Год, который можно назвать годом восстановления после кризиса, ознаменовался повышенным вниманием всех банков к розничному кредитованию, даже несмотря на то, что большинство россиян продолжали экономить. Вопросы потребкредитования волновали и законодателей.
Уходящий год заслуживает анализа на предмет описания важных тенденций, которые (по крайней мере, некоторые из них) проявились ранее, но именно в течение 2010 года стали настолько очевидными, что их уже невозможно игнорировать. Думаю, есть смысл рассмотреть два ряда событий, относящихся к уходящему году и к последнему кварталу 2009 года. Эти два ряда отразятся как на банковской рознице, так и на банковской сфере в целом. Работать в изменившихся условиях предстоит всем, но для кого-то эта перестройка может оказаться весьма болезненной. Итак, первый ряд связан с поведенческими изменениями самих банков.
По итогам 2010 года можно сделать следующие констатации. Безудержная реструктуризация кредитов юридическим лицам сменилась стагнацией данного направления работы. Узкоспециализированные розничные банки уходят от волатильного «межбанка» к более стабильным источникам фондирования. Кроме того, они агрессивно занимаются расширением сети отделений — вплоть до их перекупки их вместе с персоналом. Банки, вышедшие из целевого потребительского кредитования еще до кризиса, возвращаются в розничные сети.
Наблюдается массированный вывод на рынок кобрендовых кредитных карт большинством универсальных банков, несмотря на значительные изменения в структуре потребительского поведения большей части населения от «тратим любой ценой» к «экономим любой ценой». Еще несколько характерных явлений 2010 года: — парад заявлений об отмене различных комиссий; — переход рынка от скупки кредитных портфелей к рефинансированию долгов потребителей; — смена подхода в ипотечном кредитовании от Originate-To-Fix («выдаем ипотеку для решения проблем задолжавших нам девелоперов») к Originate-To-Sell («выдаем ипотеку для перепродажи сами знаете кому»); — приход на российский рынок подразделений по розничному кредитованию мировых автопроизводителей (что повлечет неминуемые изменения в структуре кредитных портфелей большинства универсальных банков, выстроивших свой ритейл в основном вокруг этого самого автокредитования); — приход лидеров FMCG в банковский бизнес, которые поставили перед собой цель не столько продвигать продажи товаров, сколько добиться конвертации клиентов своих программ лояльности в пользователей собственных розничных банков. При этом большинство универсальных банков, ранее игнорировавших массовый ритейл и при этом считавших обязательным иметь проекты по VIP-обслуживанию, стали срочно искать свое «место под солнцем» в сфере экспресс-кредитования населения.
Теперь они готовы идти вплоть до «микрофинансирования» (которое, правда, не имеет ничего общего с тем кредитованием населения, за которое банкирам вручают Нобелевские премии). А поведение некоторых игроков напоминает действия персонажей известного мультфильма, которые, маскируя свою попытку сбежать из зоопарков, в ответ на удивление других действующих лиц этой прекрасной анимации по поводу суматохи, четко выполняют команду «улыбаемся и машем». Второй ряд событий связан с повышением активности законодателей, и этот внешний фактор меняет банковскую деятельность извне.
Можно отметить следующие регулирующие инициативы. Перенос даты вступления в силу отдельных положений закона «О персональных данных» на 1 января 2011 года. Решение Президиума ВАС от 2 марта 2010 года по спору Русского Банка Развития и Роспотребнадзора.
Большинство универсальных банков, включая и ранее игнорировавших массовый ритейл, стали срочно искать свое «место под солнцем» в сфере кредитования населения
Вступление в силу новой редакции статьи 29 закона «О банках и банковской деятельности» (запрет на одностороннее изменение условий договора). Мониторинг Банком России ставок привлечения средств физлиц на депозиты. Принятие главы 6 закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (об универсальной электронной карте).
Принятие закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»; Информационное письмо Президиума ВАС о некоторых вопросах применения положений статьи 319 Гражданского кодекса. Перенос на 1 июля 2011 года срока прекращения действия послаблений к критериям участия в системе страхования вкладов. Нельзя не отметить важнейшие дискуссии, в том числе: — по проекту закона «О национальной платежной системе»; — по проекту пакета поправок в законы «О банках и банковской деятельности» и «О связи», регулирующих участие операторов мобильной связи и электронных денег в осуществлении платежей; — о правомерности уступки прав требований коллекторским агентствам (потеряла смысл после осуществления такой уступки одним из государственных банков и принятия решения о привлечении коллекторов в качества агентов другим государственным банком); — вокруг представленного Министерством финансов проекта закона о потребительском кредитовании.
Суть в том, что именно после прохождения наиболее острой фазы кризиса приходит время ускоренного нормотворчества в сфере розничного кредитования. В дополнение к очищению рынка, которое было вызвано непосредственно кризисом, устанавливаются и новые правила игры. Они указывают, в том числе, и на возможное осознание значимости теми, кто эти правила устанавливает, роли и места розничного кредитования в общей структуре банковского бизнеса и экономики страны в целом. Эти две последовательности событий многими воспринимаются как параллельные миры или прямые, которые никогда не пересекутся. Но именно такое восприятие не позволяет осознать, что розница — это «всерьез и надолго».
Розничные банки смогли раньше остальных оправиться от кризиса и показывают сейчас такую эффективность бизнеса, которая многим «универсалам» не снилась и в докризисные времена. Изменения, которые определили действительность 2010 года, фундаментальны, и потому его можно назвать годом великого поворота банков лицом к потребителям.
Начать дискуссию