Первый посткризисный год выдался «урожайным» на новые масштабные внедрения. На общем фоне выделяются государственные банки, которые сумели использовать дешевые государственные деньги на действительно важные проекты.
В целом же, подводя итоги уходящего года, хотелось бы отметить три основных тренда в банковском ИТ.
Первый тренд - централизация.
Нужно отметить завершившийся в этом году проект ВТБ: внедрение АБС на базе новой «Афины». Все 55 филиалов ВТБ во всех часовых поясах теперь работают на одной инсталляции АБС, что дает множество выгод с точки зрения ИТ и бизнеса - как эксплуатации системы, так и оптимизации и типизации бизнес-процессов. Все наши новые приложения мы в ВТБ теперь сразу внедряем как централизованные. В частности, речь идет о системах предкредитной обработки, валютного контроля и о других продуктовых системах. Централизацию АБС провели и крупные коммерческие банки, такие как ТРАСТ и ОТП Банк.
Очень масштабный проект централизации начат в Сбербанке. Технологически она происходит на основе как собственных разработок, так и продуктов сторонних разработчиков. Очевидно, что централизация в Сбербанке охватит все его территориальные банки, а завершение ее - дело нескольких лет. Думаю, в течение ближайших лет мы увидим, что все банки, нацеленные на развитие, пойдут путем централизации. Второй тренд развития ИТ, причем не только этого года, но и на ближайшие несколько лет, - дистанционное банковское обслуживание (ДБО).
Развитие ДБО в перспективе приведет к принципиальному изменению формы банковского обслуживания, организации сети продаж и формата точек продаж. На самом деле развивать сеть продаж для ритейла в формате традиционных допофисов сейчас неэффективно, поскольку практически все расчетные и платежные операции можно реализовы-вать через дистанционные каналы, такие как мобильный телефон и Интернет, а проводить пополнение счета можно через терминалы и банкоматы формата cash-in.
И мобильный, и интернет-банкинг для розницы наиболее успешно, на мой взгляд, развивают сегодня ВТБ24 и Альфа-Банк. В частности, очень красивые и эффективные приложения созданы для платформы iPhone в Альфа-Банке.
Кредитные операции большинство ритейловых банков выносят либо в торговые предприятия (если это потребительские кредиты), либо в автосалоны (если речь идет об автокредитовании). Либо банк сотрудничает с застройщиками и агентствами недвижимости, если это ипотечное кредитование.
Сегодня точка принятия решения о продаже продукта - например, о выдаче кредита -может быть вынесена из фронтального банковского подразделения в центральный офис, что также открывает новые перспективы для сокращения и облегчения традиционных банковских отделений. Таким образом, универсальные отделения банков теряют смысл, и в ближайшее время мы, по всей видимости, увидим реструктуризацию классических банковских отделений и их массовое закрытие.
В корпоративном банкинге также наблюдаются схожие тенденции. Банки активно выходят в Интернет. Например, мы развернули масштабный проект по переводу наших клиентов на интернет-систему ДБО и реализуем сейчас сложный и мощный функционал дистанционного управления корпоративными финансами для наших крупнейших клиентов. И наконец, третий тренд - развитие ИТ-инст-рументов продаж. В этом сегменте, в частности, стоит отметить внедрение двух крупнейших проектов в Сбербанке - это кредитная фабрика для физлиц и корпоративный CRM. В корпоративном секторе выделяется внедрение системы предкредитной обработки в ВТБ. Эти и подобные проекты направлены на ускорение кредитных процедур и в целом процедур продажи продуктов, снижение их себестоимости, стандартизации и автоматизации процедуры принятия решения.
Из крупнейших инфраструктурных проектов хотел бы отметить строительство офиса ВТБ в Башне Федерации Москва-сити, куда мы переехали в текущем году. Это беспрецедентный по инженерной сложности проект, который был реализован в кратчайшие сроки и позволил разместить в одном небоскребе все подразделения банка. Некоторые решения были использованы впервые не только в России, но и в Европе.
Ну и конечно, заметным событием стало начало строительства Сбербанком мегацода, который станет крупнейшим в России. Кроме того, банковское ИТ-сообщество с большим вниманием изучает опыт ВТБ Капитал по использованию аутсорсингового дата-центра. Он интересен как прецедент, поскольку традиционно финансовые организации используют для этого собственные площади.
Начать дискуссию