Банки

Катит по-прежнему телега

В России исторически сложилось так, что основной акцент в банках делался на бухгалтерском учете. На первом месте была не лошадь, то есть бизнес, а телега — учет. Но жизнь берет свое, и в скором времени в России будут такие же правила игры, как и в других странах.

В России исторически сложилось так, что основной акцент в банках делался на бухгалтерском учете. На первом месте была не лошадь, то есть бизнес, а телега — учет. Но жизнь берет свое, и в скором времени в России будут такие же правила игры, как и в других странах.

Карл Сумманен,
вице-президент, начальник управления банковских процессов и технологий банка ВТБ,

Телега впереди лошади

В банковской системе я начал работать в 1994 году. Можно сказать, что автоматизация банковских процессов в то время находилась на нулевом уровне. Понятно, что построение АБС — это производ­ная от некоторых внешних условий, таких как бизнес банка и требования регулятора. ЦБ тогда только начинал устанавливать правила игры и требования к банковским учреждениям, а его нормативная база на тот момент была гораздо меньше, чем сейчас.

Ключевым фактором, определившим дальнейшее развитие автоматизации банков, на мой взгляд, стало то, что российский ЦБ, в отличие от банков других стран, выбрал собственный, специфичный путь развития банковской системы.

Что происходило с инфраструктурой банков в начале 90-х? В России исторически сложилось так, что основной акцент в банках делался на бухгалтерском учете.

На первом месте была не лошадь, то есть бизнес, а телега — учет. Поэтому в 90-е годы слово «автоматизация» означало автоматизацию бухгалтерии и систем ввода данных для отражения операций в учете. Этот перекос во многом сохраняется до сих пор.

Что было на практике? Банки не очень хотели вкладывать средства в серьезную автоматизацию, так как их бизнес по большому счету не так уж сильно от нее зависел. Поэтому во многих учреждениях стояли локальные системы, сделанные «на коленке» двумя-тремя программистами.

И в банке, в котором я тогда работал, использовалась самописная система, причем это было нормальным явлением. В ней и делался баланс. Каким-то образом была реализована консолидация информации из филиалов в головной офис.

Но ни о каком «сквозном» обслуживании клиентов речь тогда не шла, так же как и о дистанционном обслуживании физических лиц. Продуктовый ряд банков был простейший: для физических лиц — ведение счетов и выдача кредитов, для юридических лиц — чуть сложнее, но не намного. То есть это был эмбриональный период автоматизации банковской деятельности.

Тандемократия

Начиная с 1994 года банки стали уделять технологиям больше внимания. Это было связано с тем, что усложнялись требования ЦБ, а кроме того, расширялся продуктовый ряд.

У банков появилось желание создавать высокотехнологичные продукты. Например, в 1995 году возникла идея дистанционного банковского обслуживания. Первый проект по его созданию мы инициировали во Всероссийском биржевом банке, но последний, к сожалению, «прожил» недолго.

В 90-е годы слово «автоматизация» означало автоматизацию бухгалтерии и систем ввода данных для отражения операций в учете кредитные организации стали эмитировать пластиковые карты и вступать в международные платежные системы; стали появляться и российские платежные системы.

В 1996 году я перешел работать в Гута-банк, где был запущен проект по дистанционному банковскому обслуживанию, который был удачно завершен. Если говорить об автоматизации в целом, то в Гута-банке тогда внедрялась одна из лучших на тот момент отечественных АБС — «БИСквит».

Зарубежные компании, предлагавшие решения по автоматизации для банков, появились на нашем рынке в начале 90-х. Одно из первых внедрений от компании Misys было в банке СБС-Агро. Потом продукты этого вендора стали внедряться и в других банках. Но проблема (которая актуальна, кстати, до сих пор) заключалась в том, что наши отчетность и правила учета очень специфичны и изменчивы.

В России эффективна своя идеология автоматизации: учет реализуется на местном решении, а все, что связано с бизнесом, привязывается к зарубежным системам

И западные решения довольно трудно локализовывать под российские требования. А ведь систему потом надо постоянно менять по мере того, как ЦБ вносит очередные изменения!

Поэтому в России по-прежнему остается эффективной своя идеология автоматизации: функциональность, связанная с ЦБ, то есть главная бухгалтерская книга, реализуется на местном решении, а все, что связано с бизнесом (продуктами и т.д.), привязывается к зарубежным системам. Такая тандемная архитектура, на мой взгляд, оптимальна.

Польза невнедрения

В 2008 году руководителю IT одного из банков была поставлена задача внедрить зарубежную АБС. При этом потребности банка в целом неплохо обеспечивались существующей АБС, острой необходимости ее замены не было. Руководитель, человек опытный, знающий о судьбе некоторых своих коллег, пытавшихся реализовать подобные проекты, прекрасно понимал, какие риски несет такое внедрение, и подошел к поручению очень вдумчиво.

Была сформирована команда, которой поставили задачу не бросаться во внедрение сломя голову, а внимательно изучить вопрос и определить, существуют ли варианты, обеспечивающие большую вероятность успешной реализации проекта.

Прежде всего изучили опыт коллег из других банков. Картина получилась невеселая. Выяснилось, что при всех торжественных докладах о внедрении и полученных бонусах, ни в одном из изученных банков в полном масштабе система внедрена не была. Без протокола сотрудники, участвовавшие в проектах, рассказывали об огромном количестве подводных камней и проблем и особенностях поведения поставщиков АБС, о которых не говорится и не пишется в официальных материалах.

Командой проекта с участием всех бизнес-подразделений банка были подготовлены детальные требования, проведен анализ рынка решений, составлен шорт-лист, организованы презентации систем. Кроме того, состоялись поездки к поставщикам. Надо отдать должное, маркетинговые подразделения вендоров отработали на пять с плюсом. Все материалы и презентации поставщиков выглядели очень неплохо.

И все-таки на уровне интуиции оставалось ощущение, что красивая внешняя обертка не совсем точно отражает реальное положение вещей.
Тогда было принято нестандартное решение: всем претендентам было предложено за соответствующую плату установить в банке прототип решения, настроенный на выполнение минимального набора стандартных функций.

Он был гораздо уже требований банка и, судя по декларациям вендоров, уже полностью реализован, протестирован и даже внедрен в других банках. Фактически речь шла о внедрении готового коробочного решения с минимальной настройкой. Вендорам на это было дано около полугода, что с учетом декларируемой готовности систем, по мнению банка, было более чем достаточно.

Через полгода, когда были предъявлены результаты, к удивлению банка и стыду поставщиков выяснилось, что даже этот минимальный набор требований выполняется в лучшем случае наполовину. Очевидно, что в случае начала полномасштабного проекта банк оплатил бы серьезную переработку решения под российские особенности, проект растянулся бы на три-четыре года, обошелся бы во много миллионов долларов, но в полной мере так и не был бы реализован.

В результате в банке не стали торопиться с проектом, рассудив, что лучше подождать развития событий на рынке, в том числе появления новых решений, более приспособленных для российских банков.

Мораль: недоверчивость полезна, а немного денег и усилий на прототипирование могут экономить миллионы. На карьере такой взвешенный подход тоже хорошо сказывается.

А время гонит лошадей

Если говорить о развитии, то в уже 1996 году в банках, в которых я работал, шла речь о переходе на единую банковскую систему. Позже стали решаться задачи централизации, когда хостинг банковской системы создавался в головном офисе, а филиалы переводились на работу по удаленным каналам связи. Постепенно появились идеи использования единого «инстанса» — когда несколько филиалов банка работает на многобалансовой базе данных.

Сейчас уже во многих банков реализована централизованная схема. А следующим шагом эволюции должен стать отказ от отдельных балансов филиалов. У банка должен быть один баланс, а его подразделениям следует заниматься только продажей продуктов.

Жизнь берет свое и, думаю, в скором времени в России будут такие же правила игры, как и в других странах. Во всяком случае, мы к этому двигаемся.

Комментарии

1
  • AVKomarov
    Цитата:
    В России исторически сложилось так, что основной акцент в банках делался на бухгалтерском учете. На первом месте была не лошадь, то есть бизнес, а телега — учет.

    Карл Сумманен несколько сгущает краски и малость недоговаривает, возможно, по простоте душевной. Обратите внимание, что в России банкоматы появились, относительно, недавно по сравнению с остальным миром. И, когда российские банки устанавливали первые банкоматы, то выдавать наличность вкладчикам банка по бухгалтерским правилам было разрешено только по расходному ордеру при предъявлении паспорта. А, банкоматы, в угоду бизнесу, разумеется, выдавали наличные при предъявлении пластиковой карты и ввода кода, а такого разрешения в бугхалтерских правилах не было ещё много-много лет. Даже сейчас разрешается выдавать наличные только удостоверившись в личности получателя, а не любому, кто введёт код.
УСН

Работать на упрощенке по-простому больше не получится. Будут счета-фактуры, книга продаж, декларация по НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Интересные материалы

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».