В 2011 году банк «Образование» отмечает 20-летие. О том, как из узкоспециализированного банка, обслуживающего вузы, кредитное учреждение превратилось в полноценный универсальный банк, рассказывает Председатель правления банка «Образование» Александр Мираков.
— Александр Владимирович, вы являетесь бессменным руководителем банка «Образование» в течение уже десяти лет. Какие перемены произошли в банке за этот период?
— В 2000 году активы банка составляли около 40 млн рублей. Когда наша команда пришла в банк, потребовалось серьезно докапитализировать организацию и пополнить ее инструментарий. В 2005 году наш банк стал участником системы страхования вкладов, в 2007 году получил генеральную лицензию и лицензию на операции с драгметаллами. Одновременно банк «Образование» уделял большое внимание совершенствованию комплексной системы высококачественного обслуживания клиентов, становился участником различных платежных систем. В 2008 году банку присвоен статус «Уполномоченный Банк Правительства Москвы». Все это стало подтверждением выхода банка на новый, более высокий уровень.
Сейчас чистые активы банка находятся на уровне 10 млрд рублей, валюта баланса около 30 млрд рублей, капитал свыше 750 млн рублей. За десять лет значительно увеличилась клиентская база и кардинально поменялась ее структура. Большое внимание уделяется кредитованию малого и среднего бизнеса: мы работаем с Фондом содействия кредитования малого и среднего бизнеса Москвы, на федеральном уровне — с РосБР.
Банк активно развивает региональную сеть, открыто девять региональных подразделений, значительная часть которых, появилась в кризисном 2009 году. Останавливаться в развитии нельзя.
В данной ситуации нужно либо расти, либо уходить из этого бизнеса.
— Банк исторически имеет тесные связи с системой высшего образования. Сохраняет ли ваша организация связь с отраслью?
— У нас традиционно близкие отношения с Российским государственным университетом нефти и газа имени Губкина. Мы стараемся поддерживать партнерские отношения с вузами, в частности, с МФТИ и с РГСУ, помогаем кредитовать малые инновационные предприятия.
Что касается такого продукта как кредит на обучение, то среди московских абитуриентов он не очень востребован. Практика показывает, что одаренные студенты и без кредита на обучение могут поступить в вуз и потом будут востребованы на рынке труда. Часто молодые люди не готовы брать кредит, так как не уверены, что действительно будут заниматься тем, чему их научат в данном вузе.
Кроме того, кредит на образование должен быть чем-то дополнительно обеспечен, а тема госгарантий в России еще не до конца проработана. В итоге получается, что далеко не все вузы, не все банки и не все студенты готовы работать с кредитами на обучение.
По нашему опыту, образовательный кредит ориентирован больше на клиентов, которые стремятся повысить свой профессиональный уровень. Это взрослые состоявшиеся люди, которые получают второе высшее образование или обучаются на курсах MBA.
— Для многих небольших банков болевая точка — повышение минимального уровня капитала. Каковы планы банка «Образование» по докапитализации?
— Мы постоянно исследуем новые возможности повышения капитала банка, привлекаем как сторонние, так и собственные ресурсы. Например, сейчас мы регистрируем допэмиссию.
Опыт первого повышения минимального уровня капитала российских банков до 90 млн рублей показал, что собственники, которые поставили перед собой цель повышения капитала, нашли источники докапитализации. Те, кто не прошел границу в 90 млн рублей, по сути дела, или не потрудились найти недостающие денежные средства, или же их бизнес оказался неинтересным для потенциальных инвесторов.
— В каких регионах представлен банк и планируется ли расширение региональной сети?
— Банк присутствует в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Владимире, Твери, Туле, Калуге, Новосибирске, Магасе, Самаре, Горно-Алтайске, Краснодаре. Организационные формы — восемь филиалов, одно представительство и один операционный офис.
Многие банки идут в регионы, чтобы развивать розницу, поэтому там остаются ниши, которые мы стараемся использовать. Наиболее интересно для нас закрепиться в основных региональных центрах, расширить присутствие в Сибири, на Урале, в Приволжском округе, зайти в крупные промышленные центры.
В то же время банк не ставит цели обязательно открыть какое-то количество филиалов за год. Мы работаем над повышением эффективности имеющейся сети и планируем в течение года-двух расширить региональное присутствие. Однако многое будет зависеть от ситуации на финансовом рынке России и на мировых финансовых рынках.
— Вы не исключаете возникновение новых катаклизмов на финансовых рынках?
— Антикризисные меры работают, и это вызывает либо стабильность, либо некую иллюзию стабильности. Сейчас среди убыточных банков много крупных кредитных учреждений. Ситуация с качественными заемщиками выправляется очень медленно. Некоторые банки увеличивают розничный кредитный портфель, другие, и мы в том числе, стараются найти качественных корпоративных клиентов, но в любом случае перед банками стоит трудная задача. Если анализировать глобальные финансовые риски, то сохраняется опасность возникновения валютных войн, риск неадекватного движения валютной массы. В развитых странах сохраняется проблема «плохих» долгов.
— На какие направления бизнеса вы сделаете ставку в ближайшем будущем?
— Мы развиваемся как стандартный универсальный банк с представлением клиентам полного спектра высокотехнологических банковских продуктов и услуг. Безусловно, одним из основных направлений развития, по-прежнему будет являться кредитование, в том числе и ипотечное. Вместе с тем ощутимую долю в доходах банка занимает доход от операций на финансовых рынках, в том числе на валютном рынке.
Данное направление интересно и корпоративным клиентам, совершающим импортно-экспортные сделки. Развиваем мы и брокерские услуги, так как они востребованы и широким кругом клиентов, и топ-менеджерами наших корпоративных клиентов.
Банк «Образование» делает упор на корпоративный сектор, не забывая о физических лицах. Для них мы предлагаем целую линейку разнообразных банковских вкладов, валютно-обменные операции, переводы и платежи, банковские карты, включая DinersClub International. Начинаем работать на рынке ипотечного кредитования.
Наш банк планирует увеличивать клиентскую базу, как за счет привлечения частных клиентов, так и за счет предприятий малого и среднего бизнеса, при этом сохраняя индивидуальный подход, уважение и партнерские отношения. Мы работаем для наших клиентов и предлагаем взаимовыгодные, перспективные возможности сотрудничества. Двери наших офисов, филиалов и отделений всегда открыты для вас!
Начать дискуссию