Банки

Банки - бизнес-драйвер идеи мобильных платежей

6 октября 2010 года Государственной Думой в первом чтении приняты поправки в ФЗ «О связи» и «О банках и банковской деятельности», также известные как поправки о мобильных платежах. Данные поправки будут регулировать оборот электронных денег и позволят использовать мобильный телефон в качестве электронного кошелька для оплаты товаров и услуг. Однако на данный момент и у законодателей, и у участников рынка остается еще очень много вопросов к системе мобильных платежей.

6 октября 2010 года Государственной Думой в первом чтении приняты поправки в ФЗ «О связи» и «О банках и банковской деятельности», также известные как поправки о мобильных платежах. Данные поправки будут регулировать оборот электронных денег и позволят использовать мобильный телефон в качестве электронного кошелька для оплаты товаров и услуг. Однако на данный момент и у законодателей, и у участников рынка остается еще очень много вопросов к системе мобильных платежей. В частности, неясен один из основных моментов: механизм взаимодействия участников рынка мобильных платежей - банков и операторов связи.

Тем не менее мобильные деньги не есть что-то уникальное: в мире на данный момент уже реализована не одна платежная система, превратившая мобильный телефон абонента в полноценный аналог кошелька или банковской карты. Система мобильных платежей может состоять из следующих участников: банка, мобильного оператора, получателей платежей и - дополнительно -платежной системы. В зависимости от того, кто занимает лидирующую позицию в консорциуме, мировая практика разделяет четыре типа системы мобильных платежей: банковская (SmartMoney, реализованная на Филиппинах), операторская (G-cash, Филиппины),   M-Pesa   (Huawei   Mobile Money, Кения), на основе платежной системы (PayPal Mobile, США и Великобритания), а также сконцентрированная вокруг специально созданного независимого юридического лица.

Какие выгоды может извлечь банк из участия в системе мобильных платежей? В первую очередь, безусловно, это выход на новый рынок и привлечение новых клиентов. Кроме того, внедрение системы мобильных платежей снижает оборот наличных, позволяет четко отслеживать транзакции.

Почему данное решение актуально на российском рынке? Проникновение сотовой связи идет существенно быстрее, чем растет число клиентов банков и владельцев банковских карт. Так, по данным аналитиков на III квартал 2010 года, число пользователей сотовой связи в России составило 219,6 млн, в то время как число пользователей банковских карт составляет лишь 128,6 млн (по данным ЦБ на 01.04.2010). Таким образом, система мобильных платежей может рассматриваться как инструмент перемещения базы мобильного оператора в банковскую систему.

Тем не менее в настоящее время рынок мобильных платежей представлен только мобильным банкингом и мобильными платежами. Мобильный банкинг является аналогом интернет-банкинга и позволяет управлять своим счетом удаленно, в том числе проводить платежи. Услуга мобильных платежей поддерживается крупнейшими мобильными операторами и платежными системами, позволяя пользователям проводить мгновенные платежи в пользу широкого, но все же ограниченного списка контрагентов. Незанятой является ниша мгновенных платежей, основанных на технологиях RFID и NFC, которые могут превратить мобильный телефон в истинный заменитель наличности и банковских карт.

Компания Huawei имеет решение для систем мобильных платежей, которое успешно внедрено в нескольких странах, - в частности, уже упомянутая M-Pesa в Кении. Решение от Huawei -это   полнофункциональная   система мобильных платежей, которая может интегрироваться как с банковскими системами, так и с биллинговыми системами операторов связи. Данная система обладает надежностью, соответствующей системам операторского класса, и защищенностью, характерной для банковских систем, обеспечивая безопасность и скорость мобильных платежей. Система мобильных платежей от Huawei может выступать в качестве единого процессингового центра для платежей, основанных на таких разных технологиях, как RFID, Web/WAP, SMS/USSD.

В решении от Huawei не осталась без внимания такая актуальная тема, как приложения для современных мобильных телефонов на базе ОС iPhone OS, Android, Symbian, Windows Mobile, которые выступают в качестве клиентских приложений. Имея платформу для процессингового центра и клиентские приложения, Huawei предлагает полное решение для организации мобильной коммерции в России.

Кто может и должен стать бизнес-драйвером идеи мобильных платежей на российском рынке? Думается, в первую очередь все-таки банки. Тем более что присвоить себе часть функций оператора мобильной связи вполне возможно уже сейчас, запустив проект MVNO (Mobile Virtual Network Operator) - виртуальный оператор мобильной связи, решение, очень популярное сейчас как среди операторов фиксированной связи, так и среди ритейлеров. Простейший вариант -перепродажа услуг оператора и «присвоение» биллинга, расчета с абонентами, с дальнейшим возможным предоставлением услуг других сервис-провайдеров. Этот сервис также может быть реализован на базе решения компании Huawei, включая изготовление абонентских устройств - мобильных телефонов - с логотипом банка и эксклюзивным программным обеспечением. Кроме того, в рамках реализации проекта MVNO компания Huawei готова оказать необходимые консалтинговые услуги и обеспечить банку поддержку в организации сотрудничества с операторами сотовой связи.

Начать дискуссию