Интервью

Легкий офис – идеал банкира

Вадим МАМАЕВ: «Любой здравомыслящий банк должен постоянно заниматься оптимизацией процессов в сети»

ОТП Банк оказался в числе тех, кто использовал кризисное «окно возможностей» для развития бизнеса. Как рассказал НБЖ директор дирекции ИТ-технологий ОТП Банка Вадим МАМАЕВ, на рубеже 2009–2010 годов в финансово-кредитной организации провели несколько дорогостоящих внедрений ИТ-решений и не намерены останавливаться на достигнутом.

НБЖ: Когда мы обсуждали вопросы к интервью, вы обмолвились, что те решения, которые вы в данный момент внедряете, — далеко не самые крупные и дорогостоящие. А речь, как я поняла, идет об автоматизации управления рисками и интернет-банке. Многие банки считают, что развитие интернет-банкинга — это как раз дорогой и сложный процесс. На фоне чего это мелочи, и дорого — это сколько?

В. МАМАЕВ: Давайте вернемся назад, чтобы это оценить. Наш банк стал частью венгерской OTP Group в 2007 году, соответственно, во второй половине 2007 года была принята стратегия развития ИТ на три года, которая предполагала построение фундамента ИТ-архитектуры, позволяющей банку динамично развиваться.

В 2008–2009 годах были реализованы крупные проекты, связанные с построением инфраструктуры, все они закончены в начале 2010 года. Во-первых, внедрена новая CRM-система Siebel 8, предназначенная для выдачи и обслуживания розничных кредитов, — мы на нее мигрировали со старой версии, запустили новые розничные продукты. Далее мы поменяли АБС, которая занимается двумя основными нашими линейками продуктов: речь идет о кредитных картах и потребкредитах в магазинах. Кроме того, в феврале этого года мы перешли на процессинг группы, расположенный в Будапеште. Раньше у нас не было своего процессинга, хотя при наших объемах карточного бизнеса и амбициях стать одним из лидеров рынка было логичным.

НБЖ: Почему же это не было сделано раньше — скажем, еще до кризиса?

В. МАМАЕВ: Видимо, когда банк готовился на продажу, никто не хотел инвестировать в проекты с достаточно большим сроком окупаемости. Кстати, после кризиса инвестиции в ИТ-инфраструктуру не только не прекратились, но даже выросли. В 2008 году средств выделено больше, чем в 2007 году, в 2009 году и 2010 году — еще больше. В 2011-м, я полагаю, тенденция сохранится. Все это говорит о серьезном и стратегическом подходе к ИТ в ОТП Банке.

ОТ ФУНДАМЕНТА - К НАДСТРОЙКЕ

НБЖ: Итак, сложные и дорогостоящие внедрения позади. Так и хочется спросить: все ли выделенные средства уже реализованы?

В. МАМАЕВ: Мы построили платформу, это костяк. Теперь приступаем к развитию трех основных направлений, для которых, собственно, и необходима была автоматизация бизнеса. Будем развивать новые каналы продаж, повышать качество обслуживания и оптимизировать процессы.

Бизнес у нас универсальный, продуктов становится все больше, и мы планируем захватывать все более существенную долю рынка. Согласно стратегии развития нашего банка, мы должны войти в ТОП-20 российских банков. Сейчас у нас примерно 40-я позиция, по розничным кредитам мы держим 15-е место, а по кредитным картам у нас пятая позиция. Ну и, что хочется отметить, поднялись с третьего места на второе по POS-кредитам. Рынок меняется, часть игроков ушла с рынка в кризис, а мы активно работаем.

Через нас проходят ежегодно миллионы клиентов, далеко не все стали постоянными. Наша задача — стать для клиента домашним банком, нарастить кросс-продажи, то есть добиться того, чтобы потребитель приобретал у нас весь комплекс продуктов. От кредита на чайник до ипотеки. Для этого надо повышать качество обслуживания. А без оптимизации сейчас невозможно создать эффективный банк: на конкурентном рынке приходится понижать ставки, при этом сохраняя доходность. Внедряя каждое новое решение, мы, как правило, решаем все три задачи разом. Скажем, через интернет-банк для физлиц мы одновременно и новый канал продаж, повышаем качество обслуживания, параллельно решая задачи оптимизации.

Теперь отвечаю на вопрос о бюджетах: мы сейчас строим собственный DATA-центр, а в следующем году начнем строить резервную площадку, повышая отказоустойчивость нашего бизнеса.

НБЖ: А сейчас у вас как эти проекты реализованы? ЦБ же постоянно ужесточает нормы непрерывности передачи данных…

В. МАМАЕВ: У нас, безусловно, есть DATA-центр, но на арендованных площадях. Вкладывать в строительство на арендованных площадях огромные средства — а это действительно большие затраты — бессмысленно. Для нас это были площади бывших владельцев банка, и проблемы такой не было. Сейчас она встала, и мы ее решаем.

Что касается резервного ЦОДа, у нас его как такового нет. Есть резервные системы, бэкапы и т.д., так что требования регулятора мы выполняем. Но ЦОДа, территориально удаленного от основного ЦОДа, который в случае форс-мажорной ситуации сможет быстро взять на себя его функции, пока нет. В любом случае резервный ЦОД — это гарантия качества и снижение операционных рисков, поскольку система имеет меньшую вероятность отказа.

НБЖ: Расскажите подробнее об оптимизации.

В. МАМАЕВ: В свое время наш банк покупал и присоединял другие банки. Все юридические процессы присоединения дочерних банков завершены, необходимо унифицировать ИТ-инфраструктуру. Это оптимизация не только ИТ, но и бэк-офисного персонала и бизнеса в целом. В частности, в 2007 году в состав Группы ОТП вошел Донской народный банк, ставший впоследствии ростовским филиалом нашего банка. Сейчас там активно идет замена ИТ-платформы на нашу.

«ТОТАЛЬНОЙ ЗАМЕНЫ НЕ ПРОИЗВОДИТСЯ»

НБЖ: Когда купили Инвестсбербанк, была ли спущена какая-то директива из Будапешта: все в ИТ унифицировать?

В. МАМАЕВ: Перед нами не стояла задача перейти на платформу OTP. Лучшее, что работало у нас, осталось. То, чего у нас не было, либо то, что хорошо развито в материнской компании, перенесли в Россию. Например, венгерский интернет-банк — ОТПдирект, который внедрен в дочерних банках группы, — доказал свою эффективность. Количество пользователей этим сервисом в Венгрии измеряется миллионами клиентов. То же самое с процессингом. Он строился специально под нужды группы, уже внедрен почти во всех банках группы, поэтому был внедрен и у нас.

А вот наши основные решения — такие как CRM и банковские системы — остались и активно развиваются. У нас много коммерческих стандартов, в том числе по оборудованию, и мы, когда что-то новое внедряем, конечно, смотрим: есть ли это в группе, на хорошем ли уровне? И принимаем решение. Тотальной замены ради замены у нас не производится.

НБЖ: Вы работали в банках с российскими владельцами, теперь у банка западный «стратег». Ощущаете ли вы разницу в подходах к работе ИТ — на собственном опыте и опыте коллег?

В. МАМАЕВ: Отношение к ИТ у западных владельцев более серьезное, чем у российских, и это радует. Внимания и средств больше, чем раньше. Хотя мне кажется, что сейчас в крупных российских банках активно идет процесс переосмысления роли ИТ.

НБЖ: Вы как-то говорили, что ИТ — самая затратная на сегодня статья расходов для банка, если не считать расходов на зарплаты и аренду. Можно привести какие-то данные — каковы вложения в ИТ-проекты за последние три года?

В. МАМАЕВ: Сложно сказать точно. Речь идет о суммах порядка $10 млн и более в год. Обидно, но в позапрошлом году мы даже не сумели израсходовать все, что выделяли. Все внедрения, которые были ранее начаты, доделали. Но бюджет был большой, а на пике кризиса не было четкого понимания новых бизнес-задач. И этот застой продлился почти до конца 2009 года.

НБЖ: Надеюсь, ваши владельцы не придерживаются российской логики: не смогли освоить бюджет по году — урезать его на следующий год.

В. МАМАЕВ: Логика такая же. Менеджера, который не исчерпал бюджет, а значит, не реализовал какие-то проекты либо неверно спланировал расходы, скажем так, не хвалят.

НБЖ: Суммы, которые вкладывает в развитие ИТ-инфраструктуры ОТП Банк, сопоставимы с теми, которые выделяют на реализацию тех же целей конкуренты?

В. МАМАЕВ: Необходимы примерно аналогичные расходы, если банк пытается активно развиваться на сегодняшнем рынке. Это я знаю, скажем так, из разговоров с коллегами, которые активно развиваются. Иначе у банка низкая эффективность и неконкурентные продукты.

НБЖ: Вы как-то говорили, что в кризис перед ИТ-подразделением стояла задача снижать операционные затраты. Что для этого потребовалось?

В. МАМАЕВ: Это была сложная задача. Для нас все свелось к тому, что мы закрыли вакансии, но ИТ-подразделение почти не сократилось — у нас никогда не было излишка специалистов. Было также принято просчитанное решение отдать часть работы на аутсорсинг.

СЭКОНОМИТЬ НА АУТСОРСИНГЕ

НБЖ: Многие CIO банков откровенно высказываются в том смысле, что крайне невыгодно отдавать проекты или какие-либо функции на аутсорсинг. Мало того что это дорого, банк еще и попадает в зависимость от подрядчика, который далеко не всегда является высококвалифицированным специалистом. Сталкивались ли вы с такого рода проблемами?

В. МАМАЕВ: Часть стратегии нашего развития состояла в том, что мы, имея аутсорсинг, оставляем за собой право разрабатывать практически весь тот софт, который находится у нас на вооружении. Когда мы переходили со старой АБС на новую, мы переучили команду, тем самым усилив свои позиции. То же при внедрении CRM. У нас старая версия Siebel 6 была на собственной поддержке, сейчас мы занимаемся версией Siebel 8 совместно с вендором. Это сложный процесс, может быть, он обходится чуть дороже, но это позволяет в будущем экономить банку не только деньги, но и силы, и нервы. Поскольку мы можем ряд задач решить и без поставщика или можем поменять поставщика по каким-то решениям, что-то сами дописать. Конечно, мы понимаем, что это сопряжено с большими трудностями, и никто этого ради самого процесса делать не будет, но сама по себе возможность такого решения у нас есть.

ВНЕДРЯЕМ «ХАНТЕР»

НБЖ: Ваш банк, наверное, тоже не обошла такая модная сейчас тема, как автоматизация мидл-офиса. Ведь оценка рисков в потребкредитовании приобретает особую остроту.

В. МАМАЕВ: У нас нет понятия мидл-офис. Клиент, который пришел за кредитом, получает его в течение 15 минут, и разделить автоматическую процедуру анализа на мидл- и бэк-офисы невозможно. Система скоринга его оценила и либо сразу сказала «да», либо, если клиент вызывает подозрения, отправляет его в БКИ или кредитному инспектору. Риски имеют свою аналитику. Мы для них строим хранилище данных, на основе которого строятся скоринговые модели, формируются вместе с бизнес-подразделениями концепции обслуживания, сборов и т.д.

Внедрению предшествовали тесты, по итогам которых было принято решение, что вложения себя оправдывают, нужны и полезны.

Сейчас мы внедряем систему «Хантер» для противодействия мошенничеству. Эта система, по сути, тот же кредитный инспектор, который у нас был, но заявки теперь всегда попадают в «Хантер» — систему по отлавливанию мошенников, которые ходят по банкам и «собирают» кредиты.

Система дополнительно проверяет клиентов на предмет нечетких соответствий. Например, у какого-то клиента были похожие данные, и он не заплатил, или контактный телефон похож, или отличаются всего две буквы фамилии, или всего одна цифра в паспорте. Эти данные выводятся оператору, и тот уже принимает решения на основе неких алгоритмов: действительно ли перед ним мошенник или кредит можно выдать. Конечно, об этом проекте более подробно могут рассказать его основные инициаторы и заказчики из дивизиона по управлению рисками.

НБЖ: Вы говорили о важности автоматизации процессов коллекшна.

В. МАМАЕВ: То, что мы делаем сейчас в рисках, — это тоже оптимизация и повышение эффективности бизнеса. Бизнес и риски жестко связаны, поскольку задача — не только выдать кредит, но и вернуть, не потеряв клиента. Поэтому задачи по коллекшну — это не только отсеивание плохих клиентов. Это и выстраивание эффективного сервиса, который предупреждает попадание клиентов в коллекшн. Это комплекс задач, решаемых совместно бизнесом и ИТ: и интернет-технологии, и контакт-центр, и автообзвоны, и поставленная работа самой службы по мониторингу и сбору задолженности, которая должна своевременно оповещать клиентов обо всех проблемах.

Проблемы с качеством работы и автоматизацией бизнес-процессов по сопровождению зачастую являются основными драйверами при росте просрочки, поэтому мы и делаем акцент на повышение качества обслуживания.

НБЖ: Когда речь идет о масштабных внедрениях, всегда хочется понять: какова отдача — в абсолютных цифрах, в процентах. Можно как-то обозначить это, скажем, в сегменте рисков?

В. МАМАЕВ: У нас в модели стоят более высокие уровни просрочки, чем имеем на текущий год. И это связано как с повышением качества обслуживания, так и с растущей долей на рынке. Плохие заемщики есть у любого банка, и чем больше у банка доля рынка и клиентов, тем, соответственно, меньший процент «плохих» кредитов. Это, конечно, справедливо только при высококачественной работе риск-подразделений.

ЭКОНОМИЧНЫЕ ОФИСЫ

НБЖ: Кто на сегодня ваши основные клиенты — москвичи или регионалы?

В. МАМАЕВ: Большинство наших клиентов — не в Москве. POS-кредиты мы выдаем практически во всех регионах. Правда, такие кредиты по всей стране «открываются» на балансе головного офиса. Это дает экономию на затратах. Банк присутствует в более чем 2700 населенных пунктах. У нас на сегодня порядка 100 кредитно-кассовых офисов.

НБЖ: Возможно ли расширение за счет привлечения новых торговых сетей для выдачи потребительских кредитов?

В. МАМАЕВ: Мы пытаемся, но не так все просто. Работа с крупными федеральными сетями зачастую экономически неэффективна, поэтому как раз мы делаем упор на сотрудничество с большим количеством региональных сетей.

НБЖ: Но и в регионах сейчас, по сути, засилье московских сетей, где «все схвачено».

В. МАМАЕВ: Конкуренция острая, отсюда и ориентация на расширение каналов продаж, качество и оптимизацию.

НБЖ: По какому принципу сейчас выбираете места для открытия офисов?

В. МАМАЕВ: Офис должен окупаться. Мы что-то открываем, что-то закрываем. Открываем часто в новом формате. Наверное, когда банк продавался, с маркетинговой точки зрения было правильным, что на Садовом кольце были расположены почти все офисы. Но есть «проходные» места: там аренда вдвое дешевле, а поток клиентов значительно выше.

Любой здравомыслящий банк должен постоянно заниматься оптимизацией сети, строить концепцию ее развития. Мы планируем в будущем куда активнее открывать более легкие и дешевые офисы, чем развивать большие офисы. Это, конечно, также вопрос ИТ-решений. Мое личное мнение: будущее за легкими или мобильными офисами, функциональными с точки зрения ИТ. Содержать сеть больших офисов — удовольствие дорогостоящее. Нужен четкий баланс между «легким» и «тяжелым» присутствием банка.

НБЖ: Правильно ли я понимаю, сейчас вы в регионах развиваетесь за счет таких легких офисов?

В. МАМАЕВ: У нас сейчас девять филиалов в разных округах. Открывать ли полноценный филиал — это серьезное стратегическое решение, так как с операционной точки зрения гораздо выгоднее открыть дополнительный офис. С точки зрения ИТ — это канал связи с ближайшим филиалом. Например, есть крупный Липецкий офис, относящийся к Москве. По пути укрупнения филиалов сейчас идут практически все банки.

НБЖ: Какие внедрения переходят на 2011 год?

В. МАМАЕВ: Внедряем хранилище данных, это важный момент, поскольку CRM без него эффективно работать не может. Это существенная бизнес-задача. Кроме того, для повышения надежности и качества ИТ-систем нужны промышленные интеграционные решения (шины данных). Системы должны быть плотно интегрированы, чтобы операционист мог нажать одну кнопку при выполнении операции, а не открывать три системы.

НБЖ: ЦОД где планируете строить? В Москве или в регионах? Говорят, в Москве невыгодно строить – дорого.

В. МАМАЕВ: Строить территориально распределенный ЦОД между Москвой и, скажем, Омском пока не очень выгодно из-за достаточно высокой стоимости каналов связи. Поэтому надо строить там, где у вас уже есть подходящие для строительства ЦОДа площади. У нас такие площади есть в Москве.

Беседовала Екатерина Кац

Начать дискуссию

Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

4
Обзоры новостей

Лишение льгот за дорогую аренду жилья, проблемы Прилучного, налог на парковки в обзоре

Финансовые события дня.

Готовим сани летом. На что решиться в 2025 году: остаться на УСН, выбрать ставку 5%, 20% или переходить на ОСНО? 🛷 «Ночной бухгалтер» № 1726

Сделали сравнительную таблицу для упрощенцев, которым уже сейчас приходится думать, как быть с системой налогообложения в следующем году. Глобальных изменений в поправках НК уже не ожидается, а значит нужно задуматься о будущей работе и рентабельности бизнеса.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банковские карты

С 19 июля воспользоваться картой Union Pay от РСХБ заграницей будет нельзя

Россельхозбанк с 19 июля приостановит расчеты по картам UnionPay за границей. Клиентам предложили снять деньги с карт.

Лицензирование

Как переоформить лицензии при слиянии юридических лиц

При слиянии юридических лиц можно продолжать осуществлять лицензируемую деятельность, но при этом лицензию нужно переоформить.

Как переоформить лицензии при слиянии юридических лиц
Бесплатно с Аренда

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

Бухгалтерские стандарты и НК в ряде случаев позволяют выбирать способы учета при аренде. Выбранные варианты нужно отразить в учетной политике. Расскажем, как сформировать бухгалтерскую и налоговую учетную политику у арендатора и арендодателя.

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДФЛ

Командированные за границу для строительства АС все равно будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Мошенники обманывают сотрудников таможни

Фейковый «Иван Иванович» пытается заполучить персональные данные должностных лиц Таможенной службы (ФТС).

Регистрация ООО

По какой причине в ЕГРЮЛ может не быть адреса юрлица

Для целей госрегистрации юрлиц используется адрес из Государственного адресного реестра (ГАР) в структуре муниципального деления.

Налоговый мониторинг

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году

Налоговый мониторинг — форма налогового контроля, при которой отсутствуют обычные выездные и камеральные налоговые проверки. Рассказываем, что такое налоговый мониторинг, как стать его участником, как его проводят налоговики.

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году
1
Маркетинг

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает

Приветствуем вас, уважаемые предприниматели, руководители, маркетологи! Сегодня у нас особенный обзор, который представит топ незаменимых онлайн помощников, готовых поддержать вас на пути к успеху в вашем бизнесе.

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает
Самозанятые

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Карьера бухгалтера

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей

Что должен уметь аналитик 1С, чтобы рассчитывать на высокий доход? Мы проанализировали вакансии и выделили требования, которые работодатели чаще всего предъявляют к кандидатам на должность. Разбираемся, какие скилы нужно подтянуть, чтобы получить заветное место.

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей
Маркетинг

Торговым сетям запретят взимать вознаграждение с поставщиков яиц

Куриные яйца могут приравнять к социально значимым продовольственным товарам.

Заявление на открытие компании должно быть подписано одним из трех способов

Подпись заявителя на заявлении при госрегистрации юрлица при его создании должна быть засвидетельствована.

Приостановление Росреестром госрегистрации можно будет обжаловать не в суд

Совет Федерации одобрил разработанным Росреестром закон о внесудебном обжаловании приостановления регистрации права.

УК РФ

Окончательно решен вопрос о мере пресечения одному из руководителей «Локалкитчен»

Мосоргсуд оставил без изменения меру пресечения одному из руководителей «Локалкитчен» по делу о массовом отравлении готовой едой, приведшем к бутулизму.

Цифровой рубль

Путин: цифровой рубль нужно использовать в разных сферах

Тестовая группа провела свыше 30 тысяч операций с цифровым рублем. Помимо внедрения новой формы валюты в России будут заниматься развитием цифровых активов.

Интересные материалы

Банковские карты

Розыгрыш трех именных карт банка Казахстана

Уже сегодня в 20:00 пройдет розыгрыш банковских карт. Они позволяют отправлять деньги за границу, оплачивать подписки на зарубежные сервисы и еще многое другое.