Банки

Проверки для банкротов

При банкротстве банков будет обязательное расследование в отношении руководителей, а средства клиентов общих фондов банковского управления будут выведены из конкурсной массы. Такой законопроект подготовило Минэкономразвития.

При банкротстве банков будет обязательное расследование в отношении руководителей, а средства клиентов общих фондов банковского управления будут выведены из конкурсной массы. Такой законопроект подготовило Минэкономразвития.

Проект закона, впервые в российской практике предусматривающий наказание руководителя банка за недостоверность или подлог финансовой отчетности, опубликован на сайте Минэкономразвития. Под недостоверностью в законе понимаются существенные искажения данных, ложные сведения или сокрытие признаков банкротства. За эти нарушения предусмотрен штраф до трех годовых доходов и до двух лет исправительных работ.

Сейчас за недостоверную отчетность можно отозвать лицензию у банка, но привлечь к ответственности его руководителей нельзя, объясняет один из авторов законопроекта — первый заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов ( АСВ) Валерий Мирошников.

Этими поправками впервые вводится статья «Служебный подлог в кредитной организации», говорит партнер бюро «Бартолиус» Юлий Тай. Сейчас случаи привлечения руководителей банка-банкрота очень редки, только если удалось доказать преднамеренное банкротство банка, говорит он.

Если будет доказана вина собственника в том, что банк обанкротился из-за его действий или бездействия, он должен будет компенсировать причиненный убыток.

Привлечь собственника к ответственности при банкротстве позволяет и действующее законодательство, говорит Мирошников. Введение уголовной ответственности сильно сократит количество фальсификаций, которые сейчас не редки, полагает председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин.

Впервые предполагается учесть в этом законе интересы пайщиков общих фондов банковского управления (ОФБУ). В законе о банкротстве активы ОФБУ ранее никак не выделялись, попадая в общую конкурсную массу, а пайщики попадали в третью очередь и им мало что оставалось при банкротстве банка, указывает Тай.

При этом активы ОФБУ формируются из средств пайщиков, т. е. это имущество не принадлежит банку и поэтому неправильно было распространять на него взыскание — оно должно быть выведено из конкурсной массы, указывает Тай.

Но есть и обратная сторона — собственники или руководители банка, раньше всех имеющие возможность понять, что дело идет к банкротству, могут пользоваться особым режимом для ОФБУ и заранее, незадолго до банкротства, оформлять на него активы и имущество, предупреждает Тай.

Начать дискуссию