Банки

Мысли вслух...

Возможно, не очень хорошо посвящать два номера подряд редакторскую колонку одной и той же теме - «казусу Банка Москвы» и анализу «вытекающих» отсюда последствий.

Возможно, не очень хорошо посвящать два номера подряд редакторскую колонку одной и той же теме - «казусу Банка Москвы» и анализу «вытекающих» отсюда последствий.

Но трудно удержаться от этого, когда не только видишь, как развиваются события, но и слышишь из уст очень уважаемого на рынке человека, руководителя крупнейшего российского банка заявления о «равенстве» Банка Москвы и Lehman Brothers. Конечно, о равенстве исключительно с точки зрения последствий для рынка в случае банкротства.

Не хочу ставить под сомнение гипотезу, что крах Банка Москвы вызвал бы «эффект домино», спровоцировал бы бегство вкладчиков из других банков, «кризис неплатежей» на межбанковском рынке и т.д. Весьма вероятно, так бы все и было. Но мне представляется примечательным другой факт: в последнее время стало модным воскрешать призрак Lehman Brothers.

Не предоставит Евросоюз финансовую помощь Греции? Будет Европе Lehman Brothers. Не «выкупит» государство Банк Москвы? Будет России Lehman Brothers. Невольно вспоминается советский анекдот про «мирный атом в каждом доме» с той лишь разницей, что теперь Lehman Brothers в каждом доме! И возникает подозрение, что если завтра на грани разорения окажется палатка с шаурмой, ее владелец тоже начнет кричать о пришествии Lehman Brothers для рынка фастфуда.

Получается, Lehman Brothers умер, но дело его живет. Точнее, живут воспоминания о том, что американского гиганта можно было спасти, но правительство страны не захотело выкупать его на деньги налогоплательщиков. Верным или неверным было это решение, трудно сказать, но американские власти поступили по-рыночному: банк, принявший на себя слишком большие риски и подделавший отчетность, должен уйти в небытие. У нас же произносится очень много высоких слов о рыночной экономике, о том, что рынок должен определять, кому жить, а кому умирать.

Но когда речь заходит о банках, которые один из экспертов, опрошенных НБЖ, назвал «too quasi-government to fail», идеи Адама Смита и его последователей быстро забываю0тся.

Стоит ли сокрушаться об этом? Не знаю, потому что у меня нет ответа на вопрос - а может ли в нашей стране, где рыночная экономика существует неполных 20 лет (если считать с момента распада СССР), быть иначе.

Комментарии

1
  • Константин

    "...а может ли в нашей стране", - наверное, не может!  А все эти страшилки про кризис и воскрешения, мне кажется,  просто на руку игрокам нашего т.н. фондового "рынка".