Опубликовано: Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. № 3 за 2003 год.
В.А. Кузнецов, начальник отдела Департамента платежных систем и расчетов Банка
России
А.В. Шамраев, заведующий сектором Департамента платежных систем и расчетов Банка
России
В настоящей статье приводится практика применения Положения Банка России от 9 апреля 1998 года № 23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» (далее — Положение № 23-П) в виде обобщенных ответов на вопросы, наиболее часто поступающие от кредитных организаций.
Вопросы, касающиеся эмиссии банковских карт и совершения операций с их использованием
Один из часто встречающихся вопросов касается отличительных особенностей двух
типов банковских карт, предусмотренных Положением № 23-П: расчетных и кредитных.
В результате выдачи и того и другого типа банковских карт возникают обязательства
держателя карты перед банком-эмитентом, а банка-эмитента перед другими участниками
платежной системы оплачивать в безналичном порядке документы, предъявляемые
участниками после совершения держателем карты операций с использованием банковской
карты и подтверждающие совершение таких операций. Возникающие обязательства
исполняются за счет денежных средств, находящихся на банковском счете, открытом
в банке-эмитенте (при выдаче расчетной карты), или за счет кредита, предоставленного
банком-эмитентом (при выдаче кредитной карты). Главной особенностью кредитной
банковской карты является то, что исполнение обязательств по сделкам, совершенным
с ее использованием, осуществляется клиентом только за счет предоставленных
кредитной организацией денежных средств (кредита на условиях платности, срочности
и возвратности) в пределах расчетного лимита, в соответствии с условиями кредитного
договора. В случае выдачи расчетной карты ее держателю также может предоставляться
кредит банком-эмитентом (овердрафт), но только в случае отсутствия или недостаточности
денежных средств на банковском счете держателя карты. Предоставление такого
кредита регулируется ст. 850 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наличие
у держателя карты обязательств перед банком-эмитентом отличает банковские карты
от предоплаченных карт, основанием для выдачи которых является договор, не предусматривающий
открытие держателю карты банковского счета или предоставление ему кредита, но
возлагающий на банк-эмитент обязанность по исполнению денежных обязательств
в пользу держателей предоплаченных карт или третьих лиц, реализующих товары
(оказывающих услуги) посредством предоплаченных карт по требованию последних.
В Положении № 23-П статус предоплаченных карт не определен, но это предполагается
сделать в его новой редакции.
Другой часто встречающийся вопрос касается правового режима эмиссии и распространения
банковских карт. В соответствии с разделом 1 «Термины и определения» Положения
№ 23-П «эмиссию банковских карт» образует деятельность кредитной организации,
связанная с открытием счетов и расчетно-кассовым обслуживанием своих клиентов
по операциям, совершенным с использованием выданных им банковских карт. При
определении того, какая кредитная организация является эмитентом банковской
карты, основным признаком является вступление с держателем карты в договорные
отношения, относящиеся к эмиссии банковских карт, а не физическая выдача банковских
карт (что может иметь место и при распространении банковских карт) или наличие
логотипа той или иной кредитной организации. В случае эмиссии расчетных карт
без возможности кредитования счета банк-эмитент открывает только счета вкладов/банковские
счета держателей карт, а расчетных карт с возможностью кредитования счета (кредит
в виде овердрафт) и кредитных карт — внутрибанковские ссудные и внебалансовые
счета для учета текущей задолженности держателя карты по предоставленному кредиту
и соответствующих лимитов кредитования. Важно отметить, что эмиссия банковских
карт не рассматривается в Положении № 23-П как новая форма договорных отношений
между банком и клиентом или как новая форма безналичных расчетов. Регулирование
расчетов с использованием банковских карт осуществляется в зависимости от характера
договоров, уже предусмотренных действующим гражданским законодательством (договор
банковского счета, банковского вклада, кредитный договор), с учетом особенностей
использования банковских карт. Действующие правовые нормы применяются и в отношении
таких вопросов, как порядок начисления процентов по привлеченным и размещенным
денежным средствам, находящимся на банковских счетах, на которых отражаются
операции, совершаемые с использованием банковских карт. К таким нормам, в частности,
относятся п. 1 ст. 834, ст. 838, ст. 852 ГК РФ, а также нормы Правил ведения
бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской
Федерации (утверждены Положением Банка России от 05.12.2002 № 205-П) и Положение
Банка России от 26.06.98 № 39-П «О порядке начисления процентов по операциям,
связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения
указанных операций по счетам бухгалтерского учета» (применимо по аналогии).
Порядок начисления и уплаты сумм комиссий по операциям, совершаемым с использованием
банковских карт, регулируется договорами, заключенными между кредитными организациями
и их клиентами, в соответствии со ст. 851 ГК РФ и ст. 29 и 30 Федерального закона
«О банках и банковской деятельности».
Еще одним актуальным вопросом является вопрос о правомерности оказания банком-эмитентом
держателям карт дополнительных услуг, таких, как предоставление страховых полисов,
распространение телефонных карт и т.п., оказываемых организациями, не являющимися
кредитными, а также заключения агентских договоров на распространение банковских
карт, прием/выдачу по ним наличных денег с такими организациями.
По первой части вопроса ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»
содержит запрет для кредитных организаций заниматься производственной, торговой
и страховой деятельностью. В связи с этим заключение банком-эмитентом с держателями
карт договоров купли-продажи товаров (включая телефонные, интернет-карты и т.п.),
договоров страхования и иных договоров, подпадающих в сферу ограничения деятельности
кредитных организаций, является неправомерным. Вместе с тем действующее законодательство
(в частности ст. 851 ГК РФ, ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской
деятельности») позволяет банку взимать с клиента плату за услуги по совершению
банковских операций. С учетом этого договор, заключаемый кредитной организацией
с клиентом и предусматривающий осуществление операций с использованием банковских
карт, может содержать условие о перечислении денежных средств клиента за дополнительные
услуги предоставляющим их организациям (страховым, транспортным организациям,
операторам услуг связи и иным сервисным организациям) и взимании платы за осуществление
данной расчетной операции.
Что касается второй части вопроса, то здесь действуют ограничения Федерального
закона «О банках и банковской деятельности», относящие операции по приему/выдаче
наличных денег от физических лиц, в том числе для последующего перевода по их
поручению, к банковским операциям, осуществление которых требует лицензии Банка
России на осуществление банковских операций. Исключение из этого правила предусмотрено
в ст. 18 Федерального закона «О почтовой связи» от 17.07.99 № 176-ФЗ для организаций
федеральной почтовой связи, которые могут от своего имени на основании договора
(за исключением договора на эквайринг), заключаемого с кредитной организацией,
осуществлять выплату наличных денежных средств с использованием банковских карт.
В договорах, заключаемых кредитными организациями с организациями федеральной
почтовой связи, должно предусматриваться предварительное зачисление кредитной
организацией на расчетный (текущий) счет организации почтовой связи суммы денежных
средств, в пределах которой впоследствии будет осуществляться выдача наличных
денежных средств с использованием банковских карт.
Следующий интересный вопрос — об обеспечении обязательств держателя карты перед
банком-эмитентом при выдаче расчетных карт. В банковской практике для этой цели
используются суммы так называемого страхового (гарантийного) депозита. Действующее
законодательство допускает использование двух следующих моделей:
o учет сумм обеспечения на банковском счете держателя карты. В этом случае в
договоре банковского счета могут быть установлены ограничения права клиента
распоряжаться средствами обеспечения (такая возможность вытекает из ст. 845(3)
ГК РФ), но возможные проблемы связаны с последствиями расторжения договора банковского
счета по инициативе держателя карты (ст. 859 ГК РФ). Такой вариант, как использование
кредитной организацией в рамках одного договора банковского счета двух лицевых
счетов по балансовому счету 42308 для отражения на первом операций с использованием
расчетной карты, а на втором — средств обеспечения, не решает проблему возможного
расторжения договора и вступает в противоречие с Положением № 23-П;
o обособленный учет сумм обеспечения. Правовым основанием для этого может являться
заключение отдельного (от договора банковского счета) договора между банком-эмитентом
и держателем карты, регулирующим вопросы использования банковской карты и обеспечения
обязательств держателя карты. Возможность такого подхода вытекает из принципа
свободы договора (ст. 1 и 421 ГК РФ) и законодательного допущения применения
сторонами в договоре других способов обеспечения, чем предусмотренные главой
23 ГК РФ. При этом важно прямо оговорить, что используемый способ обеспечения
не является залогом, поскольку сложившаяся судебная практика не признает залога
денежных средств на банковском счете.
2. Вопросы, касающиеся совершения валютных операций и порядка их оформления
На практике у кредитных организаций возникает много вопросов, связанных с операциями,
совершаемыми с использованием корпоративных карт за рубежом, которые прямо не
относятся к перечню, установленному в п. 4.6 Положения № 23-П. Например, произведенные
расходы, связанные с приобретением специализированной литературы. Следует отметить,
что, согласно нормам Положения № 23-П, за рубежом можно совершать операции,
только непосредственно связанные с командированием представителей (сотрудников)
юридического лица. В соответствии со ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации
работодатель в случае направления в служебную командировку работника обязан
возмещать ему расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы,
связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), а также
иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками,
определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством
Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Согласно подп. «г» п. 9 ст. 1 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании
и валютном контроле» оплату расходов, связанных с командированием работников
за рубеж, следует рассматривать как переводы неторгового характера, являющиеся
текущими валютными операциями. Пунктом 1 ст. 6 вышеуказанного Закона установлено,
что текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений. Таким
образом, если приобретение специализированной литературы отнесено внутренним
документом командирующей организации к расходам, связанным со служебными командировками,
а также если указанные расходы являются расходами представительского характера,
то они могут быть отнесены к операциям, предусмотренным в подп. 6 и 7 п. 4.6
Положения № 23-П.
В контексте рассматриваемого вопроса следует также учитывать, что в случае оплаты
командировочных и представительских расходов за рубежом с использованием банковских
корпоративных карт рекомендуется представлять отчеты о расходах командируемого
лица в служебной командировке за пределами Российской Федерации в сроки, установленные
Положением Банка России от 25.06.97 № 62 «О порядке покупки и выдачи иностранной
валюты для оплаты командировочных расходов» и составляющие:
- 10 календарных дней с даты окончания служебной командировки за пределы Российской Федерации для представления командируемым лицом авансового отчета организации, направившей его в служебную командировку;
- 20 календарных дней с даты возвращения командируемого лица из служебной командировки для представления
организацией, направившей командируемое лицо в служебную командировку, уполномоченному
банку обоснования совершения указанных операций, в том числе отчет о расходах
с приложением расчетных и иных документов по каждой операции. Что касается отчета
о расходах с приложением указанных документов (счета за проживание, билеты на
транспорт, оригиналы слипов, квитанции банкоматов), то на практике у кредитных
организаций возникает вопрос, является ли нарушением валютного законодательства
отсутствие квитанции банкомата и должен ли в этом случае уполномоченный банк
уведомлять органы валютного контроля. Отсутствие квитанции банкомата — документа,
подтверждающего факт совершения операции выдачи наличных денежных средств с
использованием банковской карты, а не факт расходования денежных средств, полученных
под отчет уполномоченным представителем юридического лица, не является нарушением
норм валютного законодательства. Наличие реестра платежей является достаточным
условием для подтверждения совершения указанной операции. Нормы Положения №
23-П в отношении наличия обязательных реквизитов в документах, составленных
по операциям с использованием банковских карт, действуют в отношении документов,
составленных на территории Российской Федерации. Таким образом, отсутствие каких-либо
реквизитов на квитанции банкомата, составленной за рубежом, не является нарушением
норм Положения № 23-П.
Особо хотелось бы отметить возможность осуществления таможенных платежей в иностранной
валюте с использованием таможенных карт со счетов юридических лиц — резидентов
на территории Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Российской
Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» виды обязательных платежей
государству (налогов, сборов, пошлин, иных безвозмездных платежей) в иностранной
валюте определяются законами Российской Федерации. Согласно Налоговому кодексу
Российской Федерации таможенные платежи относятся к федеральным налогам и сборам.
В соответствии со ст. 123 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные
платежи уплачиваются юридическим лицом-резидентом как в валюте Российской Федерации,
так и в иностранных валютах. Пересчет иностранной валюты в валюту Российской
Федерации (за исключением случая, когда такой платеж может быть уплачен только
в иностранной валюте) производится по курсу, установленному Центральным банком
Российской Федерации, действующему на день принятия таможенной декларации. Технология
расчетов по таможенным платежам с применением микропроцессорных таможенных карт
не противоречит действующему законодательству, и совершение операций по оплате
федеральных налогов и сборов с использованием банковских карт не отличается
от исполнения указанных обязательств путем перечисления денежных средств платежным
поручением.
Начать дискуссию