Внешпромбанк - один из наглядных примеров того, как средний по величине активов, по размеру филиальной сети и другим показателям банк может вполне успешно конкурировать с другими банками.
А также один из примеров того, что кредитной организации необязательно принимать на себя повышенные риски для того, чтобы выигрывать в конкурентной борьбе. О планах дальнейшего развития бизнеса, о преимуществах индивидуального подхода к клиентам по сравнению с формализованным рассказала в интервью НБЖ президент Внешпромбанка Лариса МАРКУС.
НБЖ: Лариса Ивановна, каково ваше мнение о ситуации, которая сложилась на российском банковском рынке в последнее время - можно ли сказать, что последствия кризиса уже полностью преодолены, или они все еще оказывают влияние на деятельность российских банков?
Л. МАРКУС: Если говорить в целом по рынку, то, наверное, последствия кризиса еще не до конца преодолены. Что же касается Внешпромбанка, то для нас кризисный период как раз оказался очень удачным: банк продемонстрировал рост по всем показателям и продолжает расти сейчас - не очень быстро, но уверенно и стабильно. Тем не менее с учетом сохраняющихся на рынке рисков мы продолжаем держать «подушку безопасности» (показатель достаточности капитала около 18%). Внешпромбанк иногда упрекают за излишний, с точки зрения некоторых экспертов, консерватизм, но, несмотря на это, мы не собираемся отказываться от выбранной стратегии поведения.
НБЖ: Тем не менее банк достаточно активно развивает кредитование и физических, и юридических лиц.
Л. МАРКУС: Да. У нас на сегодняшний день сформирован достаточно большой портфель кредитов физическим лицам - порядка 8 млрд рублей. Что касается юридических лиц, то их обслуживание традиционно является одним из главных направлений деятельности банка.
НБЖ: А кредиты физическим лицам -это в основном потребительские кредиты или другие виды займов?
Л. МАРКУС: От предоставления беззалоговых потребительских кредитов мы воздерживаемся, исключение составляют займы на очень небольшие суммы. В принципе, беззалоговое кредитование Внешпромбанк рассматривает как высокорискованное. Наш опыт, накопленный за 16 лет существования банка, показывает, что отказ от принятия на себя излишних рисков - правильная стратегия.
НБЖ: Внешпромбанк традиционно воспринимается на рынке, скорее, как корпоративный, чем как универсальный банк. Складывается впечатление, что постепенно этот имидж корректируется в сторону большей «универсальности». Так ли это?
Л. МАРКУС: Мы сами всегда рассматривали Внешпромбанк как универсальную финансово-кредитную структуру. Я считала и считаю, что любой банк должен быть универсальным, предоставлять клиентам весь спектр услуг. Бывает так, что сначала к нам приходят на обслуживание юрлица, потом мы начинаем работать с сотрудниками этих компаний в рамках «зарплатных» проектов, потом - с теми же сотрудниками как с отдельными физическими лицами. Иными словами, наша принципиальная позиция такова: независимо от того, какой клиент пришел к нам - физическое или юридическое лицо, - он должен получить весь спектр банковских услуг.
НБЖ: Насколько нам известно, в этом году Внешпромбанк активизировал свою деятельность в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса.
Л. МАРКУС: Да, мы начали в этом году сотрудничать с Российским банком поддержки малого и среднего предпринимательства (бывшим Российским банком развития - прим. ред.) и в рамках этого сотрудничества реализуем программы кредитования МСБ в ряде российских регионов. Не могу сказать, что уже выданы большие объемы кредитов - есть ряд сложностей, которые препятствуют нам «наращивать» кредитование.
НБЖ: Например? Мешает высокая конкуренция за клиентов или непрозрачность самих клиентов?
Л. МАРКУС: Скорее, непрозрачность компаний малого и среднего бизнеса, недостаточная предсказуемость финансовых потоков компаний. Иногда сложно оценить ликвидность залогов, перспективы их реализации в случае обращения взыскания.
НБЖ: Недавно в журнале «Профиль» было опубликовано ваше интервью под названием «Ставка на регионы». Речь идет о развитии филиальной сети банка?
Л. МАРКУС: Да. До конца года мы планируем открыть по России (включая Москву и Московскую область) более 20 «точек», среди которых будут и филиалы, и операционные офисы. По нашему убеждению, сейчас оправдана ставка именно на развитие бизнеса в регионах: в Москве рынок банковских услуг, с одной стороны, большой, с другой - уже «поделенный». В регионах подобного «дележа» еще не произошло, здесь есть перспективы для развития нашего бизнеса, и здесь мы максимально конкурентны.
НБЖ: Если до конца года планируется открытие 20 новых «точек», какой к этому сроку должна быть «сеть» Внешпром-банка по количеству офисов?
Л. МАРКУС: Порядка 60-70 подразделений. Естественно, что у нас есть планы по развитию сети и на 2012 год - мы собираемся открыть порядка 15 новых «точек» в следующем году.
НБЖ: А Внешпромбанк не рассматривает для себя возможность «наращивания» сети за счет приобретения региональных игроков?
Л. МАРКУС: Планы есть всегда - вопрос, насколько они реализуемы. Приобрести региональный банк, с одной стороны, несложно, но, с другой стороны, непонятно, с какими проблемами столкнешься после его приобретения. При решении этого вопроса надо исходить исключительно из экономики. Если будут интересные предложения, мы, конечно, рассмотрим их, но пока, на мой взгляд, органический рост сети за счет открытия новых «точек» является более выгодным для банка.
НБЖ: В начале нашей беседы вы упомянули о том, что Внешпромбанку исполнилось уже 16 лет - таким образом, он является одним из «старожилов» на российском банковском рынке. Помогает ли накопленный опыт развивать бизнес банка?
Л. МАРКУС: Конечно, помогает. Я уже говорила о том, что на основании этого опыта мы сформулировали следующий вывод: для банков принципиально важно быть не «замороженными», не излишне консервативными, а именно осторожными при ведении своего бизнеса. Еще один вывод: успех банка зависит от того, удалось ли руководству сформировать высокопрофессиональную и лояльную команду специалистов. В нашем банке работают как раз такие люди, причем многие из них пришли сюда больше 10 лет назад, некоторые - в самом начале работы банка.
НБЖ: В заключение вопрос - каковы дальнейшие планы Внешпромбанка?
Л. МАРКУС: Я бы сформулировала их следующим образом: развитие, развитие и еще раз развитие. Мы хотим привлекать новых клиентов и удерживать тех, кто уже давно сотрудничает с нашим банком. Хотим помогать и тем и другим развивать свой бизнес и удовлетворять личные потребности - я уже говорила о том, что во многих случаях клиенты, приходя к нам изначально как юридические лица, начинают затем обслуживаться и как физлица. Кстати, как раз в рамках такого обслуживания мы уделяем большое внимание развитию private banking: недавно открыли отдельный офис для клиентов с определенным уровнем доходов.
НБЖ: Считается, что VIP-клиенты очень капризны, удовлетворить их «прихоти» в полном объеме способны только очень крупные банки.
Л. МАРКУС: Это не так. Мы предоставляем им полную «линейку» банковских услуг. Возможно, что ставки по нашим кредитным продуктам выше, чем в крупных банках, но у Внешпромбанка есть другие важные преимущества. Мы предоставляем более качественное, индивидуальное обслуживание и кредитуем клиентов по ставкам, прописанным в договорах. Никаких дополнительных комиссий не взимается, все возможные платежи «вложены» в эффективную процентную ставку. Плюс к этому, мы предоставляем клиенту возможность выбрать удобный для него график погашения задолженности: он может, например, ежемесячно выплачивать проценты по кредиту и раз в квартал погашать «тело» долга. А может и «тело», и проценты по кредиту погашать ежеквартально, а не ежемесячно. Мы стараемся предложить каждому клиенту максимально удобный для него механизм выплаты долга. И этим, я уверена, выгодно отличаемся от других банков, вынужденных практиковать формализованный подход.
Начать дискуссию