Ирина Кузьменко
Предложения по дистанционному банкингу для организаций не так разнообразны, как для физических лиц. Но и здесь есть нюансы, которые нужно учитывать, выбирая между офлайновыми и онлайновыми системами. "Бизнес" выяснил, на что ориентироваться компании, которая только собирается выбирать для себя систему дистанционного банкинга.
Сегодня режим "банк-клиент" системы дистанционного банкинга для юридических лиц используют 100% банков. При этом, по данным директора департамента маркетинга компании-разработчика систем дистанционного банкинга "Банк'c Софт Систем" (БСС) Дмитрия Барсукова, около 60% из них применяют системы "тонкий банк-клиент", а 40% - "толстый банк-клиент". Забавные названия означают тип управления платежами предприятия. Сегодня на российском рынке дистанционного банкинга для юридических лиц банки и компании могут выбирать всего из трех видов решений: офлайновый дистанционный банкинг, СДМ-банка Владимир Луценко.- Поэтому для компаний возможности пользоваться сall-центрами, SMS- и WAP-банкингом сводятся исключительно к информационным услугам".
Некоторые банки, например, петербургский филиал банка "Югра" и банк "Первое ОВК", уже начинают внедрять у себя систему SMS-оповещения руководителя компании о поступлении средств на счета компании. То есть владелец или главный бухгалтер могут получать SMS-сообщение на свой мобильный телефон о проведении тех или иных операций со счетом. При этом клиент сможет сам решать, какие фильтры для сообщений выставить: скажем, он может получать сообщения только о кредитных операциях или только о дебетовых, или сообщения о переводе на счет сумм свыше 1 млн руб. Получать информацию обо всех платежах не имеет смысла, потому что у активно работающей компании очень много операций по счетам.
Лидерами на российском рынке программного обеспечения для систем дистанционного банкинга являются две компании: БИФИТ и БСС. По словам директора компании БИФИТ Дмитрия Репана, несмотря на то, что большинство компаний, выходящих сейчас на рынок, предпочитает пользоваться онлайновым банкингом, системы "толстый банк-клиент" тоже востребованы рынком. Существует определенная прослойка владельцев банков, которые выбирают режим "толстый банк-клиент", исходя из двух соображений: или компания по определенным причинам не имеет доступа в интернет, или руководство компании не воспринимает интернет как среду, в которой можно проводить финансовые операции.
По словам Владимира Луценко, нередко бухгалтерия крупной компании не имеет доступа в интернет из соображений безопасности, в этом случае использование систем "толстый банк-клиент" вполне оправданно. Обслуживанием клиентского программного обеспечения таких систем занимаются либо сотрудники банка, либо сотрудники компании-производителя в зависимости от того, на каких условиях они работают друг с другом. Но если компания выбирает для себя интернет-банкинг, то ей нужен квалифицированный ИТ-персонал, что представляет для нее дополнительные расходы. Для банка, наоборот, если компания выбирает режим "тонкий банк-клиент", то это означает экономию средств, потому что банк в этом случае экономит на установке клиентской части программного обеспечения и обслуживании системы.
Вместе с тем, крупным разветвленным холдингам, имеющим много территориальных подразделений и возможность сформировать сильный ИТ-департамент, гораздо удобнее пользоваться онлайновыми системами, поскольку они позволяют вести мониторинг и финансовый контроль дочерних структур, входящих в холдинг. При использовании онлайн-системы работать в ней могут одновременно несколько человек, находящихся на большом удалении друг от друга. "Если головная компания, которая имеет помимо главного офиса несколько заводов и дочерних предприятий, хочет контролировать все транзакции, то интернет-технологии ей очень упрощают работу",- говорит Репан. По его словам, интернет-система с использованием технологий "тонкого клиента" может обеспечить поддержку крупных корпоративных клиентов с удаленными друг от друга подразделениями.
Специалисты сходятся во мнениях, что в настоящее время с точки зрения информационной
безопасности онлайновые и офлайновые системы примерно одинаковы. Поэтому,
выбирая из них, любая компания должна ориентироваться не на способ обмена
данными между бухгалтерией компании и банком, а на другие параметры, в
частности, на репутацию производителя системы, удобство и гибкость ее использования
на практике.
Основные системы дистанционного банкинга, которыми пользуются
российские банки
Система iBank 2, разработанная компанией «Бифит», предназначена для предоставления
банком услуг электронного банкинга с поддержкой всех каналов доступа
- интернет (онлайн и офлайн), WAP, SMS, телефон (голос, факс, модем).
Программный комплекс системы устанавливается в банке и позволяет обслуживать
корпоративных и частных клиентов. Интернет-банкинг: управление банковскими
счетами и картами через интернет и web-браузер в режиме онлайн. Поддерживает
все типы финансовых документов, работает во всех web-браузерах и на всех
платформах. Содержит механизмы шифрования и ЭЦП, поддерживает коллективную
работу, взаимодействует с бухгалтерскими программами. PC-банкинг: управление
банковскими счетами и картами в режиме офлайн, поддерживает все типы
финансовых документов. Mobile-банкинг: управление банковскими счетами
и картами с КПК и смартфонов. Работа клиента происходит в режиме онлайн.
Поддерживает все типы финансовых документов. Клиентская компонента реализована
для двух платформ - Java 2 ME и Microsoft .NET Compact Framework. Пользовательский
интерфейс разработан с учетом особенностей КПК и смартфонов.
Система «ДБО BS-Client», разработанная компанией «Банк'с Софт Систем»
обладает подсистемой «Интернет-клиент» («тонкий» браузерный «Банк-клиент»),
которая позволяет решать задачи как только информационного, так и полноценного
платежно-расчетного обслуживания физических и юридических лиц. «Интернет-клиент»
позиционируется и как самостоятельный продукт, и как часть комплексной
системы дистанционного банковского обслуживания BS-Client v.3. То есть
«Интернет-клиент» - один из способов подготовки и доставки в первую очередь
платежных, а также иных документов от клиента в универсальную банковскую
часть ДБО BS-Client v.3 (где и производится их дальнейшая обработка).
Таким образом, система выполняет функции фронт-офиса банка.
«Интернет-клиент» (подсистема программного комплекса InterBank), разработанная
компанией R-Style Softlab, предназначена для дистанционного обслуживания
клиентов банка через интернет или мобильные телефонные сети (протоколы
HTTP и WAP). Она позволяет банку предоставлять своим клиентам как информационный
(курсы валют, остатки на счетах, выписки, дополнительная информация),
так и платежный (рублевые и валютные платежи) сервисы. При этом, будучи
полностью самостоятельной, данная подсистема может работать как отдельно,
так и совместно с другими составляющими комплекса InterBank: «классическим»
клиентом банка и системой аудиообслуживания клиентов RS-Audio. Отличительной
особенностью системы является адаптивная система прав доступа, позволяющая
пользователю получать доступ к информации в банке не только со своего,
но и с произвольного, подключенного к интернету компьютера, инфокиоска
или терминала, расположенного в любой точке Земли. При этом уровень доступной
информации назначается системой динамически по правилам, определенным
банковским администратором и зависящим от степени безопасности подключения
клиента к интернету и используемых средств криптографической защиты соединения.
Семейство продуктов «Телебанк 2000», разработанное компанией «Степ Ап»
для удаленного банковского обслуживания. С их помощью банк может предложить
услуги мобильного банкинга всем своим клиентам - частным и корпоративным,
держателям пластиковых карт и вкладчикам, возможности системы легко это
позволяют. Операции в системе могут производиться через различные каналы
доставки - телефонную сеть, операторскую службу (Call Center банка),
интернет и WAP. При появлении новых каналов они могут быть безболезненно
интегрированы в систему.
Система «Банк-Клиент/Интернет», разработанная компанией «Инист», предназначена
для автоматизации документооборота между банками и их клиентами, среди
которых могут быть как юридические, так и физические лица. Система имеет
широкие функциональные возможности, оптимизирована по объему передаваемой
информации, легко масштабируется и может эксплуатироваться на любой программно-аппаратной
платформе. Отличительная особенность системы: сочетание в одном продукте
клиентских мест, функционирующих как через web-интерфейс, так и через
интерфейс Windows («тонкий» и «толстый» клиенты). Существенными также
являются удобство работы конечного пользователя, возможности работы по
любым каналам связи, постоянное расширение возможностей системы и соответствие
всем изменениям в законодательстве, высокая скорость документооборота;
информационная безопасность.
Начать дискуссию