Информационные технологии - один из эффективных инструментов бизнеса. Не случайно банки, стремящиеся выстоять в острой конкурентной борьбе и обрести реальные шансы на дальнейшую перспективу развития, уделяли ИТ пристальное внимание в уходящем году. В преддверии наступления Нового 2012 года попытаемся «просуммировать» наиболее заметные тренды в области ИТ в банковской сфере.
В 2011 году активно развивалась автоматизация многих бизнес-процессов банков, поскольку это напрямую сказывалось на прибыльности кредитных организаций. В свое время кризис ясно обозначил тренды развития для банковской отрасли, которые и определили приоритетные направления автоматизации.
Главной тенденцией остается снижение операционных расходов, не случайно на первый план выходят самообслуживание клиентов как возможность серьезно снизить затраты и всесторонний анализ и сегментирование клиентской базы. Чтобы детально ее анализировать и сформировать узкоспециализированные предложения для клиентов, нужен программный продукт, который позволяет создавать, хранить и сегментировать клиентскую базу по различным признакам. Для этого банки часто используют CRM-решения различных производителей. Для полноценного использования такого спектра систем кредитные организации делают интеграцию с бэк-офисом.
В 2011 году автоматизировались процессы обслуживания клиентов - как через операционистов, так и посредством развития самообслуживания через каналы удаленного доступа, таких, например, как Интернет, мобильные устройства, банкоматы и терминалы.
Многие банки сейчас говорят о своей клиентоориентированности, в связи с чем развивают, с одной стороны, дистанционное обслуживание, а с другой стороны, стремятся сделать визит клиента в отделение более комфортным. Речь идет о внедрении системы электронных очередей, «электронных кассиров» (бронированных касс-автоматов по приему и выдаче наличности) и т.д.
Если ранее банки автоматизировали отдельные направления бизнеса, то в этом году они нередко совершенствовали управление уже имеющимся арсеналом. В некоторых банках внедрялись системы централизованного управления учетными записями и доступом на базе линейки продуктов различных производителей. Создавались единые репозитории идентификационных данных, которые используются для управления учетными записями сотрудников в нескольких информационных системах. Это дало возможность автоматизировать целый ряд новых бизнес-процессов по управлению учетными записями и организационной структурой.
Следует подчеркнуть, что банки предпочитают внедрять готовые решения по автоматизации бизнес-процессов, учитывающие не только западный опыт, но и российскую практику. Поэтому интеграторы расширяли пакет собственных разработок на базе платформ ведущих поставщиков.
На рынке появились решения, дающие возможность комплексной автоматизации кредитных организаций на базе объединения первичной документации всех автоматизированных бизнес-систем банка через открытые каналы связи Интернета. В результате создается единая система электронного документооборота банка, связывающая фронт- и бэк-офисы единым интерфейсом доступа к данным.
В 2011 году банки были вынуждены уделять пристальное внимание вопросам безопасности. Рост рынка ИБ связан с появлением новых угроз (в частности, рисков утечки конфиденциальной информации), с ужесточением требований регуляторов, распространением новых способов доставки приложений (SaaS) и моделей вычислений (виртуализация, облачные вычисления).
Еще одна важная тенденция — широкое распространение и применение персональных средств аутентификации и ЭЦП (USB-ключей, смарт-карт) с аппаратной поддержкой российской криптографии. Кроме того, становится все более востребованным централизованное управление уже внедренными СЗИ (средствами защиты информации). Растущая популярность мобильного доступа к корпоративным ресурсам способствует увеличению спроса на средства двухфакторной аутентификации с использованием одноразовых паролей. Мобильные устройства становятся более интеллектуальными, не случайно программные средства аутентификации получают все более широкое распространение.
Нельзя не отметить и развитие таких направлений, как корпоративная телефония, в том числе IP-телефония, спутниковые каналы связи.
Видеоконференцсвязь (ВКС), использующая мощь видеотехнологий в интересах банковских организаций, продолжает оставаться одним из самых заметных и популярных решений. Рост запросов на эту категорию продуктов определяется активным развитием сетевых инфраструктур, а также снижением стоимости видеосистем высокой четкости (HD).
Конечно же, в 2011 году, наверное, только ленивый не говорил об использовании облачных технологий. На сегодняшний день технологии облачных вычислений для банков применяются в таких областях, как управление продажами, управление маркетингом, клиентским обслуживанием, а также управление конкретными финансовыми приложениями. Одним из важных факторов, сдерживающих внедрение технологий облачных вычислений в кредитных организациях, является отсутствие гарантии безопасности обрабатываемых данных. Хотя эксперты утверждают, что есть решение, позволяющее повысить безопасность облачных вычислений, - а именно разделение «облаков» на публичные и частные.
Завершить этот небольшой обзор мы хотели бы ремаркой о том, что ИТ-аутсорсинг в банковской сфере также развивался в 2011 году довольно быстрыми темпами. Среди наиболее распространенных ИТ-функций, которые банки отдавали на аутсорсинг, были разработка и сопровождение программного обеспечения.
Начать дискуссию