Банки

Засуха добьет многих страховщиков

В сегменте страхования залогов юридических лиц стагнация кредитных портфелей банков и демпинг, остро проявившие себя в кризис, остаются главной проблемой для страховщиков. Засуха 2010 года отдалит и без того туманные перспективы выхода страховой отрасли из кризиса.

В сегменте страхования залогов юридических лиц стагнация кредитных портфелей банков и демпинг, остро проявившие себя в кризис, остаются главной проблемой для страховщиков. Засуха 2010 года отдалит и без того туманные перспективы выхода страховой отрасли из кризиса.

В отличие от реального сектора, который как минимум «нащупал дно», а по некоторым оценкам уже начал восстанавливаться, страховой бизнес переживает острую фазу кризиса именно сейчас. Это связано с тем, что «подушка» из заключенных в докризисный период договоров окончательно исчезла, и компании болезненно ощущают на себе провал сборов 2009 года, отмечает Дмитрий Королев, ведущий специалист управления страхования имущества юридических лиц департамента индустриального страхования компании «АльфаСтрахование».

В сегменте страхования залогов, как и в экономике в целом, наметилось некоторое оживление, но до полного восстановления еще очень далеко из-за слабо растущего объема кредитования. Крупные компании в силу стагнации рынков не испытывают большой потребности в развитии своего бизнеса и кредитовании. А российский малый и средний бизнес по причине своей непрозрачности пока не готов к тому, чтобы его кредитовала российская банковская система, говорит Роман Варламов, начальник управления коммерческого страхования компании «Капитал Страхование». Хотя и банки, и страховщики делают ставку на МСБ, предлагают множество различных программ, в полную силу они пока не работают.

Крупные предприятия кредитуются уже длительный срок, история их залогового страхования насчитывает не один год. Объем залогового имущества также стабилен: заложено и застраховано почти все, под что можно было взять кредит. Из-за того, что новых потенциальных страхователей на рынке нет, борьба идет в основном за уже существующих клиентов. Вероятно, часть страхователей переходит к конкурентам по причине неплатежей по страховым случаям или из-за плохого сервиса. Но чаще всего борьба идет именно через занижение тарифов. «Проблема демпинга стала глобальной для российского страхового рынка. Фактически не осталось сегментов, не подверженных его влиянию.

Естественно, что такой существенный сегмент рынка, как страхование залогов юридических лиц, не стоит в стороне от общерыночных тенденций. При определенной гарантированности данного канала страхования мы не наблюдаем здесь роста. Одной из главных причин как раз и стал демпинг», — говорит начальник отдела стратегического планирования и маркетинга компании «ВТБ Страхование» Кирилл Бобыльков. При стабильном числе или даже увеличении общего количества договоров за счет снижения тарифа падают объемы.

Собственники бизнеса стремятся потратить на страхование минимальные суммы и вынуждают страховщиков идти на уступки по цене. При этом покрытие рисков должно по-прежнему соответствовать требованиям банков: в полис включается покрытие рисков по утрате и повреждения предмета залога по любой причине.

В условиях рынка покупателя страховщику лишь остается решить, готов ли он пойти на требуемые условия или нет. «Страховщики сейчас все чаще соглашаются страховать даже пожаро- и взрывоопасные предприятия с изношенным оборудованиям, не соблюдающие базовые правила пожарной безопасности и эксплуатации имущества», — говорит Дмитрий Королев («АльфаСтрахование»). На рынке сформировался уже целый ряд «планово убыточных» клиентов, выплачиваемые возмещения по которым стабильно год от года превышают премии.

Однако эти клиенты продолжают страховаться по низким тарифам, потому что всегда находятся компании, готовые заключать такие договоры и получать сиюминутные деньги, не заботясь впоследствии о перспективе значительных выплат. Когда страховые случаи наступают, некоторые страховые компании уходят от возмещения ущерба, фактически снижая качество своих услуг и тем самым подрывая доверие клиентов. Все это негативно влияет на финансовую устойчивость отрасли. Ситуация ухудшается еще и чередой крупных убытков в период 2009–2010 годов, а также катастрофической засухой 2010 года, которая сулит страховщикам миллиардные выплаты.

К мошенничеству прибавилась засуха

Последние два года были отмечены небывалым всплеском крупных убытков. Проблема мошенничества всегда остро стояла перед страховым рынком, однако в 2009 году она получила новое развитие: многие клиенты постарались улучшить свое финансовое положение за счет страховщиков. Резко возросло число «страховых» случаев с поджогами и неожиданным исчезновением имущества.

Объем залогового имущества стабилен: заложено и застраховано почти все, под что можно было взять кредит

Динамика обращений по страховым случаям неутешительная, говорит Дмитрий Королев («АльфаСтрахование»). Уже несколько лет подряд у большинства компаний на рынке наблюдается рост убыточности: растет доля премии, которую компании отдают на оплату страховых возмещений по договорам.

По некоторым видам страхования показатель убыточности уже превышает 100%. Это означает, что компаниям не хватает средств, собранных от страхователей, и им приходится часть убытков выплачивать за счет собственных средств. Серьезным испытанием для многих СК станет засуха в центральной России. По словам Кирилла Бобылькова («ВТБ Страхование»), нынешнее засушливое лето с массой пожаров нанесет существенный урон экономике и часть его будет возмещена за счет страховых компаний.

Почти все крупные компании имеют значительные портфели залоговых договоров страхования урожая в регионах, где в настоящий момент продолжается засуха. Уже сейчас можно сказать, что засуха 2010 года по своим масштабам значительно превзошла засушливые периоды 2003 и 2008 годов. По самым первым оценкам, выплаты по договорам страхования урожая по рынку могут составить от 2,5 до 8 млрд рублей. Утешением может стать лишь то, что, как правило, многие договоры подлежат перестрахованию, а значит, у страховщиков будет возможность покрыть убытки за счет выплат от перестраховщиков. Кроме того, в России страхование не стало распространенной практикой защиты от рисков.

Обычно страховщики жалуются на то, что россияне не привыкли страховаться, из-за чего у страховых компаний недостаточно клиентов, но в этом году страховым компаниям повезло: убытки от масштабных пожаров ложатся на собственников имущества и на государство.

Проблемный, но гарантированный сегмент

При всех сложностях страховщики не спешат уходить с рынка страхования залогов. Спрос на страховые услуги клиентами, как правило, не осознан, а отчасти репутация отрасли подорвана невыгодными условиями урегулирования убытков по ОСАГО. В итоге проблема формирования спроса для страховщиков становится одной из основных. В аналитическом ежегоднике «Экспертиза страхового рынка», подготовленном «Эксперт РА», вмененные и обязательные виды страхования названы драйверами рынка в ближайшие 5–7 лет. В условиях общей неопределенности рынка банки дают страховщикам более или менее стабильный поток клиентов, и по доброй воле из этого сегмента никто не уйдет.

Конечно, бывает, что конкретная страховая компания перестает удовлетворять жестким требованиям того или иного кредитного учреждения. «Требования банков к страховому покрытию как инструменту управления рисками ужесточились, и соответствовать им могут все меньшее количество страховщиков. За последние полгода в связи с недостаточной надежностью целый ряд известных страховых компаний лишился аккредитации в крупных банках», — говорит заместитель директора Центра управления партнерскими продажами РОСНО Александр Кананадзе.

Правда, на практике память об уроках может оказаться короткой, и, когда объемы кредитования восстановятся до докризисных уровней, банки в погоне за перспективными заемщиками могут снова ослабить контроль за кредитными и страховыми рисками.

По некоторым видам страхования показатель убыточности уже превышает 100%

Демпинг со стороны конкурентов или их сговор с сотрудниками отделений банков, искусственно ограничивающих доступ страховщиков к страхованию залогов на местах, — это тоже предпосылки для расторжения отношений того или иного страховщика с конкретным банком. Но в целом о выходе крупных игроков с этого рынка речь не идет. Однако уже банкам имеет смысл обеспокоиться по поводу недостаточно надежной страховой защиты собственных кредитных портфелей.

Перспективным направлением развития сегмента залогового страхования участники рынка считают создание коробочных продуктов на типовые виды имущества, которые позволили бы банку упростить процедуру выдачи кредита и снизить риски за счет оптимизации процессов. Что касается прогнозов на 2010 год, то страховщики стараются верить в лучшее, хотя в данном случае «лучшее» — отсутствие спада. (По данным «Эксперт РА», сегмент в 2009 году сократился на 16% по сравнению с 2008 годом.)

Развитие сегмента залогового страхования во многом зависит от динамики объемов кредитования юридических лиц. Если экономика до конца года не продемонстрирует стабильного роста, а реальный сектор не проникнется позитивными ожиданиями, страховая отрасль продолжит стагнировать. Кирилл Бобыльков («ВТБ Страхование») ожидает роста данного сегмента на уровне 5–7%, что при поправках на инфляцию будет означать, по сути, отсутствие роста. Рынок по сравнению с 2009 годом вырастет на 20–30%, надеется Роман Варламов («Капитал Страхование»). Тем не менее страховщики понимают, что при первых же признаках стагнации или даже замедления восстановления экономики сегмент начнет снова сжиматься.

Начать дискуссию