Деньги любят тишину. Но это не значит, что о проблемах банковского рынка не следует говорить открыто.
Российские банки демонстрируют рекордные прибыли и вот-вот достигнут докризисного уровня инвестиционной привлекательности. Однако приток вкладов населения замедляется, зарубежные инвесторы уходят из России вместе со своими деньгами, а чрезмерный рост кредитования грозит появлением очередных «мыльных пузырей», что чревато очередными осложнениями для экономики — как национальной, так и глобальной. Такую оценку состояния банковского сектора в ходе завершившейся недавно XVI Санкт-Петербургской международной банковской конференции дал Дмитрий Ананьев, председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению.
Опасения и надежды, связанные с ближайшим будущим российской банковской системы, вызывают очевидный интерес не только у представителей финансового сектора, но и у всего делового сообщества. «Бизнес-журнал» постарался суммировать наиболее важные тезисы, прозвучавшие в ходе мероприятия.
Итак, прежде всего следует учитывать макроэкономический, а отчасти даже «психологический» контекст, определяющий ситуацию на банковском рынке. Экономика России восстанавливается после кризиса. Однако 2011 год отмечен продолжающимся бегством инвесторов. «Учитывая высокие цены на нефть, это уникальный фактор со знаком «минус», вызывающий тревогу, — отметил Дмитрий Ананьев. — Нельзя обойти вниманием и высокий уровень инфляции. Уже достигнута весьма значительная цифра. И, несмотря на то что прогноз на этот год — 7,5%, практически все уверены: цифры в итоге будут близкими к двузначным».
По мнению Ананьева, нынешний экономический рост оказывается под угрозой нестабильности рынков и многочисленных проблем не только в российской, но и в мировой экономике. Самая острая фаза кризиса уже преодолена. Однако большинство экспертов все еще уверены, что здоровый рост системы в целом находится под вопросом. Слишком уж много событий произошло за последние два с половиной года. Причем далеко не все они позитивно сказываются на отрасли.
Прежде всего, продолжается концентрация в банковском секторе. В общем смысле усиление позиций ведущих игроков может восприниматься в качестве одного из факторов стабильности. Однако, по словам сенатора, расширение рыночной доли государственных банков вряд ли можно считать оправданным: «Мы видим довольно мощный демпинг с их стороны. И это существенно снижает привлекательность отрасли в целом». Другая проблема — все еще слишком настороженная позиция инвесторов.
СЕНАТОР ДМИТРИЙ АНАНЬЕВ УВЕРЕН, ЧТО РАСШИРЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ДОЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БАНКОВ СУЩЕСТВЕННО СНИЖАЕТ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОТРАСЛИРецепты, способные привести к оздоровлению ситуации, не являются секретом. «Развитие банковской системы должно базироваться на современном законодательстве, регулировании, когда саморегулирующиеся организации имеют достаточный вес, — заявил Дмитрий Ананьев. — Семьдесят лет назад мы уничтожили дорожные фонды, а теперь появилась инновация: мы их заново создаем. Год назад мы наблюдали решение поднять единый социальный налог с 26 до 34%. А сейчас принимается решение снизить его, чтобы поднять деловую активность. Но в результате налоги снижаются так, что для большинства участников рынка они поднимаются. А ведь у нас далеко не столь устойчивый рост, чтобы экспериментировать и предпринимать действия, которые временами оказываются направленными диаметрально противоположно! Министерство финансов должно в своих решениях опираться на экономический смысл, а не останавливаться на «бухгалтерском» подходе».
Одной из ключевых для российских банков остается и тема управления капитализацией. «Вопрос о капитализации был и будет приоритетным в повестке дня большинства российских банков, — уверен президент Промсвязьбанка Артем Констандян. — Какие источники повышения капитализации у нас есть? Первый — прибыль. Прибыльность банковского сектора в последний год бьет все рекорды. Однако это явление, характерное в целом для системы, относится далеко не ко всем банкам. Да и Сбербанк, демонстрирующий фантастические результаты (он имеет львиную долю совокупной прибыли по банковскому сектору), в данном случае не показатель. Тем временем банковская система сталкивается с проблемой снижения маржинальности во всех сегментах бизнеса. Поэтому даже в среднесрочной перспективе, не говоря уже о долгосрочной, прибыль как источник капитализации окажется под большим вопросом. Второй источник — вливания со стороны текущих собственников. Но и он после кризиса истощился. Третий — вложения внешних инвесторов, в первую очередь иностранных. Такой сценарий возможен, ведь российская банковская система и экономика в целом демонстрируют темпы роста более интересные для западных инвесторов, чем «домашние» рынки. Но многие ли банки привлекательны для иностранных инвесторов? В лучшем случае десятки (да и то это оценка с большим запасом!), но ни в коем случае не сотни. Точно так же инструмент IPO доступен единицам банков. Десяткам — в лучшем случае. Вот почему капитализация российской банковской системы будет сдерживать не только динамику кредитования, но и рост экономики в целом».
Совокупные показатели действительно впечатляют. По данным директора департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаила Сухова, за первые шесть месяцев 2011 года российские банки показали рекордную прибыль: 444 млрд рублей до налогообложения, включая данные Сбербанка. Таким образом, есть шанс уже к концу декабря достичь показателей докризисного 2007 года. Но, увы, позитивные тренды — вовсе не гарантия от многочисленных рисков. В том числе — связанных с ускорением роста кредитования и банковских активов в целом.
В прошлом году темпы роста кредитования отставали от роста ВВП, тогда как в нынешнем (если объемы займов будут соответствовать прогнозному показателю в 25%) динамика банковских активов превысит экономический рост. Если банковские активы покажут рост, превышающий 30%, в процесс, скорее всего, придется вмешиваться регулятору. Ведь хорошо известно, что подобный дисбаланс — почва для формирования системных рисков.
Другую угрозу, на взгляд Сухова, таит в себе растущая мода на рисковые проекты. «Раньше «пузыри» надувались в инвестициях в недвижимость и от перегрева рынка ценных бумаг, а сейчас они могут возникнуть в сфере сомнительных венчурных проектов», — отметил представитель ЦБ РФ и заметил, что всем участникам банковского рынка придется готовиться к более жесткому контролю. Особенно жестко регулятор собирается бороться с фальсификацией отчетности.
ПРЕЗИДЕНТ ПРОМСВЯЗЬБАНКА АРТЕМ КОНСТАНДЯН ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: СНИЖЕНИЕ МАРЖИНАЛЬНОСТИ БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА НАБЛЮДАЕТСЯ ВО ВСЕХ СЕГМЕНТАХПрезидент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян в своем выступлении отметил, что планы по денационализации банков до 2015 года могут способствовать формированию более здоровой конкуренции на финансовом рынке. При этом высокая концентрация активов у крупнейших игроков вряд ли окажется приемлемой для России.
Сложности обнаруживаются и в сфере кредитования. На взгляд генерального директора Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александра Турбанова, ситуация выглядит вполне удовлетворительной, спрос на кредиты и совокупный объем частных вкладов растут. Однако в ближайшее время АСВ, вероятно, придется изменить свой прогноз по темпам роста депозитов физических лиц. Ведь ранее предполагалось, что он составит 25–28%, тогда как по факту вряд ли превысит 22%. Свою роль играет и отрицательная доходность по вкладам, вызванная снижением ставок и ростом инфляции.
Тактические вопросы, стоящие перед российским банковским рынком, вполне решаемы. Но устойчивое развитие возможно лишь при условии, что все участники отрасли сделают для себя стратегические выводы из недавнего кризиса. «Нацеленность на сиюминутный результат вредит», — напомнил Турбанов. Ведь как раз стремление получить выгоду «здесь и сейчас», забывая о перспективе, стало одной из причин ухудшения положения банков в кризис. «Жадность из этической проблемы превратилась в экономическую».
Похоже, эту формулировку, предложенную главой АСВ, можно считать главным «неформальным девизом» для всей российской банковской системы.
Начать дискуссию