Интервью

Решение споров без тяжб и судов

П. МЕДВЕДЕВ: «Главное наше достижение за девять месяцев работы - то, что банки стали более лояльными и к институту финансового омбудсмена, и к своим клиентам»

Банкам, безусловно, придется и в дальнейшем решать споры с клиентами и партнерами в судах - государственных и третейских. Но количество судебных разбирательств с участием финансово-кредитных структур станет сокращаться по мере того, как будет набирать силу новый для России институт финансового омбудсмена.

Об итогах работы этого института за первые девять месяцев существования, о том, как меняется поведение банков по отношению к клиентам и поведение клиентов по отношению к банкам в результате примирительных процедур, рассказал в интервью НБЖ первый финансовый омбудсмен в России, депутат Госдумы Павел МЕДВЕДЕВ.

НБЖ: Павел Алексеевич, в октябре исполнится год, как вы занимаете должность финансового омбудсмена. Каковы предварительные итоги этого года? Сколько всего рассмотрено дел, каково процентное соотношение решений «за» и «против», принятых вами?

П. МЕДВЕДЕВ: В середине июля состоялось заседание Научно-консультативного совета при структуре финансового омбудсмена. Мы подготовили отчет для членов Совета: с 1 октября 2010 года по 1 июля 2011 года в аппарат финансового омбудсмена поступило 2286 обращений. В той или иной мере мы помогли авторам обращений в 971 случае.

НБЖ: Что вы имеете в виду под «той или иной мерой» - предоставление консультаций или урегулирование споров?

П. МЕДВЕДЕВ: И то и другое. В рамках консультационной поддержки мы советовали человеку, как ему следует себя вести при взаимодействии с кредитно-финансовой организацией. В рамках урегулирования споров добивались от банков уступок - обычно небольших, с точки зрения кредитных организаций, но очень важных для людей. Например, банк не соглашался бесплатно выдать копию какого-то потерянного документа - мы договорились, что он это сделает. Или упросили кредитора уменьшить, а то и вовсе отменить пени и штрафы.

НБЖ: В скольких случаях гражданам с вашей помощью удалось одержать полную победу?

П. МЕДВЕДЕВ: Я бы не применял термин «победа». Мы ведь ни с кем не сражаемся, а просим, пытаемся убедить… И только доброжелательное отношение к нам банков, а в некоторых случаях коллекторских агентств позволило в 126 случаях получить существенные уступки в пользу наших заявителей. Нужно отметить, что в 10 случаях из этих 126 имело место «прощение» не только пеней и штрафов, но и самого «тела» долга. Правда, хотел бы сразу оговориться, что речь в каждом из этих 10 случаев шла об очень тяжелых жизненных обстоятельствах и хорошей кредитной истории. То есть на любые уступки, а тем более полное прощение долга может рассчитывать только такой заемщик, который добросовестно обслуживал свой долг вплоть до того момента, когда с ним стряслась беда - он потерял работу или заболел.

НБЖ: 2286 обращений за девять месяцев работы финансового омбудсмена -по вашим оценкам, это много или мало? И сколько в среднем поступает обращений ежемесячно?

П. МЕДВЕДЕВ: Порядка 250, хотя, конечно, бывают месяцы подъема и месяцы спада. Например, в мае их было меньше из-за большого количества праздников, а в июне начался сезонный спад деловой активности и, соответственно, сокращение числа обращений. Много или мало граждан к нам обращается? Много, если учесть, что институт омбудсмена только зарождается. Мало, если сравнивать с общероссийской потребностью.

Но я хотел бы отметить другое обстоятельство. Всего до 1 июля, как я сказал выше, мы получили 2286 просьб. Из них в какой-то мере удовлетворены 971, в существенной - 126. В относительных величинах это 42,4% и 5,5%. Аналогичные цифры для мая -50,0% и 9,0%, а для июня - 58,8% и 12,7%. Ряды наших наблюдений еще очень короткие, чтобы считать положительную  тенденцию  доказанной, но причина для надежд, безусловно, есть.

НБЖ: Какие дела вам приходится рассматривать чаще всего с точки зрения банковских «продуктов» - по кредитам, по введению банками дополнительных комиссий по вкладам, другие?

П. МЕДВЕДЕВ: «Львиная доля» обращений граждан приходится на кредиты. При этом, к сожалению, значительное число жалоб поступает со стороны заемщиков, проигравших свои дела в суде. Правда, количество таких обращений сокращается: раньше они «занимали» приблизительно треть от общего количества поданных жалоб, теперь - порядка четверти. Полагаю, что число таких заявлений сокращается частично благодаря разъяснительной работе нашего института, частично благодаря деятельности АРБ по повышению финансовой грамотности россиян. Кроме того, я каждый раз, выступая на телевидении, по радио и т.д., напоминаю, что если дело было рассмотрено в суде, то я, как финансовый омбудсмен, уже не могу ничем помочь проигравшей стороне.

НБЖ: Но ведь есть, наверное, и «первичные» обращения по делам, которые заемщики не передавали, и, возможно, даже не планировали передавать в суд?

П. МЕДВЕДЕВ: Разумеется! Таких большинство, с ними мы и работаем. Обычно это просьбы помочь реструктуризировать долг. Часть из них, к сожалению, - почти безнадежные дела, когда заемщик в течение долгого времени уклонялся от обслуживания долга. Тем не менее даже в этих случаях мы пытаемся помочь человеку, договориться с банком-кредитором. Конечно, в таких «запущенных» случаях удается это далеко не всегда.

Другая часть обращений более перспективна, и мы редко обманываемся в своих надеждах по поводу таких дел. Речь здесь обычно идет о том, что заемщик неожиданно попал в трудную финансовую ситуацию: например, потерял работу и потому не смог совершить очередной платеж по кредиту. В этом случае банк почти наверняка пойдет навстречу и либо разрешит не выплачивать долг в течение нескольких месяцев, либо другими способами реструктурирует задолженность.

Есть еще «промежуточные» случаи: когда человек не платил довольно долго - три-четыре месяца. Здесь мы просим банк пойти навстречу клиенту, но результат в подобных делах бывает разным и зависит от того, какую позицию занимает банк при работе с такими должниками.

НБЖ: А с жалобами на взимание незаконных, с точки зрения клиентов, комиссий к вам не обращаются?

П. МЕДВЕДЕВ: Обращаются, но очень редко. Вопрос о законности или незаконности введения дополнительных комиссий очень деликатный, так как по делам, связанным с ними, суды уже принимали решения. Поэтому мы не считаем возможным формулировать свою позицию по данному вопросу, а просто обращаемся в банки с просьбой отреагировать на жалобы клиентов. Здесь поведение финансово-кредитных организаций может очень сильно различаться: кто-то идет навстречу заемщикам, кто-то, напротив, занимает очень жесткую позицию. Во втором случае мы разъясняем гражданину, что раз уже есть постановление суда по этому вопросу, то ему следует либо отказаться от претензий, либо идти в суд.

НБЖ: Когда создавался институт финансового омбудсмена, о своей готовности сотрудничать с ним заявили шесть банков, причем каждый из «заявителей» являлся «дочкой» иностранной финансово-кредитной группы. Изменилась ли ситуация на сегодняшний день? Подтянулись ли к сотрудничеству с институтом финансового омбудсмена «чисто русские» банки?

П. МЕДВЕДЕВ: Да, ситуация изменилась. Среди сотрудничающих есть уже и абсолютно российский банк. К сожалению, раскрыть детали я не могу, но зато могу вас заверить - интерес к сотрудничеству с институтом финансового омбудсмена проявляют теперь и банки с российским капиталом.

НБЖ: А общее количество организаций, так или иначе сотрудничающих с институтом финансового омбудсмена, можете назвать?

П. МЕДВЕДЕВ: Боюсь, что нет. Наш Научно-консультативный совет считает эту информацию конфиденциальной. К тому же есть несколько организаций, которые находятся в стадии подписания договора. Контрагентов у нас 62, среди них не только банки, но и коллекторские, страховые компании, но далеко не со всеми наши отношения формализованы.

НБЖ: Как воспринимается ваша роль как финансового омбудсмена банками, судами и самими гражданами?

П. МЕДВЕДЕВ: Я думаю, что судами наша роль никак не воспринимается, потому что мы не пересекаемся с ними и не пытаемся спорить.

НБЖ: А как вас в роли финансового омбудсмена воспринимают банки? Где вы чаще всего сталкиваетесь с непониманием, с нежеланием вести переговоры?

П. МЕДВЕДЕВ: Есть два-три банка, с которыми нам весьма сложно договариваться почти по любому заявлению. Но наиболее часто встречающимся препятствием к счастливому разрешению проблемы является все-таки поведение заявителя. Приведу самый «невинный» пример. Бизнесмен, владеющий кафе в одном из областных городов, до кризиса взял кредит на покупку квартиры. Во время кризиса, как легко догадаться, его доходы резко сократились, поскольку посетителей стало мало. Потом ситуация начала улучшаться, у человека появилась надежда, что он «поднимется» и спасет квартиру от продажи. К тому же он рассчитывал на помощь нашего института в переговорах с банком-кредитором. Мы, разумеется, взялись за дело и почти «победили», но в этот самый момент бизнесмен «подставил нам ножку». У него появилась определенная сумма денег, которую он вместо того, чтобы использовать на погашение ипотечной задолженности, «бросил» (и, кажется, демонстративно!) на развитие своего бизнеса. Легко себе представить реакцию банка! В результате мы проиграли. А жаль! Бизнес вполне мог бы подождать со своим развитием, а суд вряд ли будет медлить с «отъемом» квартиры.

НБЖ: Главные «переговорные» сложности возникают именно при общении с банками, а не при общении с коллекторскими агентствами или страховыми компаниями?

П. МЕДВЕДЕВ: Конечно, но не потому что банки как-то особо нелояльны к нам, а потому что в перечне наших контрагентов их гораздо больше, чем коллекторов или страховых компаний. А насчет «переговорных» трудностей… Было два смешных случая, когда банки отказались отвечать на нашу содержательную просьбу, мотивируя свою позицию тем, что мы юридически никто и не имеем права чего-то от них требовать. Мы посыпали голову пеплом и смиренно согласились с банками. Действительно, у нас нет никакого права чего бы то ни было требовать. Но мы ведь и не требуем, мы только просим. Оба эти банка сейчас находятся в первой десятке самых лояльных к нам организаций.

НБЖ: Какие недостатки современного российского законодательства вы, опираясь на практику финансового омбудсмена, можете назвать?

П. МЕДВЕДЕВ: Я вижу, по крайней мере, три фундаментальных недостатка, которые хочу перечислить в порядке убывания их важности. Первый - это отсутствие Закона «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника» или, как его чаще называют в народе, закона о банкротстве физического лица. Почему правительство не вносит этот уже давно написанный (и совсем неплохо!) закон в Госдуму на рассмотрение, лично я понять не могу. Но из-за отсутствия такого закона нельзя объявить человека банкротом и тем самым освободить его от долга, даже если он находится в очевидно катастрофическом положении, например, стал инвалидом. Нельзя и банку быстро и без серьезных затрат списывать такие долги. То есть мы бессмысленно мучаем обе стороны. Я, грешным делом, в совершенно безнадежных случаях, когда нет ни доходов, ни собственности, рекомендую заемщику банкротиться содержательно: официально просить кредитора подать в суд. Тогда судебные исполнители убеждаются, что с гражданина взять нечего и прекращают взыскание. Однако при таком развитии событий есть опасность (страшно сказать!), что человек выздоровеет, и долг, про который он забыл, свалится на него как снег на голову. Я стараюсь объяснить гражданину наличие такой опасности, но, как правило, у должника нет выбора, и он следует моему рискованному совету.

Замечу, что закон не случайно называется законом «О реабилитационных процедурах…». Большая часть проекта посвящена тому, как рационально помочь должнику, попавшему в трудное, но не безнадежное положение, справиться с долгом. Я сейчас прошу банки о реструктуризации долга, не имея на то никаких юридических оснований. А в случае принятия закона можно будет проводить реструктуризацию долга по решению суда.

Второй закон, которого не хватает и о котором я хотел бы сказать, касается потребительского кредитования. Мы с вами уже обсуждали вопрос о правомерности или неправомерности введения комиссий по кредитам. А дело ведь в том, что уже давно действует правило, которое требует от кредитора сообщать эффективную процентную ставку или полную стоимость кредита (ПСК). В эту стоимость, как вы понимаете, включены и комиссии. Срок кредитного договора истек, долг погашен - теперь получается, что по решению суда средства, направленные на уплату комиссий, можно получить обратно. Как банкам поступать в этой ситуации? Менять задним числом ПСК, указанные в договорах, или нет? Хорошо бы это определил закон.

Это одна проблема, возникают и другие. Например, клиент взял сгоряча кредит в 50 тыс рублей, а на следующий день передумал и отнес деньги обратно в банк. Для подобных случаев нужно «прописать» в законе то, что в других странах называется «периодом охлаждения». Обычно речь идет о неделе - этот срок дается человеку для того, чтобы вернуть кредит в банк почти без потерь (но не бесплатно, чтобы не было хулиганства). Далее, нужно законодательно разрешить проблему пеней и штрафов. Сейчас глава Роспотребнад-зора Геннадий Онищенко говорит на эту тему что-то одно, Федеральная антимонопольная служба - другое, а различные судебные инстанции смотрят на этот вопрос по-разному. Нужно раз и навсегда определить, что можно делать и чего нельзя, чтобы обе стороны кредитного договора понимали, что их ждет в будущем.

Третий закон, который необходим, касается коллекторских агентств. Опять-таки есть некоторые вполне официальные лица, которые утверждают, что коллекторы - вообще незаконный институт. Оппоненты этой идеи считают, что коллекторы действуют законно, на основании Гражданского кодекса РФ, и потому отдельного закона, регулирующего их деятельность, не нужно.

НБЖ: А ваша точка зрения по этому вопросу?

П. МЕДВЕДЕВ: Закон нужен, прежде всего, для тех официальных лиц, на которых я намекаю. Вдобавок он сконцентрировал бы в одном месте более или менее полную инструкцию для коллекторов, объяснил бы им, на что они имеют право, а на что - нет. Могут ли они звонить в 11 часов вечера, можно ли сообщать соседям должника о том, что он не возвращает кредит? Если кредит взял муж, можно ли говорить об этом жене? Люди, сталкивающиеся с коллекторами или отслеживающие их деятельность -скажем, полицейские, - не обязаны читать все российское законодательство для того, чтобы понять, действуют ли агентства правильно, или нет. Поэтому я бы соответствующий закон принял. Тем более что здесь есть и моральный аспект: его в значительной мере написали две ассоциации коллекторских агентств - НАПКА и АРКБ. Их руководители хотят сделать профессию коллекторов респектабельной, также как АРБ в начале 90-х годов стремилась создать респектабельное банковское сообщество. У Ассоциации российских банков это получилось. Возможно, нынешние банки не идеальны, но они не позволяют себе действий, даже отдаленно напоминающих те, которые позволяли себе их «коллеги» в начале 90-х годов. Сергей Рахманин и Александр Морозов, возглавляющие соответственно АРКБ и НАПКА, хотят того же от коллекторов. Надо поддержать их усилия, в том числе используя законотворческий ресурс.

беседовала Наталия Трушина

Начать дискуссию

Налоговый терроризм, уплата взносов предпринимателем-пенсионером, налоговая помощь Трампа Байдену в обзоре

События дня. Налоговые события.

Обзоры для бухгалтера

Знакомство с экспертами Клерк.Консультаций: Надежда Камышева

Мы начинаем вести серию заметок о наших экспертах. Сегодня рассказываем о самом опытном эксперте — Надежде Камышевой, которая уже более 20 лет помогает бухгалтерам решать их рабочие вопросы.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Не стоит волноваться, если при умножении дохода на ставку рассчитанный налог в 6-НДФЛ не сойдется с реальным. Чем больше сотрудников, тем больше может быть разбег.

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
IT-компании

Свыше 18 тысяч IT-компаний продлили аккредитацию. Но это не все

2 тысячи компаний в сфере IT решили не подавать заявление на продление аккредитации. Они перестали соответствовать критериям.

Миграционный учет

Мигрантам предлагают носить цифровые браслеты

Чтобы следить за перемещениями мигрантов внутри РФ, власти хотят надеть на них цифровые браслеты и заставить приезжих проходить дактилоскопическую регистрацию.

Налог на имущество

Долги по налогу на имущество сократились на 31%

19 млн россиян закрыли долги по налогам после введения ЕНС.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

В июльском уведомлении не будет взносов. В него войдет НДФЛ и квартальные авансовые платежи по другим налогам.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

ФАС признала недобросовестной конкуренцией копирование упаковки бренда «AXE»

Производителю запретили выпускать дезодоранты и гели для душа «EXXE» в упаковке, которая копирует фирменный стиль бренда «AXE».

6-НДФЛ

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ

В статье расскажем, как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ, как правильно заполнить расчет и не допустить ошибок.

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ
Маркетплейсы

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Продавцу важно правильно управлять товарными запасами: вовремя привозить поставки на склад, закупать не слишком большие, но и не маленькие партии. Справиться с этой задачей помогает расчет оборачиваемости товаров. Рассказываем, о чем говорит этот показатель и как его посчитать.

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Повышение утильсбора будет поэтапным до 2030 года

Минпромторг сообщил, что продолжает анализировать поступающие предложения по индексации утилизационного сбора.

Ценные бумаги

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг

В этом материале рассказываем, зачем нужен депозитарий, какова его роль в инвестициях и как проверить его надежность.

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг
Лицензирование

На Госуслугах можно будет получить лицензию на дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию

Роспотребнадзор утвердил Административный регламент по предоставлению государственной услуги лицензирования деятельности оказания услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Кредитные карты

Россияне стали брать больше денег по кредитным картам

Рост ключевой ставки ЦБ не ослабил спрос на кредитные карты. Клиенты стали чаще пользоваться беспроцентным периодом при оформлении таких продуктов.

🥳 Успейте купить онлайн-курсы по 3 290 рублей в честь Дня рождения школы «Клерка»! Акция действует до 22 июля

22 июля нашей школе пять лет! Мы хотим разделить этот праздник с вами, поэтому устраиваем суперакцию на онлайн-курсы. До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей.

Обучение для бухгалтеров

🎂 Суперакция в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей

Какой же праздник без подарков? 22 июля мы отмечаем наш первый юбилей — 5 лет школе «Клерка»! До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей. Успейте воспользоваться выгодным предложением!

🎂 Суперакция в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft допустил глобальный технический сбой, в Москве «оранжевый» уровень из-за грозы, X5 начала доставлять посылки

Подготовили обзор главных событий дня — 19 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

КоАП РФ

Решено, кто будет рассматривать жалобы на постановления административных комиссий

Минюстом разработал проект закона с изменениями в КоАП по конкретизации полномочий по пересмотру постановлений по делам об административных правонарушениях.

Бизнес не прошел проверку по 115-ФЗ: возможно ли исправить ситуацию

Многие предприниматели считают, что решение банка не в пользу клиента после запроса документов по 115-ФЗ — это конечная точка бизнеса. Однако, это далеко не так: банки стараются выстраивать отношения по принципам долгосрочного сотрудничества и помогать компаниям. Например, Сбер позволяет продолжить ведение бизнеса после блокировки по 115-ФЗ, если клиент скорректирует свою деятельность. Как получить помощь в Сбере после такого решения рассказываем в статье.

Бизнес не прошел проверку по 115-ФЗ: возможно ли исправить ситуацию

Интересные материалы

Ведение бизнеса

Нюансы успешного делового общения с партнерами из Китая: правила, тонкости, особенности менталитета

Сегодня торговые контакты РФ и КНР вышли на новый уровень и развиваются быстрыми темпами. Поэтому вопрос правильного ведения переговоров с китайцами выходит на первый план. Чтобы найти общий язык, важно уважать своего собеседника, его принципы и привычки — только тогда можно получить положительные результаты и заключить выгодный контракт.

Нюансы успешного делового общения с партнерами из Китая: правила, тонкости, особенности менталитета