Интервью

Кризис подстегнул оживление интереса к CRM-системам

Евгений ГАВРИКОВ: «В банках уже осознали, что прибыль можно наращивать не только за счет увеличения продаж, но и за счет сокращения и оптимизации затрат.

Банк ВТБ, являясь гигантом российского банковского рынка, обладает специфическими особенностями в области управления продажами. Без автоматизированной системы при таких масштабах деятельности не обойтись. Управляющий директор Управления поддержки бизнеса, планирования и отчетности ВТБ Евгений Гавриков в интервью НБЖ рассказал о направлениях анализа данных по продажам, о построении аналитической отчетности, а также о своем видении проблем развития ERP, CRM, BI.

НБЖ: Существуют ли какие-то особенности организации продаж в банке ВТБ?

Е. ГАВРИКОВ: Да, безусловно, в ОАО «Банк ВТБ» существуют специфичные отличия по управлению продажами. Во-первых, это связано с большим количеством корпоративных клиентов банка. Многие компании, возглавляющие топовые позиции отраслевых списков РФ, так или иначе являются клиентами нашего банка.

Во-вторых, территориальная удаленность точек продаж от головной организации банка. Наши филиалы расположены практически во всех регионах России. И в-третьих, широкий спектр банковских продуктов и услуг, предлагаемых банком корпоративному и инвестиционному бизнесу.

В настоящее время управление продажами, если речь идет о крупном и среднем бизнесе, концептуально определяется и курируется из нашей головной организации. Правда, когда дело касается средних предприятий, менеджеры банка на местах имеют больше полномочий. Понятно, что это требует строго выстроенной системы управления продажами, поскольку менеджер, находящийся в головной организации, должен курировать удаленные точки продаж различных филиалов. Для этого ему необходимо быть в курсе, как продвигаются продажи того или иного банковского продукта. Сложность управления усугубляется из-за временной разницы между точками продаж ОАО «Банк ВТБ»: она может достигать 11 часов.

Если количество клиентов в банке 1,5 - 2 тыс, можно использовать простые инструменты. Когда клиентов на два порядка больше, число точек продаж - более полусотни, а количество предлагаемых банковских продуктов и услуг приближается к ста, естественно, без централизованной автоматизированной системы поддержки и управления продажами справиться практически невозможно.

НБЖ: Какие направления анализа данных по продажам и направления построения аналитической отчетности на их основе выделяются в банке ВТБ?

Е. ГАВРИКОВ: Основную отчетность, используемую в банке по управлению продажами, можно разделить по двум основным тематическим направлениям. Первое - это непосредственно управление продажами. Здесь используются такие отчеты, как «воронка» продаж, отчеты по исполнению сделок в разрезе курирующих клиентских подразделений, продуктов, точек продаж и.т.д., ну и, конечно же, отчеты «план - факт - прогноз». Второе тематическое направление - это маркетинговый анализ рынка банковских продуктов и услуг и нашей доли на этом рынке, сегментация действующих и потенциальных клиентов, их профилирование и таргетирование. Здесь речь идет о факторном анализе и поиске ранее неизвестных, нетривиальных, практически полезных и доступных для интерпретации знаний, необходимых для принятия решений (data mining). Эти данные и их анализ используются с целью поиска новых клиентов и расширения бизнеса с уже существующими клиентами. В основе этих процессов лежат принципы традиционного маркетинга (когда основные продукты и услуги предлагаются практически всем клиентам) и принципы CRM-стратегии (когда для конкретных клиентов увеличивается доля кошелька клиента в части финансовых услуг). Для понимания очень помогает представленная на рисунке схема.

НБЖ: Кто является основными потребителями аналитической отчетности в банке ВТБ?

Е. ГАВРИКОВ: Совершенно очевидно, что основные потребители отчетности по продажам - это, конечно же, руководители продающих подразделений. При создании инструментов подготовки аналитической отчетности изначально закладывалась возможность работы с аналитикой для пользователей трех различных категорий, отличающихся уровнем владения аналитическим инструментарием. Первые -неискушенные пользователи - большинство сотрудников, которые пользуются готовыми шаблонами из альбома типовых отчетных форм. Это в основном менеджеры среднего звена, которым требуется оперативная аналитика. Такие отчеты содержат данные о том, кто является клиентами соответствующих подразделений, что они покупают и каков финансовый результат этих продаж.

Вторые - более подкованные в части ИТ пользователи, они сами могут «клонировать» типовые отчетные формы с целью создания новых отчетов по продажам, отдельным клиентским сегментам, семействам продуктов и т.д.

Третьи - специалисты, обладающие глубокими знаниями структуры данных и источников их возникновения. Они сами могут создавать необходимые отчеты произвольной формы с использованием неформализованных запросов на основе данных из нескольких источников. В круг задач таких аналитиков входит, в частности, сегментация клиентской базы. Как правило, при этом используются разнообразные сведения, в том числе внешние источники, содержащие данные о клиентах, их контрагентах, в том числе информацию об их внешнеэкономической деятельности. Эта категория пользователей также может назначать круг лиц, которым будут доступны эти отчеты.

На самом деле есть и четвертая категория пользователей - это менеджеры среднего звена, которые могут оперативно сформировать на экране консолидированную отчетность в различных разрезах (продукт, клиент, текущие сделки, будущие сделки, точка продаж, прогноз исполнения бизнес-плана, списки топ-клиентов и т.д.).

НБЖ: На сегодняшний день ВТБ имеет комплекс источников данных. Расскажите о них.

Е. ГАВРИКОВ: Как уже упоминалось выше, в целях развития корпоративного бизнеса нам требуются рыночные ориентиры. Для их получения мы используем несколько внешних источников как в части банковской отчетности, так и в части отчетности по балансам организаций и их внешнеэкономической деятельности. Соотнесение внешних данных по рынку с данными по сделкам с нашими клиентами позволяет нам сегментировать рынок и определять те целевые клиентские сегменты, в которых мы должны развивать свой бизнес.

НБЖ: В одной из статей, опубликованных в СМИ, вы отметили: «Чтобы иметь правильную аналитику, необходимо наладить правильный учет». Как с этим обстоит дело в банке ВТБ?

Е. ГАВРИКОВ: Действительно, для того чтобы правильно выстраивать аналитику, мало иметь очень хороший аналитический инструментарий, такой, например, как SAP BusinessObjects, необходимы еще и качественные данные. Автоматизированная банковская система должна предоставлять возможность получения детальных данных по сделкам, чтобы формировать необходимую аналитическую отчетность по продажам. Конечно же, все автоматизированные системы, которые есть на сегодняшний день в банке, в свое время выросли из автоматизации правил бухгалтерского учета с целью соответствия требованиям регуля-торных органов, в частности, Центрального банка.

Совершенно очевидно, что в балансе банка не заложены те регистры аналитического учета, которые необходимы для анализа, например, продаж. Поэтому сегодня мы пытаемся развивать - и во многом нам это удается - продуктовые системы, в которых учет ведется не на уровне операций (например, операций по сделке), а на уровне создания сделки, в которую заведены все происходящие по ней операции (например, выдача средств, погашение, начисление процентов и прочее).

В этом случае, имея такой объект анализа, как сделка, мы четко можем проанализировать наши продажи как в разрезе участвующих подразделений, с точки зрения распределения дохода по сделке, так и в разрезе продуктов, точек продаж и конкретных клиентов.

НБЖ: Как вы считаете, возросла ли актуальность ERP-систем (Enterprise Resource Planning System - система планирования ресурсов предприятия) для банковского сектора? Если да, то почему?

Е. ГАВРИКОВ: Банки уже осознают, что прибыль можно увеличивать не только за счет роста продаж, но и за счет сокращения и оптимизации затрат. Чтобы управлять затратами, необходимо их точно «измерить», а лучший инструмент для этого - полномасштабные ERP-системы. Хотя есть еще банки, в которых доходами и расходами управляют по отдельности.

Наверное, в ближайшее время, в условиях сужения маржинального коридора, банки все-таки начнут обращать больше внимания на вопросы и проблемы оптимизации расходов. А без правильной ERP-системы выстраивание управления расходами в моем понимании невозможно.

Есть еще одна причина, по которой ERP-системы все-таки надо внедрять в банках. Связана она с вопросами взаимодействия финансово-кредитной организации с контрагентами. Зачастую организация-контрагент является клиентом банка, также она может быть поручителем иили залогодателем. Такая организация должна рассматриваться по совокупности всех взаимоотношений с банком. Для группы ВТБ это дополнительно открывает возможности по развитию кросс-продаж.

НБЖ: Какие критерии успешности ERP-проекта вы можете выделить?

Е. ГАВРИКОВ: Если говорить с позиций заказчика внедрения ERP-системы, то следует выдвинуть всего три требования: надлежащее качество решения, выполнение работ точно в срок и соблюдение бюджета проекта.

НБЖ: Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к мнению, согласно которому ERP в ближайшем будущем будут арендовать так же, как берут напрокат машины? Вы с этим согласны?

Е. ГАВРИКОВ: Я думаю, что пока это иллюзия. Связано это, в первую очередь, с отсутствием доверия к каким-либо третьим лицам, которые должны были бы в данной ситуации обладать большим объемом информации о той или иной банковской организации. Более того, действующие нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность, запрещают ведение балансов нескольких банков в одной учетной системе, даже если эти банки являются «дочками» одной и той же группы. В моем понимании, необходимость сохранения конфиденциальности данных будет очень серьезным препятствием для возможности арендовать ERP-системы.

Также следует учитывать специфику российского рынка программного обеспечения: процент кастомизации решений очень велик. На Западе иная ситуация, там принимают систему, как она есть, и начинают в ней работать, считая, что это best practice. У нас же заказчики говорят: сделайте нам решение конкретно под нашу организацию. Если каждый будет подстраивать ERP-систему под себя, ни о какой аренде не может быть и речи, так как это уже не типовое решение. Именно поэтому наряду с производителями бухгалтерских программ присутствует достаточно большое количество организаций, которые оказывают услуги по кастомизации таких программ в соответствии с отраслевой и индивидуальной спецификой.

По опыту крупного коммерческого российского банка, в котором мне довелось работать, объем кастомизации учетной системы оказался так велик, что производитель вынужден был отказаться от сопровождения программного обеспечения, так как не мог гарантировать совместимость будущих версий своего ПО в связи со значительным изменением кода системы.

В аренду можно сдавать только типовое программное обеспечение с объемом кастомизации не более 10–15%.

НБЖ: Как вы думаете, изменились ли предпочтения банков – заказчиков CRM после кризиса?

Е. ГАВРИКОВ: Я думаю, что кризис все-таки подстегнул, по крайне мере, крупные банки к тому, чтобы обращать более пристальное внимание на CRM-системы. ВТБ, как государственный банк, в период кризиса исполнял функцию, связанную с поддержанием российской экономики, и объемы финансирования, которые в рамках кризиса шли через наш банк, были существенны. При этом требования к срокам оформления сделок были очень сжаты. И если бы мы не имели CRM-систему, то вряд ли банк справился бы с теми задачами, которые перед ним ставились.

CRM-система структурирует продажи, и это структурирование нужно как большим банкам, так и малым и средним финансово-кредитным организациям. Я думаю, что все-таки после кризиса нам следует ожидать оживления интереса к CRM-системам.

Вообще хочу отметить, что CRM – это один из ключевых инструментов поддержки продаж. Она является некой фронт-офисной системой операционного уровня в части управления продажами, куда входит информация о сделках, клиентах, контактных лицах. CRM-система, используемая в банке, базируется на нескольких информационных компонентах. Во-первых, на учетных данных. Во-вторых, на большом объеме информации по контрагентам клиентов – и в части платежей, и в части баланса. В-третьих, на информации о внешних системах. В частности, информации по балансу банка, по внешнеэкономической деятельности и таможенной статистике.

НБЖ: Как вы считаете, какими будут ERP, CRM, BI и другие бизнес-решения через год, два, десять лет?

Е. ГАВРИКОВ: Я думаю, что в области ERP ничего кардинального не произойдет, поскольку расчетная функциональность этого класса систем достаточно полна. Хотя, конечно же, сегодня на передний план выходит уже не автоматизация операций, а автоматизация бизнес-процессов.

Что касается CRM, то на системы управления взаимоотношениями с клиентами, как правило, смотрят как на некое «коробочное» решение, что в корне неправильно, так как такие решения все же очень жестко регламентируют процесс, и это не очень подходит для CRM. Объясню почему: CRM-система должна реализовывать технологическую поддержку CRM-стратегии.. А поскольку CRM – это все же стратегия, а не программное обеспечение, то современные CRM-системы должны обладать большой гибкостью и адаптивностью, чтобы быть востребованными технологиями. Видимо, в этом направлении они и будут развиваться.

Соответственно, программное обеспечение должно гарантировать поддержку стратегии, которую организация разработала для продвижения своей продукции. Это и есть, на мой взгляд, CRM-стратегия. И производители софта это понимают.

Учитывая мой почти десятилетний опыт работы с CRM-системами для банков, хотел бы сказать, что как бы активно не продвигались некоторые  из этих систем под флагом «лучшего отраслевого решения для финансовых компаний», пока все же такого я не видел. Это решение по определению не может быть лучшим в силу своей жесткости и ограниченности функционала.

Есть некоторые СRM-системы, которые успешно адаптированы под требования конкретных банков, но это все же не базовое решение, а существенно модернизированное.

В частности, CRM-решение компании SAP существенно улучшилось по сравнению с теми версиями, которые я видел примерно четыре года назад. Есть еще несколько ИТ-компа-ний, которые начинают более внимательно прислушиваться к рынку, смотреть, каковы его насущные потребности. Поэтому я уверен: CRM-системы будут более адаптированы к требованиям бизнеса, а в конкурентной борьбе победит тот, кто создаст лучшее отраслевое решение.

Если говорить о перспективах инструментов BI (Business Intelligence), то рынок, я думаю, будет двигаться в направлении большей интеграции BI с офисными приложениями. Например, решение BusinessObjects, принадлежащее SAP, на сегодняшний день является лидером среди решений BI. Но с точки зрения интеграции с офисными приложениями здесь наблюдается некая недостаточность. Хотя функциональность данного решения высока.

НБЖ: Все ли основные процессы управления у вас автоматизированы с помощью решений SAP?

Е. ГАВРИКОВ: На сегодняшний день от SAP присутствуют только решения классов Business Intelligence и ETL. Хотя в группе ВТБ есть движение по внедрению других компонентов решений SAP.

НБЖ: Российское ИТ-сообщество еще серьезно отстает от Запада по уровню использования облачных технологий. Как вы оцениваете перспективы данных технологий в нашей стране?

Е. ГАВРИКОВ: Облачная технология - абсолютно передовая, она позволяет реализовывать новые функциональные возможности для бизнеса. Хотя я был бы более сдержан в оценке, что Запад значительно опережает нас в этом вопросе. Сегодня мы уже используем некоторые паллиативные решения, которые частично воспроизводят принципы облачных технологий. Но пока это все же не промышленные решения, а их некое подобие с целью апробирования.

По моим наблюдениям, бизнес в России имеет еще весьма поверхностное представление о принципах и новых функциональных возможностях облачных технологий и о тех преимуществах, которые они дают. Сами облачные технологии сейчас продвигаются очень активно, но бизнес ждет реальных приложений, построенных на этих технологиях, например, программного обеспечения для поддержки продаж и аналитической отчетности. При выполнении этих условий, видимо, и появятся существенный эффект от внедрения таких решений и повышение спроса на них.

Беседовала Оксана Дяченко

Начать дискуссию

Какая информация передается в рамках автоматического обмена информацией по финансовым счетам

Казахстанцы массово получают уведомления от налоговиков о незадекларированных зарубежных доходах. Именно информация, полученная в рамках автоматического обмена, стала основанием для рассылки таких уведомлений

Общество

👍 Президент подписал закон, упрощающий принятие решений на общих собраниях членов СНТ и ОНТ

Владимир Путин подписал разработанный при участии Росреестра федеральный закон, которым упрощен процесс принятия решений на общих собраниях членов садоводческих (СНТ) и огороднических товариществ.

Патентная активность российских изобретателей выросла на 7%

Более 15 000 заявок на патентование изобретений и полезных моделей подали отечественные разработчики в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) с января по июнь 2024 года.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Личные финансы

А правильно ли вы разговариваете с детьми о деньгах

Все мы, кто родился в СССР — жертвы ограничивающих установок. С самого детства мы многократно слышали негативные фразы про деньги.

А правильно ли вы разговариваете с детьми о деньгах
Экономика России

Опубликованы поручения Президента по итогам Петербургского международного экономического форума-2024

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам ПМЭФ-2024, который прошел 5–8 июня.

Кредитование

Нацбюро кредитных историй назвало средний размер автокредита

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в июне 2024 года средний размер выданных автокредитов составил 1,47 млн рублей.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Мошенничество

МВД: если поменяли сим-карту, открепите номер от Госуслуг и мобильного приложения

Киберпреступники приобретают старые сим-карты, которые уже были использованы и поступили в повторную продажу.

1
УК РФ

Ответственность за цифровые преступления ужесточат

По результатам деятельности созданной в 2020 году на площадке Генпрокуратуры межведомственной рабочей группы подготовлены проекты федеральных законов об ужесточении ответственности за преступления в цифровой среде.

Как разработать детальный финансовый план и бюджет для бизнеса

Разработка детального финансового плана и бюджета — ключевой аспект успешного управления бизнесом. Этот процесс помогает предусмотреть финансовые трудности и эффективно распределить ресурсы, обеспечивая устойчивое развитие компании. В данном руководстве вы найдете пошаговый план для создания финансового плана и бюджета.

Инвестиции

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Заканчивается июль, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции. В первой половине месяца я покупал чуть меньше акции, чуть больше облигации, а также немного фондов. Во второй половине месяца действовал примерно по тому же плану.

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2
Обзоры новостей

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере.

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Интересные материалы

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.