Факторинг становится одним из самых выгодных продуктов как для финансовых организаций, так и для предпринимателей
В период кризиса объемы рынка факторинга «сжались» практически вдвое, что стало одним из самых сильных и громких падений на финансовых рынках. Однако уже в 2011 году этот сектор по темпу роста может не только догнать, но и перегнать своих «коллег». Быстрому восстановлению будет способствовать не только увеличение торгового оборота и удешевление финансирования, но и ряд законодательных инициатив.
РОЛЬ КОМПАНИИ В ИСТОРИИ
В значительной степени своим «кризисным коллапсом» рынок факторинга обязан ФК «Еврокоммерц» - компании, которая еще в начале 2008 года являлась бесспорным лидером, а в конце того же года практически в одночасье оказалась банкротом.
Чтобы оценить размер бедствия, следует отметить, что расцвет «Еврокоммерц» пришелся на 2007 год: на ее долю тогда приходилось более 22% объемов факторинга и 37% клиентов рынка. Однако 11 декабря 2008 года ФК неожиданно не смогла выплатить купон по облигациям на сумму 3 млрд рублей. В 2009 году компания вошла в состояние технического дефолта и по другим своим обязательствам.
Дальше ситуация развивалась по нарастающей: Национальный резервный банк направил в Арбитражный суд Москвы исковое заявление о взыскании с «Еврокоммерц» свыше 208 млн рублей в связи с неисполнением ответчиком своих обязательств по кредитному договору. Затем «УК Росбанка» подала в Арбитражный суд Москвы иск о взыскании с уже печально известной факторинговой компании более 3 млрд рублей, и так далее. В результате в Арбитражный суд города Москвы было подано около сотни исков. Итог очевиден: ФК «Еврокоммерц» прекратила свое существование.
Эта история надолго «охладила» отношение инвесторов и предпринимателей к факторингу. Под вопросом оказалась сама «благонадежность» факторингового бизнеса. Если не устояла крупнейшая компания, работавшая на этом рынке, то чего можно ожидать от остальных его участников? Заместитель генерального директора ФК «Лайф» Александр Федоров рассказывает: «Это было тяжелое время, в результате с рынка ушли многие факторинговые компании, часть банков закрыли свои факторинговые проекты, были и банкротства».
Конечно, нельзя утверждать, что в падении факторингового рынка в кризисный период виноват исключительно «Еврокоммерц». На банковском рынке в конце 2008 года тоже «пали» сразу несколько крупных игроков, однако восстановление после их исчезновения или санации прошло достаточно быстро и относительно безболезненно. Тем не менее недооценивать значение данного прецедента также нельзя: крах потерпел именно лидер рынка, который, «утопая», потянул за собой коллег по цеху.
ФАКТОРИНГ - БЫСТРО ПОРТЯЩИЙСЯ ТОВАР
Особенность рынка факторинга заключается в том, что он зачастую еще более чувствителен к рыночным колебаниям, чем страховой или банковский бизнес. Заместитель начальника управления факторинга ЮниКредит Банка Геннадий Золкин отмечает: «В 2009 году мы наблюдали почти двукратное падение факторингового портфеля. Это было связано не только с увеличением рисков и удорожанием финансовых ресурсов, но и с падением спроса. В конечном итоге это сказывалось на объемах продаж факторинговых клиентов, поскольку финансирование по факторингу предоставляется только после того, как товар отгружен и продан».
Неустойчивость объясняется в значительной степени тем обстоятельством, что рынок факторинга напрямую «завязан» на потребительском спросе и товарообороте. При сокращении покупательской способности населения и уменьшении количества торговых сделок соответственно сокращается необходимость в торговом финансировании. Заместитель председателя правления Национальной Факторинговой Компании Корнелиу Робу поясняет: «Около 80% факторинговых операций - это оказание услуг под дебиторскую задолженность, генерируемую производственными и торговыми компаниями, которые имеют прямое отношение к удовлетворению спроса на товары народного потребления. С начала кризиса объем потребляемых товаров снизился, соответственно, снизились закупки, объем производства и торговли. Как следствие, снизилась потребность в финансировании оборотного капитала».
Понятно, что финансовые «перепады» на рынке вызвали у факторов ответную реакцию: они сократили объемы, повысили ставки, ужесточили требования. Генеральный директор Русской Факторинговой Компании Елена Гладких поясняет: Факторы понимали, что очень высока вероятность невозврата задолженности, и закладывали риски в повышенную ставку, существенно сокращая процент от суммы запрашиваемого финансирования - в кризис этот показатель доходил до 50%. Отсутствие возможности получить нужный объем финансирования и наличие проблемной задолженности заставили многих поставщиков сократить объемы своего бизнеса. Они были вынуждены отказаться от покупателей, которым требовалась отсрочка платежа. Соответственно, существенно сократился рынок потенциальных клиентов».
Но, как известно, после темного Средневековья началась эпоха Возрождения, а после кризиса 2008 года началось восстановление рынка в 2010 году.
РОСТКИ ПЕРЕМЕН
Насколько рынок факторинга чувствителен к негативным явлениям, настолько же он восприимчив и к позитивным переменам.
Так, Корнелиу Робу отмечает, что вместе с ростом экономики происходит и восстановление спроса, которое выражается как в увеличении количества обращений потенциальных клиентов, так и в росте текущего факторингового актива.
Елена Гладких согласна с коллегой: «Начало 2010 года реанимировало многие отрасли, которые пострадали в кризис. Это активизировало поставщиков, наметился рост объема продаж, снова стал актуальным вопрос отсрочки платежей, а значит, есть потенциал роста для факторингового бизнеса».
Перемены к лучшему отмечают и в ЮниКредит Банке. «Устойчивая тенденция к улучшению конъюнктуры рынка была отмечена во втором квартале 2010 года, что стало возможным ввиду позитивных экономических сдвигов, существенного снижения ставок на МБК и частичного восстановления потребительского спроса», - поясняет Геннадий Золкин.
Однако положительные изменения, по мнению экспертов, пока не являются кардинальными и вряд ли окажутся таковыми. «Мы внимательно оцениваем ситуацию на российском рынке. Пока особого роста не наблюдается: по предварительным данным, за первое полугодие 2010 года объем рынка факторинга останется на уровне прошлого года, а если и вырастет, то совсем чуть-чуть, на 5–7%», - констатирует директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов.
Но стоит отметить: постепенному возрождению факторингового рынка способствуют не только «потепления» в экономике, но и определенные внешние «раздражители».
КОГДА РЕЗЕРВЫ НЕ НУЖНЫ
Последние несколько месяцев на рынке явно прослеживается рост интереса финансовых организаций к факторинговому рынку. Наибольшую активность в этом направлении проявляют кредитные организации. И это не случайно: факторинг является одним из наиболее прибыльных банковских инструментов.
Исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний Дмитрий Шевченко поясняет: «Факторинг - это инструмент для быстрого получения дохода финансовыми организациями. В первом полугодии 2010 года, по нашей статистике, средняя оборачиваемость по факторинговому портфелю на рынке составила 44 дня.Максимальная отсрочка платежа у клиента - четыре месяца. Тот же кредит МСБ предоставляется в среднем на один-три года. К тому же если ранее факторинг являлся высокорисковым продуктом, то в период кризиса система риск-менеджмента банков-факторов была существенно скорректирована, и сегодня этот продукт является не более «опасным», чем кредитование».
Кроме того, при осуществлении факторингового финансирования нагрузка на банковский капитал гораздо меньше, чем при кредитовании. Так, Александр Федоров поясняет: «При осуществлении факторинговых операций банк обязан осуществлять оценку финансового состояния клиента и определять его категорию надежности исходя из внутренних методик, согласованных с ЦБ. Этот механизм влечет за собой необходимость создавать резервы. При работе поставщика с отсрочкой платежа нередко возникают просрочки в оплатах со стороны дебитора. Принимая во внимание этот нюанс, «фактор» дополнительно к отсрочке поставщика предоставляет период ожидания от 30 дней, включая этот период в общий срок финансирования. Поэтому необходимость создания резерва у банка возникает только в случае, когда дебитор не исполняет своих обязательств свыше периода ожидания, на балансе это отражается, как и просрочка по кредиту».
Однако недавно перед финансовыми организациями факторинг открыл новые возможности. 13 апреля 2009 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации». В соответствии с этим законом в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать не только банки, но и другие коммерческие организации. При этом на упомянутые коммерческие организации нормативы Центрального банка не распространяются. В частности, факторинговые компании не обязаны осуществлять резервирование средств в случае возникновения просрочки по платежу.
В результате сегодня на финансовом рынке мы можем наблюдать процессы «дробления» бизнеса: подразделения банков, занимающихся проведением и сопровождением факторинговых операций, выделяются в самостоятельные структуры. Как рассказывает Дмитрий Шевченко, сейчас на рынке доминируют игроки с банковскими лицензиями, но в некоторых случаях они создают аффилированные компании, чтобы снизить нагрузку на резервирование.
Учитывая, что сейчас это направление бизнеса переживает «вторую молодость», можно предположить, что в скором времени данные процессы на рынке ускорятся.
НАЙДИ СЕМЬ ОТЛИЧИЙ
При этом стоит признать, что факторинговые услуги, предоставляемые банками, отличаются от предложений специализированных компаний. Кор-нелиу Робу отмечает: «Если верить рекламным обещаниям, то разницы между классическим и банковским факторингом практически нет. Клиенты зачастую понимают эту разницу только на собственном опыте. С учетом того, что, по статистике рынка, более половины услуг по полному факторингу (факторингу без регресса к поставщику) оказывается специализированными факторинговыми компаниями, можно сделать вывод: лишь единичные представители банковского факторинга готовы предлагать комплексное факторинговое обслуживание. Считается, что банковский факторинг дешевле, хотя если речь идет о крупных клиентах с качественной и диверсифицированной дебиторской задолженностью, ценовые предложения специализированных факторинговых компаний вполне конкурентоспособны».
Александр Федоров также признает, что предложения факторинговых компаний отличаются от банковских предложений. «Имея ряд ограничений, связанных со структурой, банки проигрывают в этой борьбе по скорости. Наиболее распространенным отличием в работе этих типов факторинговых компаний является скорость и качество работы. Как правило, специализированные компании уделяют качеству продукта больше внимания. Банки же зачастую относятся к факторингу как к кредиту и применяют в своей работе те же инструменты оценки клиента. В итоге клиент не получает нужного ему продукта, вместо этого ему продают кредит под уступку дебиторской задолженности. Отличить эти два продукта можно по наличию дополнительных сервисных составляющих: административного управления дебиторской задолженностью, предоставления клиенту информационного обслуживания, наличия специальной online-програм-мы, а также по возможности «фактора» в дальнейшем увеличивать лимиты финансирования адекватно росту бизнеса клиента», - пояснил спикер.
Возможно, некоторая техническая «отсталость» банков объясняется тем, что, несмотря на высокую прибыльность, данный продукт требует серьезных инвестиций в инфраструктуру. Так как в идеале факторинг - это не только предоставление беззалогового финансирования, но еще и комплекс услуг по управлению дебиторской задолженностью. А это значит, что требования к квалификации специалистов должны быть выше, в банке должно быть внедрено специализированное программное обеспечение, так как система документооборота факторинговых операций сложнее. Как поясняет Дмитрий Шевченко, если маржа у фактора составляет менее 3%, то, скорее всего, он работает себе в убыток. На этапе входа в рынок, развития клиентской базы такой подход применим, однако по мере роста портфеля без инвестирования в технологии факторингового бизнеса существенно повышается риск потери клиента. Ведь в любом сложном финансовом инструменте, в том числе банковском, эффективная процентная ставка далеко не главный критерий конкурентоспособности. Отсутствие качества сервиса, оперативности, гибкости и контроля над рисками в конечном итоге приводит к коллапсу фактора.
Но возможно, что с ростом конкуренции и выделением специализированных структур качество факторинга на российском рынке повысится. Так, Александр Федоров отмечает: «В текущий момент среди банков заметна тенденция по созданию дочерних факторинговых компаний, этому тренду последовали крупнейшие игроки. Такие изменения способны положительно повлиять на развитие рынка факторинга и повысить качество продукта».
ОБХОДНОЙ ПУТЬ - ФАКТОРИНГ
Стоит отметить, что привлекательность факторинга выросла не только в глазах финансовых институтов, но и завоевала «сердца» многих представителей бизнеса. В значительной степени этому способствовал выход в свет нового закона о торговле, который, в частности, закрепил отсрочки платежей в зависимости от срока годности продуктов питания (10, 30 или 45 дней). Понятно, что компаниям достаточно сложно работать с такой мелкой «дробью», так как значительно усложняются финансовые потоки и оборот денег ускоряется. Сейчас многие торговые компании активно перезаключают договора с поставщиками, однако высока вероятность того, что не всегда установленные требования будет возможно реализовать на практике. В этом случае на помощь предпринимателям может прийти как раз факторинговое финансирование: использование периода ожидания в факторинге может позволить сетям «безболезненно» задерживать платежи по скоропортящемуся ассортименту на срок до 45 дней.
Таким образом, для некоторых торговых сетей факторинг может стать способом «обхода» закона. В результате спрос на данную услугу увеличится.
Однако в этом случае вырастают риски факторов. Известно, что просрочку в несколько банковских дней факторы допускали достаточно спокойно, так как часто просрочка носит технический характер. Чрезмерное увлечение «отсрочками» может увеличить число недобросовестных клиентов.
РИСК НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ
К факторингу на рынке долгое время было достаточно осторожное отношение, так как существуют достаточно высокие риски. Начальник управления разработки и внедрения банковских проектов СБ Банка Игорь Царев рассказывает: «Основных рисков два: неисполнение покупателем (дебитором) своих обязательств и так называемые пустые поставки, когда сделки, под которые планируется получить финансирование, существуют только на бумаге. Сокращению подобных рисков помимо прочего способствует детальный анализ дебиторов до момента принятия окончательного решения о возможности предоставления финансирования. Безусловно, этот процесс достаточно трудоемкий, однако, как показывает практика, его результативность весьма высока».
Геннадий Золкин добавляет: «Помимо кредитных рисков существует риск мошенничества, который во всем мире считается основным для факторинга. Но мошенничество в большей степени характерно для компаний малого бизнеса, которых в портфеле ЮниКредит Банка по факторингу практически нет. Тем не менее, пусть и в крайне несущественных объемах, но мы уже сталкивались и с неоплатами дебиторов, и с дефолтами самих клиентов, и с фактами мошенничества. К сожалению, дефолты - это неизбежность при любом кредитном бизнесе. Главное, чтобы из такого опыта были сделаны соответствующие выводы».
Однако в Ассоциации факторинговых компаний отмечают, что в последнее время случаи неуплаты по обязательствам достаточно редки. Так, в арбитражных судах в основном лежат иски 2007-2008 годов. Новых же практически нет. Это связано и с тем, что факторы в период кризиса серьезно инвестировали в свой риск-менеджмент, повысили требования к качеству клиентов и дебиторов. Случаи мошенничества, привлечения факторингового финансирования предбанкротными организациями снизились на порядок.
В Национальной факторинговой компании также отмечают, что рынок стал значительно «серьезнее». «С развитием кризиса все его участники усвоили урок: основа факторинга - это риск-менеджмент, и без инвестиций в развитие соответствующей инфраструктуры бизнес не имеет шанса на успешное долгосрочное развитие. Ужесточение системы риск-менеджмента повлекло за собой ужесточение требований как к клиентам, так и к дебиторской задолженности», -заключает Корнелиу Робу.
В РЕЖИМЕ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ
В период становления факторингового рынка и тем более в кризисный период данный продукт был доступен в основном для представителей крупного бизнеса. Однако в последнее время участники рынка проявляют все больше интереса к сектору МСБ. Так, Геннадий Золкин подчеркивает: «Мы видим устойчивый спрос со стороны малого бизнеса, но до настоящего времени занимались лишь крупным и средним бизнесом. В обозримом будущем мы планируем выйти и на этот, весьма перспективный, сегмент рынка. Основное отличие подходов к крупному корпоративному и малому бизнесу - это гибкость в условиях и технологических решениях. Для малого бизнеса, скорее всего, гибкость со стороны банка будет ограниченной».
Понятно, что представители разных «весовых» категорий бизнеса имеют разные финансовые потребности. Так, Елена Гладких поясняет: «Факторинг как возможность превратить дебиторскую задолженность в свободные денежные средства интересует в первую очередь малый и средний бизнес. Они стремятся к росту, а для этого не должны испытывать нехватку оборотных средств. Крупный бизнес пользуется услугами факторинга чаще с целью решения проблемы управления дебиторской задолженностью своих многочисленных дебиторов. Многие факторы заинтересованы в обслуживании крупных компаний, так как это диверсификация рисков при формировании портфеля дебиторской задолженности и стабильный доход. Зачастую клиенты сравнивают стоимость факторинговых услуг с процентной ставкой по кредитам, и факторы вынуждены подстраиваться под требования крупных компаний в части вознаграждения. Компании МСБ не избалованы вниманием, и для них прежде всего стоит вопрос не вознаграждения, хотя это тоже важно, а возможности оперативного получения необходимого объема финансирования».
В БСЖВ-Факторинг также отмечают определенные отличия: «Если компании МСБ изначально заинтересованы в получении финансирования под уступку дебиторской задолженности, то у компаний крупного бизнеса вызывают интерес такие преимущества факторинга, как управление дебиторской задолженностью, нивелирование кредитных рисков при работе с отсрочкой платежа, улучшение структуры баланса компании. Как следствие, мы наблюдаем интерес крупного бизнеса прежде всего к продукту безрегрессного факторинга, который позволяет максимально удовлетворить эти потребности».
Итак, с одной стороны, крупные компании продолжают любить факторинг, а малые и средние начинают, в свою очередь, проникаться интересом к этому виду финансирования. С учетом этого прогнозы о том, что в 2010 году данный рынок «раскачается», а в 2011 продемонстрирует существенный рост, не вызывают серьезных сомнений.
Начать дискуссию