АКТУАЛЬНЫЙ ТРЕНД НА РЫНКЕ КОРПОРАТИВНЫХ КРЕДИТОВ — ВСЕ БОЛЕЕ ТЕСНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И ФИНАНСОВЫХ МОДЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ БИЗНЕСОМ. ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ НА СТРОИТЕЛЬНЫЙ РЫНОК, ФАКТОРИНГ В РИТЕЙЛЕ НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ, А АККРЕДИТИВЫ ВСЕ ЧАЩЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В КАЧЕСТВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИНСТРУМЕНТА ФИНАНСИРОВАНИЯ.
О ситуации на рынке корпоративных банковских продуктов «Бизнес-журналу» рассказал директор департамента корпоративных продаж Промсвязьбанка Александр ЧЕРНОЩЕКИН.
— Как известно, Промсвязьбанк начал снимать кризисное «табу» на работу с застройщиками. Это касается только Москвы или и регионов тоже?
— Да, у нас уже есть положительный опыт финансирования строительных объектов после кризиса. В экономике за последние 6-9 месяцев многое изменилось. Начало оживать строительство, причем речь идет не только о завершении замороженных объектов: налицо запуск новых проектов в сегменте как жилой, так и коммерческой недвижимости.
Сотрудничество с застройщиками хорошо увязывается и со стратегией банка в сфере ипотечного кредитования. Для нас логичным шагом стало продолжение корпоративного кредитования в рамках проектов, которые мы будем предлагать под ипотеку нашим клиентам — физическим лицам. Банк готов рассматривать возможности кредитования строительства отдельных объектов. Это нам, в принципе, интересно. Конечно, в условиях повышенного риска мы ориентируемся на более высокую доходность, чем в таких сегментах, как стандартное кредитование «оборотки» или приобретение основных средств. Но, повторяю, в целом это направление в банке мы «разморозили» как в Москве, так и в регионах.
— Такие проекты адресованы только крупному бизнесу?
— Нет, в банке было принято решение об изменении подходов к работе корпоративного блока: порог по выручке клиента был снижен до 360 млн рублей. Мы уверены, что такие компании переросли планку малого бизнеса, имеют большое значение для экономики регионов и работают, ориентируясь уже не на принципы и подходы малого предпринимательства с его упрощенной отчетностью и серьезной оптимизацией налогооблагаемой базы. Компании среднего уровня являются крупными налогоплательщиками, работают в тесном контакте с местной властью и обеспечивают основной экономический базис для развития регионов.
Именно поэтому в работе с таким бизнесом мы ушли от стандартизированных подходов при рассмотрении заявок, предлагаем индивидуальный подход и работу персонального клиентского менеджера. Набор продуктов разрабатывается также индивидуально, с учетом потребностей и запросов каждого отдельного клиента, исходя из специфики его отрасли и особенностей ведения бизнеса. Поэтому клиенты получили доступ к таким продуктам, как факторинг, международное финансирование, cash management, и другим инструментам, ориентированным на управление ликвидностью.
Не менее важным направлением для нас является работа с подрядчиками крупнейших федеральных компаний.
— Каким образом вы привлекаете таких клиентов? Ведь этот сегмент интересен сегодня многим банкам.
— Мы предлагаем своим клиентам активно пользоваться гарантиями в пользу ФСК, ОАО «РЖД», Транснефти, Росатома, то есть тех государственных компаний, которые реализуют крупнейшие инфраструктурные проекты. Такие финансовые инструменты сегодня используют большинство компаний, занятых в данном сегменте. А интерес к нему со стороны многих банков объясняется тем, что в России экономическая ситуация развивается по сценарию «экономики спроса».
— Чем она отличается от «экономики предложения»?
— В условиях «экономики спроса» государство через своих ведущих экономических агентов формирует госзаказ, связанный со строительством крупнейших инфраструктурных объектов по всей стране. Исходя из этой политики, бизнес выстраивает и логику своей работы.
Как правило, для заключения контрактов с госкорпорациями необходимо выиграть конкурс. А для участия в нем требуется тендерная гарантия возврата аванса. У нас налажены хорошие отношения со всеми крупнейшими заказчиками, наши гарантии принимаются ими уже длительное время. В итоге большое количество компаний, занимающихся в регионах инфраструктурным строительством, поставкой оборудования или предоставлением услуг, активно пользуются нашими гарантиями.
— Что представляет собой этот финансовый инструмент?
— Если коротко, это обязательство банка осуществить платеж за клиента в случае невыполнения последним своих обязательств. Другое дело, что структурно это очень сложный набор сервисов. Например, Промсвязьбанк предлагает таможенные и контрактные гарантии (тендерные, гарантии возврата аванса или исполнения обязательств по контракту), гарантию возврата возмещенного НДС и еще пять видов специальных гарантий.
Для многих компаний это выгодная возможность. Ведь стоимость гарантии существенно ниже стоимости кредитных ресурсов. Фактически, речь идет о дополнительном финансировании по более низкой ставке.
— Мы уже затронули тему регионов. Какие сегменты рынка финансовых услуг явно оживают на местах?
— В первую очередь хочу упомянуть факторинг, связанный с крупнейшими ритейлерами. В этом сегменте, на наш взгляд, кризис закончился раньше, чем в целом по рынку, активизировались процессы слияний и поглощений торговых сетей. Укрупнение игроков сетевой торговли влияет и на требования к поставщикам. Поэтому зачастую у компаний, которые поставляют в сети товар, возникают вопросы, связанные с финансированием оборотного капитала. Учитывая нарастающий интерес к этому финансовому продукту, мы унифицировали некоторые процессы риск-менеджмента и предложили клиентам упрощенную процедуру рассмотрения заявок по факторинговому финансированию отсрочек для одобренных банком ритейлеров. Лимиты финансирования по данной схеме устанавливаются в кратчайшие сроки и всего по семи документам.
— Региональные поставщики торговых сетей наверняка оказываются в выигрыше?
— Если компания решила начать работать с ведущими федеральными сетями из списка, одобренного нашим банком, то финансирование предоставляется по этой упрощенной программе. Схема удобная, «рабочая». К тому же для поставщиков в сети действует специальное предложение с возможностью финансирования до 95% от суммы поставки. Ставка комиссий действует минимальная. Мы работаем практически со всеми торговыми сетями, и наши партнерские отношения помогают нам очень быстро принимать на факторинговое обслуживание региональных поставщиков.
— Сегодня многие компании задумываются о модернизации, государство всячески старается стимулировать бизнес вкладывать в это направление средства...
— Это естественный процесс. Последние 20 лет, в течение которых Россия переживала переход из плановой экономики в рыночную, мы наблюдали и существенные провалы, и подъемы, связанные не только с ростом экономики, ВВП в частности, но и достаточно существенным ростом потребления со стороны населения. Объяснять последнее мы привыкли притоком ресурсов из нефтяной отрасли. Однако на такое оживление потребительского поведения значительное влияние оказала еще и норма инвестирования, которая за эти двадцать лет была существенно снижена в сравнении с периодом существования Советского Союза. Мы стали меньше инвестировать в основные фонды, стали строить меньше заводов. По сути, все это время мы пользовались советским заделом. Сегодня нам нужен новый промышленный рывок, что означает строительство заводов и фабрик, модернизацию и замену оборудования.
Понятно, что здесь немало работы и у банков. Промсвязьбанк по мере возможностей участвует в решении этой глобальной задачи. У нас накоплен очень большой опыт работы с международными институтами, западными банками и поставщиками оборудования, используемого в промышленности, энергетике, пищевой, телекоммуникационной отраслях… Список внушительный.
— Есть ли у региональных компаний шансы получить доступ к таким программам?
— Естественно, мы готовы финансировать региональные проекты по строительству новых цехов, производств, у нас есть очень удобные формы финансирования, связанные с импортом оборудования.
— В таких проектах очень важны сроки и условия привлечения финансирования…
— Совершенно верно. Поэтому в числе предлагаемых нами схем есть, в том числе, и долгосрочные, рассчитанные на 3-7, а иногда — и на 10 лет — в зависимости от проекта. И как раз здесь, чтобы подстраховать клиентов, используются аккредитивы, позволяющие гарантировать поставки оборудования надлежащего качества и своевременность прохождения платежей. Получается, что, с одной стороны, банк защищает интересы клиента, а с другой — обеспечивает минимальную стоимость финансирования на этапе производства и поставки оборудования в Россию. Так у предприятий появляется возможность соблюсти принципы классической финансовой модели ведения бизнеса. А ведь значимость этих принципов существенно выросла после кризиса: сроки финансирования должны соответствовать срокам окупаемости проектов.
Наконец, специалисты банка, задействованные в подобных сделках как консультанты и участники переговоров, способны дать финансовую и логистическую оценку отношений с иностранными партнерами. А это дополнительная гарантия успеха любого проекта.
Так что еще раз подчеркну: точек соприкосновения и взаимных интересов у компаний и финансово-кредитных учреждений становится все больше. В этом смысле кризис точно закончился!
Начать дискуссию