Источник: 100кредитов.ru
Коллекторские агентства появились в России сравнительно недавно. Если говорить об активной фазе существования данного рынка услуг, то она составляет не более пяти лет. Естественно, что основными клиентами коллекторских агентств стали банки, причем те, которые выдают большое количество потребительских кредитов. За последние годы практика взаимодействия банков и коллекторов изменилась.
На сегодняшний день кредитные организации передают реестры должников коллекторам на более ранних сроках возникновения просроченной задолженности по потребительским кредитам. Ни для кого не секрет, что именно потребительский кредит – банковский продукт, который имеет самый высокий процент невозврата по кредитам. Взыскать задолженность с неплательщика намного проще на ранних стадиях, шансы на эффективность взыскательных мер резко увеличиваются.
В большинстве случаев банкиры имеют лишь поверхностное представление о технологиях взыскания просроченной задолженности, которую применяют специализированные агентства. То же самое можно сказать и о стадиях монетизации просроченного долга. В данном случает речь идет совсем не о юридической стороне работы данных «посредников». С юридической точки зрения коллекторский бизнес строго контролируется как государством, так и банковским сообществом. Речь идет о том, насколько технологически оснащении долговых агентств. Хорошо организованный бизнес по взыскиванию просроченной задолженности по потребительским кредитам не может обойтись без вложений в телефонию, организации call-центра, наличия IT-платформы, способной обрабатывать огромное количество долговых досье в онлайн режиме, соблюдая при этом все требования законодательства о защите персональных данных.
Для большинства людей: для тех, кто получил банковский кредит, воспользовался услугами банка в области кредитования, для самих банкиров, деятельность коллекторского агентства сводится к представлениям о визитах серьезных людей в офис или домой. Кредитные организации, которые впервые прибегают к услугам коллекторов, исходя из таких представлений, формируют критерии соответствия для коллекторских агентств при их выборе.
Самое удивительное, но при выборе агентства основным критерием для банковских организаций становится наличие регионального покрытия и возможность взыскания просроченной задолженности на выезде.
Хотелось бы отметить, что согласно статистике большая часть долгов коллекторами взыскивается при помощи дистанционных технологий. Доля такого рода взыскания составляет примерно 80%. Выездные методы в деятельность коллекторов составляют не более 10-15%. Судебные методы при взыскивании долгов составляют не более 10%. Потребительский кредит – самый распространенный банковский продукт, причем его и «берут» чаще, и задолженность взыскивать по нему также приходится чаще. Наличие хорошо развитой региональной сети у коллекторов естественно хорошо помогает при работе с должниками. Но стоит отметить, что выезд к должнику – крайняя мера. Ни один самый крупный оператор, осуществляющий деятельность в регионах не соответствует требованиям по региональному покрытию. Многие агентства по взыскиванию долгов берут на себя обязательства взыскивать долги в любом регионе. К сожалению, это всего лишь рекламный ход. Даже крупнейшие американские и европейские представители данного бизнеса не имеют такой возможности, это слишком дорого.
Оценивая филиальную сеть коллектора, особое внимание кредитным организациям стоит обращать не на наличие филиальной сети, а на ее работоспособность. Также стоит обращать внимание и на технологическую базу коллектора.
В заключение хотелось бы отметить, что основа для деятельности коллекторских агентств – лицензия Федеральной службы технического и экспортного контроля или ФСТЭК. Но наличие лицензии не должно стать формальным признаком. Идеальный вариант для кредитных учреждений – проведение полного аудита и оценки агентства, тендерных торгов. Только таким образом можно выбрать агентство, которое способно эффективно возвращать банку невозвращенные займы.
Начать дискуссию