Банки

«Больше всех от действий «оборотней» страдают честные МФО»

Структура современного рынка финансовых услуг в России в последнее время изменилась: на нем появились микрофинансовые организации (МФО), которые, по убеждению ряда экспертов, призваны заполнить нишу микрокредитования, а по убеждению других - «отбивать хлеб» у банков. При этом наиболее горячие оппоненты недавно принятого закона о микрофинансировании выражают опасения, что под вывеской МФО могут скрываться финансовые пирамиды.

Структура современного рынка финансовых услуг в России в последнее время изменилась: на нем появились микрофинансовые организации (МФО), которые, по убеждению ряда экспертов, призваны заполнить нишу микрокредитования, а по убеждению других - «отбивать хлеб» у банков. При этом наиболее горячие оппоненты недавно принятого закона о микрофинансировании выражают опасения, что под вывеской МФО могут скрываться финансовые пирамиды.

О том, насколько обоснованны эти опасения и как работают микрофинансовые организации, рассказал НБЖ президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР) Михаил МАМУТА.

НБЖ: Михаил Валерьевич, сейчас достаточно активно обсуждается тема финансовых пирамид - точнее, какие меры на уровне законодательной и исполнительной власти следует предпринимать для того, чтобы снизить риск возникновения подобных организаций. Какова ваша точка зрения на этот счет? Пирамиды -это неизбежность?

М. МАМУТА: В известном смысле слова пирамиды порождаются финансовым поведением определенной части населения. Хорошо исследованным является следующий факт: существует категория людей, которая склонна к финансовому риску - причем к неуправляемому финансовому риску. Они могли бы играть на бирже, но проблема в том, что «зрячему» риску они предпочитают «незрячий», поэтому охотно покупаются на обещания высокого дохода - на обещания, которые не могут быть выполнены честным путем. Эта группа не очень велика по размеру, но она выступает «застрельщиком» формирования пирамиды, а уже за ней могут подтянуться более широкие массы, не обладающие достаточной финансовой грамотностью для понимания ситуации.

Отсюда вопрос: какую стратегию должно выбрать государство для защиты населения от финансовых пирамид и решаема ли в принципе такая задача? Мы полагаем, что если не свести риск до нуля, то, по крайней мере, уменьшить его многократно можно с помощью комплексного подхода, включающего в себя четыре основные составляющие:
1.  Финансовая грамотность широких слоев населения. В этом направлении, к счастью, сегодня делается уже довольно много, практически началась соответствующая пятилетняя совместная программа Правительства РФ и Международного банка реконструкции и развития. Достаточно скоро должны быть заметны и ее первые результаты.
2.  Финансовая этика, то есть внедрение в общественное сознание определенных принципов этически допустимых и недопустимых финансовых операций. Так, многие участники финансовых пирамид понимают, что они зарабатывают на своих же коллегах и друзьях, которых они вовлекли в финансовую пирамиду позже, но не считают это чем-то неэтичным, поскольку нормы финансового поведения не являются пока частью общественной морали.
3.  Регулирование, ограничивающее неконтролируемое финансовое посредничество (то есть законодательно установленный запрет на систематическое привлечение средств населения организациями, не имеющими на это специального разрешения). Такое решение являлось бы серьезной новацией, но, вероятно, его можно реализовать в рамках новой, разрабатываемой в настоящее время концепции гражданского законодательства. Однако и у него будут свои ограничения. Например, Сергей Мавроди в своем широко разрекламированном PR-проекте «МММ-2011» описывал схему, вообще не предполагавшую создание юридического лица, но прямой обмен денежными средствами между физическими лицами. Но ведь нельзя запретить людям давать друг другу деньги взаймы?
4.  Поэтому в дополнение к предыдущему пункту четвертым направлением можно считать разработку норм административной и уголовной ответственности не только за создание финансовых пирамид, но и за покушение на их создание.
При этом здесь следует очень тщательно проработать, согласовать с профессиональным сообществом и точно прописать в законе характерные признаки пирамиды - в противном случае под такие нормы рискует попасть практически любая финансовая компания.

НБЖ: Сейчас есть такая точка зрения, что «расцвету» финансовых пирамид будет способствовать закон о микрофинансировании - точнее, тот льготный режим регулирования, который создан в рамках этого закона для микрофинансовых организаций.

М. МАМУТА: Извините, но это логика, перевернутая с ног на голову. Позволю заметить, что некорректно сравнивать регулирование банков и микрофинансовых организаций, называя последнее льготным. Это все равно что сравнить машину с мотоциклом и заключить, что мотоцикл не может ездить, так как у него не хватает двух колес. Если уж и сравнивать мотоцикл с другим транспортным средством, то тогда хотя бы с велосипедом. Банки и МФО - это транспорт разного класса, предназначенный для езды по разным дорогам, и для управления им нужны разные категории прав. Поэтому регулирование МФО после вступления в силу закона о микрофинансировании надо сличать не с банковским, а с регулированием МФО до 4 января 2011 года.

Напомню, что до вступления в силу закона о микрофинансировании в гражданском законодательстве не существовало явных норм, ограничивающих привлечение юридическими лицами средств физических лиц по договорам займов. Собственно, поэтому так тяжело привлечь к ответственности организаторов финансовых пирамид до момента хищения привлеченных денежных средств, когда еще можно предотвратить ущерб для участников пирамиды. Закон о микрофинансировании, напротив, устанавливает подобные ограничения - МФО не могут привлекать средства от граждан «с улицы», только от своих учредителей или квалифицированных инвесторов, причем под контролем Минфина РФ и Росфинмо-ниторинга. Кстати, точка зрения, что сумма в 1,5 млн рублей, которую можно получать взаймы от квалифицированного инвестора, может быть легко сымитирована с помощью предварительно выданного займа тому же человеку в сумме 1,4 млн рублей, не выдерживает критики: такая сделка попадет под обязательный контроль Росфинмонито-ринга как подозрительная и будет сразу выявлена регулятором. Почему финансовый регулятор не ЦБ, а Минфин? Мы предлагали в свое время реализовать именно первый вариант, но ЦБ по закону о Центральном банке и в силу общей концепции не может осуществлять надзор за выдачей займов - только за кредитными операциями. А Минфин как финансовый регулятор более широкого профиля может, и за регулирование небанковского рынка микрофинансирования ему отдельное спасибо. Кроме того, вероятно, целесообразно было бы передать надзорные полномочия специальной службе с сохранением за Минфином нормативной функции.

Не является особо содержательным и другой критический тезис - об отсутствии требований к минимальному капиталу МФО. Не минимальный капитал, а соотношение между собственными и заемными средствами, а также ликвидность активов определяют способность расплачиваться с кредиторами в установленный срок. Но оба этих норматива для МФО уже предусмотрены законом, и в ближайшее время их числовые значения будут установлены регулятором - так что если МФО привлекает средства физических и юридических лиц, она обязана будет их соблюдать. Введение же требований к минимальному капиталу ограничивает вход на рынок, и тем самым много мелких МФО - например, муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, действующие на уровне отдельных районов и поселений, - оказалось бы за пределами регулирования закона. И что с ними тогда делать, как их развивать и контролировать?

И уж особенно странной выглядит идея отменить закон. Ведь это означало бы возврат в нерегулируемый сектор микрофинансирования, где риски формирования финансовых пирамид действительно возможны.

Замечу в качестве шутки. Может ли появиться финансовая пирамида в форме МФО? Может, если сильно постараться. Но если постараться еще сильнее и не пожалеть на это денег, то финансовая пирамида может быть создана и в форме банка. Вопрос: кому это нужно?

НБЖ: Вы говорили, что финансовые пирамиды часто «прятались» под видом кредитных кооперативов. Это «поле» для них сохраняется?

М. МАМУТА: Оно быстро закрывается, и до конца «вольницы» осталось менее полугода. Это поле было для них относительно удобным, потому что на протяжении многих лет не существовало закона, регулирующего деятельность большинства кредитных кооперативов. Здесь никогда не было крупных пирамид, которые предпочитали коммерческие компании, но определенные сложности возникали. Государство само недосмотрело за появлением этой проблемы и теперь вынуждено решать ее постфактум. Хорошо, что тот же недочет не возник в отношении микрофинансовых организаций - закон о микрофинансировании вступил в силу раньше, чем на этом рынке сформировались подобные негативные тенденции.

Возвращаясь к кредитной кооперации. В августе 2009 года вступил в силу 190-ФЗ «О кредитной кооперации», который предусматривает наличие двухлетнего переходного периода, в течение которого должны быть созданы саморегулируемые организации (СРО) и введен обязательный надзор за кредитными кооперативами. Логика закона состоит в том, что каждый кооператив должен вступить в одно из СРО, а все СРО находятся под прямым контролем Минфина. Срок вступления в СРО истекает 4 августа 2011 года, и если к тому моменту кредитный кооператив не находится в одном из СРО, то регулятор имеет право ликвидировать или приостановить его деятельность в установленном законом порядке. Понимая это, в середине 2010 года активизировались небольшие «пирамидки», действовавшие под эгидой кредитных кооперативов, - активизировались, потому что понимали, что времени у них остается совсем мало. Да, их надо выявлять и наказывать, но не стоит обобщать эту проблему на весь сектор кредитной кооперации. Я уже как-то приводил это сравнение, воспользуюсь им еще раз: представьте, что на год отменили надзор за банковским сектором... Можно дальше не продолжать? Честные, добросовестные кредитные кооперативы, которых безусловное большинство, сами больше всех страдают от деятельности подобных «оборотней», но это не их вина, а их беда. Не забывайте: кредитные кооперативы сегодня обслуживают более 600 000 пайщиков. Давайте дадим регулированию возможность сказать свое слово и очистить рынок от недобросовестных участников.

НБЖ: Итак, регулирование и надзор деятельности МФО уже существуют, нормативные требования должны появиться в ближайшее время. Возможно ли, что постепенно и то и другое будет ужесточаться?

М. МАМУТА: Хочу отметить: все - и инвесторы, и потребители, и государство -заинтересованы в том, чтобы на рынке микрофинансовых организаций действовало понятное и адекватное регулирование. Ведь микрофинансовые услуги нужны широким слоям населения и мелкому бизнесу, особенно в малых городах и на селе. Никто не говорит, что принятое сегодня законодательство является завершенным и отлитым в бронзе. Банковское регулирование развивается несколько сот лет, но будет совершенствоваться до тех пор, пока существует банковский сектор.

Вопрос в другом. Мы должны иметь работающий механизм выявления рисков и стратегию управления ими. И мы сформировали сегодня четкое понимание того, как должна реализовываться «Дорожная карта» управления рисками в микрофинансировании. Можно выделить в ней пять основных шагов, принимая за основу, что мы начали движение с нерегулируемого рынка:
Первый, уже реализованный системный шаг - это принятие закона о микрофинансировании. Установлены определенные ограничения в деятельности МФО, в том числе по привлечению средств физических лиц, направленные на минимизацию рисков и защиту прав потребителя. Это означает, что к МФО, не соблюдающей соответствующие требования, можно будет применить различные административные санкции - раньше это было невозможно.
Второй шаг, находящийся в процессе реализации, - это разработка нормативно-правового регулирования уполномоченными органами (Минфин РФ и Росфинмониторинг), которое установит количественные ограничения рисков через соответствующие нормативы, а также определит механизмы и порядок осуществления контроля за их соблюдением на основании отчетности и проверок МФО.
Третий шаг, запланированный на 2011 год, - создание СРО микрофинансовых организаций под эгидой НАУМИР, которая установит правила и стандарты, в том числе в области раскрытия информации и установления обоснованных процентных ставок, принципы соблюдения этических норм, а также формы профессиональной ответственности за их нарушения. СРО не замещает, а дополняет государственный  надзор,  она  призвана объединить ведущих участников рынка и выступить ориентиром для всех заинтересованных в системном развитии микрофинансовых организаций.
Четвертый шаг - установление квалификационных требований к руководителям МФО и кредитных кооперативов, а также принципов профессиональной дисквалификации (запрета на занятие определенных должностей в течение какого-то времени) в случае нарушения требований законодательства. Такая работа запланирована регулятором совместно с профессиональными объединениями участников рынка на конец 2011 - начало 2012 года.
Пятый шаг - постоянный мониторинг правоприменения и внесение необходимых изменений в подзаконное регулирование и законодательство для совершенствования механизмов контроля за деятельностью МФО. Он будет реализовываться постоянно, и это позволит обеспечить плавную обоснованную эволюцию регулирующих положений.

Все эти принципы и шаги мы планируем зафиксировать в соответствующей декларации, которая будет принята в ближайшее время Советом НАУМИР совместно со всеми заинтересованными партнерскими ассоциациями, в том числе банковскими. Мы считаем разумным пригласить выступить стороной декларации и финансового омбудсмена, чтобы обеспечить лучшую защиту прав потребителя микрофинансовых услуг. На самом деле «костяк» организаций микрофинансирования планирует присоединиться к институту финансового омбудсмена сразу после официальной регистрации в качестве МФО, и за ними, безусловно, последуют и другие организации. Рынок заинтересован в прозрачности и ответственности, а с несистемными проявлениями мы будем бороться совместно с регуляторами. На наш взгляд, такой системный, эволюционный путь формирует конструктивный и, главное, практически реализуемый подход к достижению разумного баланса регулирования и защиты прав потребителя в секторе микрофинансирования. Рынок небанковского микрофинансирования - это не самоцель и не игрушка. Он нужен потребителю, живущему в небольших городах и на селе, востребован малым бизнесом. Такой подход разделяется сегодня и властью, и бизнесом, и мы будем рады сотрудничеству в этом процессе со всеми конструктивно настроенными партнерами. Сейчас нужны не лозунги, а серьезная и последовательная работа.

Начать дискуссию