Автоматизированная банковская система (АБС) - чрезвычайно важное, а может быть, даже ключевое звено в банковском ИТ-ландшафте. Именно поэтому решение о ее замене дается непросто и, как правило, носит вынужденный характер: либо имеющаяся система перестает справляться с объемами данных, либо затраты на ее поддержание становятся неприемлемыми для банка. Между тем грамотно спроектированная и разработанная АБС позволяет не только снизить расходы на операционную деятельность, но и дает бизнесу новые возможности для развития.
Почему меняют АБС
Чтобы быть в тренде, банки должны оперативно управлять своими средствами, динамично реагировать на изменения ситуации по всей сети офисов и создавать себе безопасное и оперативное корпоративное пространство. В этой связи кредитным организациям требуются механизмы, способные обеспечивать данные процессы.
Во всех территориально распределенных структурах существует зависимость от корпоративной переписки, внутреннего документооборота, систем принятия решений. Разрозненные территориальные решения малоэффективны, потому что сложные системы в открытом Интернете будут работать с замедлением. Соответственно, с укрупнением структуры банки вынуждены строить централизованную защищенную информационную сеть с безопасными управляемыми коммуникациями. В такой ситуации некоторые организации принимают решение о замене АБС.
Замена АБС - достаточно затратное мероприятие, и подходить к нему надо, четко понимая стоящие перед банком задачи. Нужно осознавать, что именно требуется от системы, и выбирать, исходя из конкретных критериев. Выбор подхода зависит от ситуации и целей заказчика, но при грамотной реализации позволяет минимизировать информационные и репутационные риски банка в целом.
Как правило, принятие решения о смене АБС является серьезным шагом для банка, говорит директор департамента информационных технологий (CIO) ДжиИ Мани Банка Татьяна Архарова. «Данная инициатива связана с изменением стратегии организации, изменением планов и задач в среднесрочной и долгосрочной перспективе, - рассказывает эксперт. - Это объемные инвестиции в течение как минимум двух лет, поэтому финансовое состояние организации должно быть стабильным. Также очень важно учитывать при этом уровень зрелости ИТ и проектной организации внутри банка».
Вице-президент Банка Корпоративного Финансирования (БКФ) Михаил Геворков считает, что основная причина замены существующей АБС - это ее моральное устаревание, которое становится очевидным, когда банк предполагает в ближайшие годы активно развиваться. «Иногда смена АБС происходит для увеличения инвестиционной привлекательности банка с целью последующей его продажи, - добавляет эксперт. - В таких случаях обычно внедряют какую-нибудь хорошо известную западную систему в расчете на зарубежных инвесторов».
Директор департамента информационных технологий СДМ-Банка Олег Илюхин высказывает схожую точку зрения: система требует замены, когда перестает «успевать» за потребностями бизнеса. «То есть либо затруднен вывод на рынок новых продуктов, либо он становится слишком дорогим, либо внутренняя трудоемкость совершения операций становится слишком высокой», -объясняет эксперт.
Замена АБС требуется, если в рамках существующей инфраструктуры (не только самой АБС, но и всех модулей, обрабатывающих для нее запросы) становится невозможным адекватно удовлетворять растущие потребности бизнеса, уверен начальник управления информационных систем департамента информационных технологий банка «Экспресс-Волга» Александр Виноградов. «Процесс перехода на новую АБС всегда сопряжен со значительными затратами, и тут стоит принимать решение исходя из дальнейших планов развития бизнеса», - предупреждает специалист.
Выбор системы
Выбор автоматизированной банковской системы - это сложный процесс, поскольку АБС устанавливается с расчетом на долгосрочную перспективу. Соответственно, банки должны принимать во внимание не только текущее состояние решения и состояние его поставщика, но также и возможности вендора развивать и масштабировать систему.
Начальник управления информационных технологий Флексинвест Банка Михаил Татауров рассказал, что выбор АБС происходил в банке в течение месяца и в большой степени был обусловлен успешным опытом использования системы в банках с аналогичной бизнес-стратегией. На тот момент это были банки ДельтаКредит и Инвестиционный Городской Банк, специализирующиеся на ипотечном кредитовании физических лиц.
Александр Виноградов (банк «Экспресс-Волга») отметил, что новую АБС выбирали около года, и ее выбор был обусловлен меньшими затратами на переход со старой версии АБС, так как система взаимодействия внутренних модулей и принципы работы с внешними системами практически не изменились.
По словам Олега Илюхина (СДМ-Банк), последний раз СДМ-Банк менял АБС в 2002-2003 годах, и сейчас стоит на пороге выбора новой системы. Скорее всего, выбирать долго не придется, подчеркивает эксперт, так как на рынке сейчас ограничен набор предложений.
С мнением, что серьезных игроков на российском рынке АБС не так уж много и они хорошо известны, соглашается Михаил Геворков (БКФ). «Их можно пересчитать на пальцах одной руки», - говорит специалист.
Эксперт БКФ выделил несколько критериев (помимо стоимости), по которым следует оценивать АБС. Во-первых, наличие не менее пяти успешных внедрений в банках, схожих по определенным параметрам. Во-вторых, для многофилиальных банков необходимо отдельно анализировать работу программы в многофилиальной и разнесенной по разным часовым поясам среде. В-третьих, должна существовать возможность самостоятельного развития системы - пользовательского генератора отчетов, встроенного языка программирования и т.д. Кроме того, необходимо проверить устойчивость работы системы, количество выявляемых ошибок. Конечно, при выборе нужно также смотреть на желание разработчика модифицировать АБС под требования банка.
Хорошо зарекомендовал себя метод, когда совместно силами разработчика и банка настраивается и досконально тестируется один из жизненно важных продуктов банка, например кредиты, рассказывает Михаил Геворков. Это требует от организации-заказчика определенных дополнительных расходов, зато позволяет хорошо изучить как саму АБС, так и подходы фирмы-разработчика к внедрению.
Когда наступает час Х
«Внедрение банковской системы - большой проект, продолжительность которого во многом зависит от четкости ИТ-стратегии, зрелости проектной организации внутри банка, поддержки руководства и способности принимать порой нелегкие бизнес-решения. Размер банка и интенсивность операций тоже влияют на сроки внедрения, но вышеупомянутые организационные факторы являются для такого рода проектов критическими», - уверена Татьяна Архарова (ДжиИ Мани Банк). В зависимости от размера банка такой проект занимает не менее двух лет, добавляет эксперт.
По словам Михаила Геворкова (БКФ), обычно подготовка к полномасштабному внедрению занимает около года, причем это минимальный срок. «Сам процесс внедрения - так называемый час Х - один из самых тяжелых моментов, поскольку около недели сотрудники ИТ обычно работают в круглосуточном режиме. Потом ситуация немного выравнивается до сдачи ближайшей месячной отчетности. В нормальное русло жизнь начинает входить примерно через полгода. Это мой личный опыт», -рассказывает Михаил Геворков.
Существует и более спокойный способ внедрения АБС - «по частям», отдельно по продуктам. Он позволяет минимизировать проблемы внедрения, но при этом обычно возникает проблема консолидации данных между старой и новой АБС. Это, конечно, очень растягивает сроки внедрения. Во Флексинвест Банке, например, внедрение происходило поэтапно, и на первоначальный этап подготовки ушло порядка шести месяцев. Внедрение АБС в Пробизнесбанке (головном банке ФГ «Лайф») заняло около года, во всех остальных банках группы - еще столько же времени.
Модификация или замена?
Бывают ситуации, когда достойной альтернативой замене АБС может выступить ее модификация, которая является гораздо более безопасным и дешевым методом. Однако при выборе такого стратегического решения необходимо точно оценить потенциал существующей АБС, в первую очередь, возможность ее масштабируемости и способности к развитию прикладного ядра. «Если система работает на современной платформе, и фирма-производитель справляется с поддержкой, то, скорее всего, возможно ограничиться покупкой отдельных недостающих модулей, решением проблем, существующих в текущем функционале», - считает Михаил Геворков (БКФ).
«Лучше делать то, что дает требуемый эффект при минимальных вложениях, - уверен Михаил Татауров (Флексинвест Банк). - При этом также надо учитывать перспективу развития существующей АБС и возможности вендора с горизонтом планирования три года».
Начать дискуссию