Крупные сетевые банки проснулись после кризисной «заморозки» и снова начали активно расширять свою филиальную сеть. Банкиры рассказали НБЖ о том, в какие регионы они собираются бросить основные силы и каким образом будут проводить экспансию. А также о том, что для них является более ценным - региональное присутствие или «покорение» Москвы.
ДжиИ Мани Банк
Джордж ЗОЛНАЙ, президент
Более высокая конкуренция в столичных городах толкает все большее количество игроков рынка заходить все глубже и глубже в регионы. Некоторые банки в кризис резко сворачивали свое присутствие, а некоторые еще в период кризиса объявили своей первоочередной задачей быть представленными в каждом городе РФ с населением от 70 до 100 тысяч человек. Мы не стремимся быть представленными в каждом областном центре, но, даже войдя в регион, мы пробуем сначала различные форматы присутствия. В тех регионах, в которых мы представлены давно, наша цель - достичь значительного присутствия при должной эффективности бизнеса. С момента выхода GE Capital на российский рынок кредитования физических лиц через приобретение Дельтабанка в конце 2004 года существенная доля нашего бизнеса сконцентрирована именно вне Москвы и Санкт-Петербурга.
Если в 2004 году Дельтабанк был представлен в 10 областях, то на данный момент мы работаем в 20 регионах РФ. Такое географическое расширение деятельности отражается и на структуре продаж кредитных продуктов: более 60% объема выдаваемых кредитов осуществляется вне столичных городов и областей. Каждый банк определяет для себя стратегию выхода в тот или иной регион. При всем богатстве выбора мы всегда предпочитаем быть консерваторами при выходе в новый регион. Именно поэтому мы даже в период кризиса не ушли ни из одного из наших регионов, скажу больше - мы вошли в новые и укрепили свои позиции во многих регионах присутствия. Концепция осторожного роста, использованная нами в период кризиса, помогла добиться тех результатов, которых от нас ожидали акционеры.
ВТБ24
Вячеслав ВОРОБЬЕВ, заместитель президента-председателя правления
Сеть ВТБ24 покрывает 205 городов в 69 регионах страны. У банка почти 550 отделений, 83% из них - это региональные офисы. Мощная экспансия банка дает свои результаты: уже три четверти ипотечного бизнеса банка и бизнеса автокредитования приходится на регионы, еще больше доля регионов в потребительском кредитовании. Более 80% выданных кредитов наличными и кредитных карт в 2010 году пришлось на региональные продажи. Растет доля депозитного портфеля региональных клиентов банка, и «контрольный пакет» средств физических лиц уже принадлежит регионам: в 2010 году на их долю пришелся 51%. У нас действительно хороший рост объемов выдач и в столице, но все-таки темпы чуть меньше, нежели в регионах.
По выдачам кредитов ВТБ24 в регионах мы видим, что спрос растет быстрее, чем в 2009-2010 годах. Так, в I квартале 2011 года в региональной сети банк выдал в полтора раза больше потребительских кредитов, чем за аналогичный период 2010 года, почти в 2,5 раза больше ипотечных кредитов, на треть больше автокредитов.
Безусловно, для нас важны рынки с хорошей емкостью, с высоким потенциалом, именно на них сосредоточена наша экспансия. У ВТБ24 уже солидная плотность сети в крупных городах, но большая клиентская база требует больших мощностей, а емкие рынки дают хорошие объемы. Поэтому в 2011 году мы планируем открыть еще порядка 50 новых офисов в городах-миллионниках, в том числе - 12 в Москве и пять в Санкт-Петербурге. Акцент в развитии сети в крупных регионах не исключает создания новых офисов в небольших городах.
Партнерские программы с корпоративными клиентами группы, обладающими большой численностью персонала, предполагают создание офисной и банкоматной инфраструктуры там, где работает персонал компании партнера. Очень часто это небольшие города. Например, Березники, город Пермского края, где банк в прошлом месяце открыл полноформатный офис для обслуживания персонала своего партнера - ООО «Уралкалий». И таких примеров достаточно.
Промсвязьбанк
Владимир ШАТАЛОВ, вице-президент - заместитель руководителя блока «Сеть продаж»
Сеть банка формирует 36% кредитного портфеля, 55% клиентского привлечения и 53% операционного результата. У Промсвязьбанка 248 точек, из них 25% находятся в Москве и Московской области, остальные - в регионах.
У банка есть четкая стратегия, которой мы придерживаемся на протяжении последних лет. Кризис внес некоторые коррективы, но фокус на развитии розницы, МСБ и регионального корпоративного бизнеса остался неизменным. География сети Промсвязьбанка покрывает 52 субъекта РФ, в которых проживает 84% нашего целевого розничного клиента (с доходом от 15 тыс. рублей) и производится более 80% ВРП. Провести черту между Москвой и регионами будет неправильно. Бизнес есть и там, и там. Именно с целью развития розницы и МСБ мы планируем увеличить число точек в ближайшие три года на 50%.
Это будут точки как в Московском регионе, так и в наиболее интересных для нас регионах, где плотность сети банка невысока, - Казань, Екатеринбург, Самара, Пермь, Уфа. Кроме того, мы планируем выйти в несколько новых для банка городов: Курск, Калуга, Ульяновск, Астрахань, Архангельск.
Московский банк реконструкции и развития
Яков ГЕМБУХ, советник председателя правления
Сеть обслуживания Московского банка реконструкции и развития (МБРР) включает в себя головной офис, расположенный в Москве, и 16 филиалов, работающих на территории различных регионов РФ. Банк представлен в 49 населенных пунктах 29 субъектов РФ и насчитывает 87 точек продаж. Мы стремимся развивать бизнес во всех регионах присутствия банка.
Однако в Москве мы чаще кредитуем крупных клиентов, а за пределами столицы наибольшим спросом пользуются кредиты для малого и среднего бизнеса. В регионах бизнес не настолько устойчив, но, несомненно, может успешно развиваться за счет финансирования. Учитывая это, мы стремимся содействовать различным проектам наших клиентов, кредитуя их на краткосрочные и долгосрочные периоды в крупных или небольших объемах. Кредитные риски при этом минимизируются за счет обеспечения кредитов.
Нордеа Банк
Дмитрий БЕЛИКОВ, вице-президент - начальник департамента банковской сети
Региональная сеть Нордеа Банка состоит из 11 филиалов в 16 городах России. Пока доля регионов в общем объеме бизнеса банка несущественна, но она постепенно растет, и мы имеем серьезные планы по ее увеличению.
В краткосрочной перспективе при выходе в новый регион, очевидно, более выгодно приобрести местного игрока, уже приносящего прибыль, - при условии, конечно, что уровень рисков и цена такой сделки будут приемлемыми. Тем не менее никто не гарантирует, что вы не купите «скелет в шкафу». В этой связи представляется, что в долгосрочной перспективе стабильнее и надежнее развивать бизнес самостоятельно. Выбор стратегии зависит от того, с учетом какой временной перспективы рассматривается проект.
Первый республиканский банк
Андрей ЧУРАКОВ, первый вице-президент
Региональный бизнес по разным направлениям деятельности банка формирует от 30 до 50% от объема всех портфелей. Эта доля стабильно растет последние три года.
Мы в прошлом году актуализировали нашу среднесрочную стратегию с учетом уроков кризиса. Для нас развитие регионального бизнеса остается одним из приоритетных направлений.
Изменения произошли в методиках и подходах к оценке эффективности точек продаж, к корректировке приоритетов развития. Модели стали жестче, мы переходим к системам с несколькими форматами региональных точек - кроме филиалов есть еще и операционные офисы, кредитно-кассовые офисы и т.д.
Пока мы заинтересованы в развитии тех регионов, куда зашли до кризиса. Сейчас та инфраструктура, которая была создана, дает активный органический и быстрый рост.
Банк «Агропромкредит»
Светлана ХМЕЛЕВА, финансовый директор
Начиная с 2001 года банк «Агропромкредит» активно расширял свою сеть в шести федеральных округах. В тот момент их финансовые рынки были недостаточно развиты, и это давало банку отличную возможность для расширения бизнеса. В Москве же, наоборот, рынок был большим, но тесным. В настоящий момент благодаря накопленному ранее потенциалу ключевым в развитии нашего банка по-прежнему остается региональное направление. Изначально в Москве было сосредоточено большее количество игроков, поэтому именно здесь конкуренция была выше. Сегодня конкуренция высока и в регионах: помимо местных банков свои филиалы и представительства в самых привлекательных региональных городах открыли многие московские банки.
Свои плюсы есть и у федеральных, и у региональных банков. Основные преимущества первых заключаются в низкой стоимости ресурсов, низких ставках кредитования и широком спектре услуг. Региональные банки имеют сформированную ресурсную и клиентскую базу, хорошо знают местную специфику. Безусловно, крупные сетевые банки мощнее. Поэтому, если местным банкам не оказывается административная поддержка, федеральные банки могут легко отнять у них долю рынка.
Кредит Европа Банк
Доган ГЮРКАН, директор департамента розничного бизнеса
Портфель Кредит Европа Банка распределен в среднем в следующей пропорции: 60% - Москва, 40% - регионы. Банк не
ставит перед собой целей развития только московского бизнеса или региональной сети. Мы уверены, что на рынке существует огромный потенциал для развития данных направлений, поэтому продолжим расширять бизнес как в Москве, так и в других городах России. Мы наблюдаем конкуренцию со стороны как крупных, так и местных игроков. В случае каждого продукта ситуация меняется: так, например, по нашему мнению, для вкладов и ипотеки наиболее значимыми и надежными провайдерами финансовых услуг для клиентов являются именно местные банки.
«БНП ПАРИБА» ЗАО
Иван БЕЛОХВОСТИКОВ, директор региональной сети Cetelem
В направлении развития потребительского кредитования в регионах наблюдается стремительный рост. Так, это видно из количества регионов, «открытых» Cetelem («БНП ПАРИБА» ЗАО) за последний год. Количество регионов присутствия выросло почти в три раза (с 24 регионов в начале 2010 года до 62 регионов по состоянию на апрель 2011 года).
В регионах хорошо развиваются все три направления кредитования, по которым мы работаем: потребительское кредитование или экспресс-кредитование в торговых сетях, автокредитование и кредитные карты. Особенно активными в развитии можно назвать Южный федеральный округ России, Сибирский и Дальневосточный округа. При этом столичный регион мы также рассматриваем как один из наиболее перспективных регионов, в котором наибольший рост демонстрирует автокредитование.
Изначально было принято решение развивать бизнес в России с нуля. Во многом это проще с точки зрения развития сети, так как мы выходим в каждый новый регион со своей отработанной схемой. Благодаря тому что у банка единая стратегия выхода в регионы, мы можем предлагать локальным потребителям проверенную схему работы, хорошо отлаженную в других регионах.
Это позволяет нам развиваться с такой скоростью, как за последний год, сотрудничая с крупнейшими федеральными и локальными торговыми сетями и магазинами, а также с автодилерами. Относительно конкуренции в регионах можно отметить, что для Cetelem конкурентами являются лишь крупные федеральные банки. Локальные игроки не являются для нас серьезными конкурентами, так как Cetelem - дочерняя структура группы BNP Paribas, входящей в число шести сильнейших банков мира (S&P).
Начать дискуссию