Также они обеспечивают связь с биржами, торговыми площадками, международными платежными системами.
Мобильная связь используется банком практически везде — для контакта между работниками банка. А также для осуществления связи с клиентами, в частности SMS-оповещение клиентов.
Через спутниковые каналы ВТБ24 связывает филиалы. К примеру, в Дальневосточном федеральном округе с Магаданом, Камчаткой, Якутском, Сахалином — связь только через спутники. GPRS-каналы связывают банк с банкоматами и POS-терминалами.
Единственный вид коммуникации, который не использует ВТБ24, — это интернет-телефония. Правда, есть внутренняя корпоративная VoIP-телефонная сеть для связи офисами банка.
Эксперты банка утверждают: глобальной проблемы связи с регионами нет, все проблемы решаются тем или иным способом.
«Звездная» связь Русь-Банка
Вадим Беляев,
начальник управления администрирования и телекоммуникаций Русь-Банка:
— В банке построена корпоративная сеть передачи данных типа «звезда». Все филиалы и дополнительные офисы подключены к центру обработки данных, расположенному в Москве. В качестве основных используются выделенные каналы связи с поддержкой приоритезации трафика, что дает возможность использовать их как для передачи данных, так и для передачи голоса и видео. Там, где построить выделенный канал не удалось, подключение выполнено через спутниковые каналы связи или сеть Интернет.
Все офисы обеспечены корпоративной телефонной связью с единым планом нумерации. Для этого используются решения на базе телефонных станций Avaya.
Для предоставления возможности пользоваться мобильной связью банк заключил корпоративный договор с МТС, и сотрудники банка могут общаться друг с другом по единому корпоративному тарифу.
GPRS используется для подключения банкоматов там, где возникают сложности с предоставлением выделенных каналов.
Для решения проблем связи с регионами необходимо продолжить работу по снижению тарифов с операторами. Поскольку банк работает со многими крупными операторами связи, есть условия для выбора лучших предложений. Если снизить тариф не удается, необходимо рассматривать вариант применения устройств для сжатия трафика.
Ждем провайдеров со 100-процентным покрытием
Дмитрий Попов,
руководитель департамента операционных технологий «Ренессанс Кредит»:
— «Ренессанс Кредит» использует АТС для того, чтобы повысить эффективность использования городских линий, для общения между сотрудниками офиса, а также для связи между офисами. Используются как IP, так и гибридные АТС.
Выделенные каналы требуются для объединения офисов компании в единое информационное пространство.
Интернет-телефония подходит для звонков между региональными офисами банка. Мы используем телефонную сеть с единым номерным планом на всю страну.
GPRS используется для быстрого развертывания точек продаж банковских продуктов в местах, где традиционные услуги связи подключить в разумные сроки невозможно либо их подключение экономически невыгодно.
Мобильная связь и спутниковые каналы не используются.
Для того чтобы была решена проблема связи с регионами, нужно, чтобы на рынке было больше универсальных операторов связи с гарантированным покрытием России, стремящемся к 100%. При этом они должны быть способны оказывать услуги с одинаковым уровнем сервиса на всей территории присутствия. Также не помешало бы увеличение доли беспроводных технологий, в организации последних миль, с гарантированным качеством и использование WAN-оптимизаторов трафика.
Начать дискуссию