Интернет-банкинг

ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ: Диета для "толстых" и "тонких"

Сегодня режим «банк-клиент» системы дистанционного банкинга для юридических лиц используют 100% банков. При этом, по данным директора департамента маркетинга компании-разработчика систем дистанционного банкинга «Банк'c Софт Систем» (БСС) Дмитрия Барсукова, около 60% из них применяют

Ирина Кузьменко

Предложения по дистанционному банкингу для организаций не так разнообразны, как для физических лиц. Но и здесь есть нюансы, которые нужно учитывать, выбирая между офлайновыми и онлайновыми системами. "Бизнес" выяснил, на что ориентироваться компании, которая только собирается выбирать для себя систему дистанционного банкинга.

Сегодня режим "банк-клиент" системы дистанционного банкинга для юридических лиц используют 100% банков. При этом, по данным директора департамента маркетинга компании-разработчика систем дистанционного банкинга "Банк'c Софт Систем" (БСС) Дмитрия Барсукова, около 60% из них применяют системы "тонкий банк-клиент", а 40% - "толстый банк-клиент". Забавные названия означают тип управления платежами предприятия. Сегодня на российском рынке дистанционного банкинга для юридических лиц банки и компании могут выбирать всего из трех видов решений: офлайновый дистанционный банкинг, СДМ-банка Владимир Луценко.- Поэтому для компаний возможности пользоваться сall-центрами, SMS- и WAP-банкингом сводятся исключительно к информационным услугам".

Некоторые банки, например, петербургский филиал банка "Югра" и банк "Первое ОВК", уже начинают внедрять у себя систему SMS-оповещения руководителя компании о поступлении средств на счета компании. То есть владелец или главный бухгалтер могут получать SMS-сообщение на свой мобильный телефон о проведении тех или иных операций со счетом. При этом клиент сможет сам решать, какие фильтры для сообщений выставить: скажем, он может получать сообщения только о кредитных операциях или только о дебетовых, или сообщения о переводе на счет сумм свыше 1 млн руб. Получать информацию обо всех платежах не имеет смысла, потому что у активно работающей компании очень много операций по счетам.

Лидерами на российском рынке программного обеспечения для систем дистанционного банкинга являются две компании: БИФИТ и БСС. По словам директора компании БИФИТ Дмитрия Репана, несмотря на то, что большинство компаний, выходящих сейчас на рынок, предпочитает пользоваться онлайновым банкингом, системы "толстый банк-клиент" тоже востребованы рынком. Существует определенная прослойка владельцев банков, которые выбирают режим "толстый банк-клиент", исходя из двух соображений: или компания по определенным причинам не имеет доступа в интернет, или руководство компании не воспринимает интернет как среду, в которой можно проводить финансовые операции.

По словам Владимира Луценко, нередко бухгалтерия крупной компании не имеет доступа в интернет из соображений безопасности, в этом случае использование систем "толстый банк-клиент" вполне оправданно. Обслуживанием клиентского программного обеспечения таких систем занимаются либо сотрудники банка, либо сотрудники компании-производителя в зависимости от того, на каких условиях они работают друг с другом. Но если компания выбирает для себя интернет-банкинг, то ей нужен квалифицированный ИТ-персонал, что представляет для нее дополнительные расходы. Для банка, наоборот, если компания выбирает режим "тонкий банк-клиент", то это означает экономию средств, потому что банк в этом случае экономит на установке клиентской части программного обеспечения и обслуживании системы.

Вместе с тем, крупным разветвленным холдингам, имеющим много территориальных подразделений и возможность сформировать сильный ИТ-департамент, гораздо удобнее пользоваться онлайновыми системами, поскольку они позволяют вести мониторинг и финансовый контроль дочерних структур, входящих в холдинг. При использовании онлайн-системы работать в ней могут одновременно несколько человек, находящихся на большом удалении друг от друга. "Если головная компания, которая имеет помимо главного офиса несколько заводов и дочерних предприятий, хочет контролировать все транзакции, то интернет-технологии ей очень упрощают работу",- говорит Репан. По его словам, интернет-система с использованием технологий "тонкого клиента" может обеспечить поддержку крупных корпоративных клиентов с удаленными друг от друга подразделениями.

Специалисты сходятся во мнениях, что в настоящее время с точки зрения информационной безопасности онлайновые и офлайновые системы примерно одинаковы. Поэтому, выбирая из них, любая компания должна ориентироваться не на способ обмена данными между бухгалтерией компании и банком, а на другие параметры, в частности, на репутацию производителя системы, удобство и гибкость ее использования на практике.

Основные системы дистанционного банкинга, которыми пользуются российские банки

Система iBank 2, разработанная компанией «Бифит», предназначена для предоставления банком услуг электронного банкинга с поддержкой всех каналов доступа - интернет (онлайн и офлайн), WAP, SMS, телефон (голос, факс, модем). Программный комплекс системы устанавливается в банке и позволяет обслуживать корпоративных и частных клиентов. Интернет-банкинг: управление банковскими счетами и картами через интернет и web-браузер в режиме онлайн. Поддерживает все типы финансовых документов, работает во всех web-браузерах и на всех платформах. Содержит механизмы шифрования и ЭЦП, поддерживает коллективную работу, взаимодействует с бухгалтерскими программами. PC-банкинг: управление банковскими счетами и картами в режиме офлайн, поддерживает все типы финансовых документов. Mobile-банкинг: управление банковскими счетами и картами с КПК и смартфонов. Работа клиента происходит в режиме онлайн. Поддерживает все типы финансовых документов. Клиентская компонента реализована для двух платформ - Java 2 ME и Microsoft .NET Compact Framework. Пользовательский интерфейс разработан с учетом особенностей КПК и смартфонов.

Система «ДБО BS-Client», разработанная компанией «Банк'с Софт Систем» обладает подсистемой «Интернет-клиент» («тонкий» браузерный «Банк-клиент»), которая позволяет решать задачи как только информационного, так и полноценного платежно-расчетного обслуживания физических и юридических лиц. «Интернет-клиент» позиционируется и как самостоятельный продукт, и как часть комплексной системы дистанционного банковского обслуживания BS-Client v.3. То есть «Интернет-клиент» - один из способов подготовки и доставки в первую очередь платежных, а также иных документов от клиента в универсальную банковскую часть ДБО BS-Client v.3 (где и производится их дальнейшая обработка). Таким образом, система выполняет функции фронт-офиса банка.

«Интернет-клиент» (подсистема программного комплекса InterBank), разработанная компанией R-Style Softlab, предназначена для дистанционного обслуживания клиентов банка через интернет или мобильные телефонные сети (протоколы HTTP и WAP). Она позволяет банку предоставлять своим клиентам как информационный (курсы валют, остатки на счетах, выписки, дополнительная информация), так и платежный (рублевые и валютные платежи) сервисы. При этом, будучи полностью самостоятельной, данная подсистема может работать как отдельно, так и совместно с другими составляющими комплекса InterBank: «классическим» клиентом банка и системой аудиообслуживания клиентов RS-Audio. Отличительной особенностью системы является адаптивная система прав доступа, позволяющая пользователю получать доступ к информации в банке не только со своего, но и с произвольного, подключенного к интернету компьютера, инфокиоска или терминала, расположенного в любой точке Земли. При этом уровень доступной информации назначается системой динамически по правилам, определенным банковским администратором и зависящим от степени безопасности подключения клиента к интернету и используемых средств криптографической защиты соединения.
Семейство продуктов «Телебанк 2000», разработанное компанией «Степ Ап» для удаленного банковского обслуживания. С их помощью банк может предложить услуги мобильного банкинга всем своим клиентам - частным и корпоративным, держателям пластиковых карт и вкладчикам, возможности системы легко это позволяют. Операции в системе могут производиться через различные каналы доставки - телефонную сеть, операторскую службу (Call Center банка), интернет и WAP. При появлении новых каналов они могут быть безболезненно интегрированы в систему.

Система «Банк-Клиент/Интернет», разработанная компанией «Инист», предназначена для автоматизации документооборота между банками и их клиентами, среди которых могут быть как юридические, так и физические лица. Система имеет широкие функциональные возможности, оптимизирована по объему передаваемой информации, легко масштабируется и может эксплуатироваться на любой программно-аппаратной платформе. Отличительная особенность системы: сочетание в одном продукте клиентских мест, функционирующих как через web-интерфейс, так и через интерфейс Windows («тонкий» и «толстый» клиенты). Существенными также являются удобство работы конечного пользователя, возможности работы по любым каналам связи, постоянное расширение возможностей системы и соответствие всем изменениям в законодательстве, высокая скорость документооборота; информационная безопасность.

Начать дискуссию