НБЖ задал банкирам ряд традиционных предновогодних вопросов:
1. Каких перемен вы ожидаете на банковском рынке России в 2012 году, что, по вашему мнению, может стать главным событием года Черного Дракона, есть ли основания надеяться на изменение расстановки сил на банковском рынке?
2. Каких изменений в регуляторной и надзорной сфере вы ожидаете в 2012 году?
3. Каких изменений вы ожидаете в законодательстве, регулирующем деятельность финансово-кредитных организаций?
4. Насколько, с вашей точки зрения, вероятно возникновение кризисных явлений в российском банковском секторе в 2012 году? Прекратится ли отток капитала из российской экономики?
5. Есть ли основания надеяться на изменение расстановки сил на российском банковском рынке за счет снижения активности госбанков?
6. Ожидаете ли вы каких-либо еще (иных, кроме перечисленных) событий в банковской сфере России?
ЮниКредит Банк
Михаил АЛЕКСЕЕВ, председатель правления
1. Центральный банк сейчас работает над адаптацией рекомендаций Базель-ского комитета (Basel II и Basel III) для применения в банковской системе России. Мы ожидаем, что в 2012 году на российском рынке могут быть внедрены новые, более жесткие нормы и положения, затрагивающие оценку рисков и уровень достаточности капитала.
3. В случае вступления России в ВТО законодательство в части регулирования деятельности банков будет обновлено. В частности, иностранные инвесторы получат больший уровень свободы и смогут увеличить свое присутствие в размере до 50% от совокупного капитала российской банковской системы.
4. В условиях глобальной нестабильности довольно трудно делать прогнозы. В целом Россия очень сильно зависит от внешней конъюнктуры, и в случае усугубления состояния мировой экономики из-за проблем Европы или по другим причинам в России тоже могут возникнуть кризисные явления. Тем не менее я остаюсь оптимистом и думаю, что мировое сообщество сможет справиться с возникающими проблемами. Однако эти процессы будут отнюдь не безболезненными, и в 2012 году мы, скорее всего, будем наблюдать довольно высокий уровень волатильности на рынках и рецессию в некоторых ведущих экономиках. Что касается российского банковского сектора, то сейчас в целом он гораздо более защищен от воздействия негативных явлений, чем был в 2008 году. Тем не менее усугубление экономической ситуации может опять подстегнуть процесс поглощения банковской системы государством Отток капитала из России провоцируют многие факторы - это неблагоприятный инвестиционный климат, слабая финансовая инфраструктура, коррупция, недостатки судебной системы, предстоящие выборы и пр. Все это складывается в повышенный уровень риска для иностранных инвесторов в нашей стране. Поэтому отток капитала из России будет продолжаться до тех пор, пока общая нервозность в связи с нестабильностью мировой экономической системы не снизится, и у иностранных инвесторов опять не появится аппетит к риску. Только усиленная и организованная работа властей по решению вышеперечисленных проблем может замедлить этот процесс.
5. По моему мнению, гораздо более вероятна обратная ситуация. Еще в начале кризиса 2008 года российское правительство рассматривало план по увеличению государственной доли в банковском секторе до 70-80%. К счастью, этого не произошло, но тем не менее в период с 2007 по 2010 год доля госбанков в России возросла с 41% до более чем 50%. Что мы имеем на сегодняшний день? По результатам девяти месяцев 2011 года госбанки получили прибыль в размере 69% от совокупной прибыли всей банковской системы (с учетом Внешэкономбанка). При этом почти каждый девятый негосударственный банк в российской банковской системе является убыточным. Если учесть доступ госбанков к дешевому и длинному финансированию, то в условиях высокой волатильности, которые мы, скорее всего, будем наблюдать еще долго, госбанки будут только укреплять свои позиции. Конечно, у властей существует инициатива по продаже миноритарных пакетов акций госбанков, но на деле мы видим, что ничего не происходит. В любом случае такие инициативы не изменят существующие тренды. Более того, введение ЦБ в 2012 году более жестких норм оценки риско-вости активов и, как следствие, снижение уровня достаточности капитала поставит под вопрос существование многих небольших региональных частных банков.
Росбанк
Марк-Эммануэль ВИВЕС, первый заместитель председателя правления
4. Пока оснований для полного прекращения оттока капитала нет. Поэтому прогноз ЦБ РФ даже повышен до 70 млрд долларов по итогам года и выглядит правдоподобно. Однако не стоит говорить о том, что во всем виноват плохой инвестиционный климат в России. Усиление оттока в последнее время связано в том числе с трудностями в Европе и на мировых рынках капитала. В период кризиса капитал всегда утекает в страны с наиболее стабильной экономикой, даже несмотря на более низкую доходность, - надежность важнее. К тому же Европа сейчас испытывает серьезные трудности и тоже нуждается в деньгах.
6. Сегодня мы видим две основные тенденции. Одна из них не нова: еще задолго до 2008 года началось укрупнение банковского сектора, которое в условиях мирового кризиса пошло быстрее. Среди последних инициатив государства -повышение норм минимального капитала кредитных организаций до 300 млн рублей, признание за тремя государственными банками статуса системообразующих финансовых институтов и т.д. Недавно Минфин подготовил поправки в законодательство, которые наделяют ЦБ правом регулировать размер ставок по вкладам. Это создаст дополнительные проблемы с ликвидностью для мелких банков, у которых в условиях дефицита средств остается один выход -поднимать ставки по вкладам значительно выше рыночных. Теперь ЦБ намерен этому препятствовать в целях недопущения излишних рисков для вкладчиков и банковской системы. Потом есть более свежие изменения - дефицит ликвидности, хоть и не такой глубокий, как три года назад, да и банковский сектор к нему лучше готов. На банковском рынке резко возросло количество предложений о продаже портфелей ипотечных кредитов. Некрупные банки, не имеющие стабильного доступа к «длинным» деньгам, пытаются решить проблемы с ликвидностью путем продажи ипотеки. Не исключаю, что многие некрупные банки могут свернуть ипотечные программы, как в 2008 году, в силу затруднений с «длинными» деньгами. Хотя нельзя не отметить, что на госбанки эта ситуация никак не влияет. Президент даже заявил о возможном внедрении в ближайшем будущем subprime-кредитов для бюджетников, а АИЖК спрогнозировало понижение ставок по ипотеке в следующем году. Разумеется, это возможно только через механизмы государственного финансирования и через банки с участием государственного капитала.
Нельзя также исключать того, что в свете вышеперечисленных тенденций мы можем стать в следующем году свидетелями новых сделок слияний и поглощений, для широкой публики порой неожиданных. Усиливающаяся конкуренция за стабильную ресурсную и надежную клиентскую базу будет толкать банки ко все новым объединениям с целью упрочения рыночных позиций и финансовой устойчивости. Причем к объединению не только с другими банками, но и с небанковскими финансовыми организациями, провайдерами инфраструктурных и прочих услуг.
Росгосстрах Банк
Александр ФАЛЕВ, председатель правления
2. Вопрос об эффективности банковского надзора со стороны ЦБ РФ, возникший из-за проблем с Межпромбанком, банками Матвея Урина и Банком Москвы, привел к появлению предложений о выводе надзорных функций из-под контроля Банка России. В банковском сообществе достаточно активно обсуждается вопрос о введении саморегулирования.
Однако сочетание банковского саморегулирования и надзора со стороны Банка России представляется неэффективным, так как в результате и саморегулируемые организации, и ЦБ РФ будут вести политическую борьбу за влияние на банковский сектор. Банковское сообщество уже выразило свое негативное отношение к указанному законопроекту. Кроме того, назначение Алексея Симановского на пост заместителя председателя Банка России свидетельствует о желании усилить банковский надзор принципиальным и компетентным руководителем.
Поэтому мы предполагаем, что в 2012 году произойдет ужесточение политики ЦБ РФ в области надзора и регулирования деятельности кредитных организаций.
Следует отметить, что развитие банковского надзора в 2012 году будет происходить в условиях ужесточения конкуренции между кредитными организациями в самых доходных сегментах рынка. Указанные процессы будут осложняться нестабильным состоянием европейских финансовых рынков и снижением капитализации банковского сектора. Поэтому Банк России должен будет разрабатывать способы повышения качества активов российских банков и их капитализации, способы повышения транспарентности банковской отчетности.
3. Основные мероприятия, которые будут осуществлены в 2012 году в области нормотворчества Центробанка, обозначены в документе «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов». Исходя из положений этого документа, мы ожидаем от регулятора действий, направленных на разработку нормативных актов в области надзора за деятельностью кредитных организаций, применяющих подходы к оценке кредитного риска, основанные на внутрибанковских рейтингах. При взаимодействии с кредитными организациями будут осуществляться также разработка и внедрение внутренних процедур оценки достаточности капитала.
Также ЦБ РФ будет проведена работа: - по внесению изменений в нормативную базу в части пересмотра структуры регулятивного капитала и введения требований к достаточности компонентов капитала; - по установлению требований к формированию буферов капитала, введению показателя «леверидж», определяемого как отношение величины капитала к совокупной величине активов и внебалансовых позиций без учета уровня риска по ним;
- по введению двух нормативов ликвидности - показателя краткосрочной ликвидности, определяемого как отношение ликвидных активов к чистому оттоку денежных средств в ближайшие 30 дней в условиях рыночного стресса, и показателя чистого стабильного фондирования, определяемого как отношение имеющихся в наличии стабильных источников фондирования сроком не менее 1 года к необходимому объему такого фондирования в условиях стресса.
4. Если рассматривать банковскую систему в целом, то она выглядит вполне готовой к возможным макроэкономическим проблемам. Банки проводят осторожную кредитную политику, всесторонне оценивая платежеспособность потенциальных заемщиков и реалистично прогнозируя риски ухудшения их финансового состояния. Государство в лице Банка России, используя опыт и механизмы борьбы с кризисом 2008 года, готово всесторонне поддержать банковский сектор ликвидностью до 1 трлн рублей. Зависимость наших кредитных организаций от фондовых рынков не критична (на 01.10.2011 составила 16% от активов), поэтому полноценная трансляция волатильности европейских фондовых площадок на российский банковский рынок вряд ли возможна. Что же касается грядущей девальвации рубля, то мы считаем, что эти слухи преувеличены. Фундаментально рубль зависит от уровня цен на нефть, а в 2012 году нефть будет стоить 110-120 долларов США за баррель, что для отечественной валюты более чем приемлемо. Исходя из вышесказанного, мы считаем маловероятным возникновение масштабного кризиса в 2012 году. Особенностью отечественных рынков является то, что движение капитала на них зависит не от фундаментальных макроэкономических показателей нашей страны, а от сочетания текущей политической конъюнктуры и состояния мировых финансовых площадок. Иными словами, инвесторы воспринимают нашу страну как рисковый развивающийся рынок, поэтому на наши площадки приходит спекулятивный капитал, который при малейшем намеке на политическую нестабильность или при возникновении кризисных явлений в мировой экономике тут же утекает за рубеж. Отталкиваясь от сказанного, мы прогнозируем продолжение оттока капитала из российской экономики в связи с сохраняющейся нестабильностью мировых рынков, в первую очередь - рынков еврозоны.
5. Согласно статистике Центробанка первые 20 кредитных организаций формируют почти 70% активов российской банковской системы, а рост концентрации продолжается уже более двух лет. В свою очередь Банк России поддерживает тенденции укрупнения системы за счет повышения требований к минимальному размеру банковского капитала. Наряду с этим агрессивную политику повышения своей рыночной доли ведут так называемые госбанки, активно вытесняя конкурентов с рынка. И изменения этих трендов мы не ожидаем – напротив, вскоре российский банковский рынок будет сосредоточен в руках госбанков и 10–15 федеральных кредитных организаций. По сути, рынок перейдет в состояние монополистической конкуренции с развитием программ лояльности и выращиванием «своего клиента».
Пробизнесбанк
Ярослав АЛЕКСЕЕВ, вице-президент (Финансовая Группа Лайф)
2. В 2012 году в регуляторной и надзорной сфере я ожидаю усиления контроля, ужесточения требований по капитализации финансовых институтов. Думаю, что с точки зрения регулятора это представляется действенной мерой повышения стабильности финансового рынка.
3. От изменений в законодательстве я жду, прежде всего, появления «срочных» депозитов, то есть вкладов физических лиц без возможности досрочного изъятия.
4. Отток капитала из российской экономики, скорее всего, не прекратится. Чтобы это произошло, нужно создать условия для инвестирования денег внутри страны.
5. Снижение активности госбанков - это естественный эволюционный процесс. Резких изменений в этом плане ждать не стоит.
6. Я надеюсь на появление банковской СРО, которая могла бы активно отстаивать интересы коммерческих банков перед регулятором.
Банк «ТРАСТ»
Леонид ИГНАТЬЕВ, глава дирекции анализа долговых рынков
1. Сегодня можно выделить следующие тенденции:
1) рост ставок по депозитам для частных лиц, который произошел в большей части банков ТОП-50 в конце сентября - начале октября, продолжает набирать обороты;
2) замедление рекордных темпов роста розничных кредитных портфелей в начале осени с целью аккумулировать по возможности дополнительные денежные средства в случае ухудшения ситуации;
3) ужесточение кредитных рисков в банках касательно выдачи корпоративных кредитов;
4) более активное развитие бизнеса по розничному кредитованию на фоне замедления темпов роста корпоративного кредитования;
5) консервативное отношение к финансовым инвестициям в виде уменьшения их объемов на балансе, увеличения доли качественных «имен» в ценных бумагах;
6) большая увлеченность игрой на валютном рынке в связи с желанием получить спекулятивный доход. С переходом к периоду налоговых выплат это увлечение сходит на «нет».
2. ЦБ последовательно ужесточает требования к банкам, особенно в части управления капиталом. С 1 января 2012 года будет повышен уровень минимально допустимой величины объема собственных средств до 180 млн рублей. К 2015 году данный порог планируется увеличить до 300 млн рублей. Мы ожидаем реформирования в долгосрочной перспективе методологии расчета уровня достаточности капитала, ликвидности и взвешенных по риску активов для приближения установленных норм к общепринятой в мировой практике методологии расчета показателей по Basel I, II, III.
В свете развития ситуации с Банком Москвы мы не исключаем принятия ряда мер по ужесточению регулирования операций со «связанными» сторонами, «фирмами-однодневками» и компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах. Также мы ожидаем дальнейших нововведений по модернизации отношений «банк - клиент» в части роста прозрачности предлагаемых клиентам услуг и защиты прав потребителей. 4. Однозначно классифицировать текущую ситуацию как предкризисный или кризисный период нельзя. Мы считаем, что пока недостаточно негатива для полновесных разрушительных последствий в реальном секторе, которые мы видели в 2008-2009 годах. Не наблюдаем мы и явных кризисных движений в российском банковском секторе. Тем не менее консервативные и контрцикличные действия банков, направленные на снижение зависимости от вола-тильности и нестабильности, есть: ведь именно банки исторически являются самыми важными участниками финансовых рынков. По словам представителей ЦБ, регулятор на данный момент не видит острых проблем с ликвидностью и достаточностью капитала у большинства банков и не предполагает реализации в среднесрочной перспективе наиболее эффективного в кризис инструмента поддержки банков – беззалоговых кредитов. В то же время в случае острой необходимости Центробанк готов выделить нуждающимся банкам как минимум 1 трлн рублей на эти цели. Мы думаем, что в свете предупредительных действий самих банков, а также в свете проактивной позиции российского ЦБ нет веских причин для опасений возникновения системного кризиса в российской банковской системе. В самом начале ноября ЦБ пересмотрел прогноз оттока частного капитала по итогам года с 36 млрд долларов до 70 млрд долларов, а потом и до 73 млрд долларов. Данная цифра полностью совпадает с нашим прогнозом оттока капитала в 2011 году, озвученным еще в октябре. Ключевой предпосылкой наших расчетов была ставка на то, что существенного улучшения конъюнктуры в IV квартале 2011 года в сравнении с III кварталом не произойдет, в связи с чем отток капитала в последние три месяца года окажется как минимум не ниже показателя III квартала (18,7 млрд долларов). Отток капитала усилился в IV квартале 2011 года и, к сожалению, есть предпосылки его сохранения как минимум в начале 2012 года.
Абсолют Банк
Андрей ЛАРКИН, заместитель председателя правления
3. В законодательстве ожидается ужесточение требований к качеству кредитного портфеля, к достаточности капитала, прозрачности формирования резервов на возможные потери по ссудам и прочим активам.
Я ожидаю полного внедрения в середине 2012 года новых требований 110-И ЦБ, которые должны повлиять на достаточность капитала кредитных организаций, так как напрямую «завязаны» на структуру и компоненты кредитных портфелей. Это должно определенным образом сказаться на снижении капитала в банковской сфере, если все банки будут жестко следовать новым требованиям ЦБ. Банковская система России входит в 2012 год гораздо лучше подготовленной, чем в 2008 году. Изменились понимание кредитных рисков, стандарты работы с заемщиками. Это, несомненно, говорит о хорошем запасе прочности по посткризисным кредитным портфелям, сформированным в 2010-2011 годах.
В то же время ситуация с проблемными кредитами, до сих пор остающимися в портфелях банков, и с кредитами, «выведенными» на другие структуры, не решена полностью и будет себя проявлять в ближайшие два-три года.
Кроме того, в дополнение к неразрешенным «старым» проблемам придет другая - необходимость повышать расходы на резервы по новым кредитам, выданным с 2011 года. И наверняка возникнет вопрос с процентной маржой. Я прогнозирую рост стоимости привлечения ресурсов в 2012 году, а полностью перекладывать на клиента увеличение стоимости пассива многие банки пока не готовы.
Но это вопрос времени. Думаю, к концу 2012 года ситуация стабилизируется.
4. По сравнению со многими другими странами российская экономика имеет некоторые преимущества, особенно при текущей цене на нефть. Следовательно, я не ожидаю серьезных движений капитального характера, если ситуация в макроэкономике кардинально не изменится.
5. Я не ожидаю снижения активности госбанков. Они планомерно и правильно реализуют те возможности и преимущества, которые имеются у них и которых нет у частных банков.
Несомненным лидером инноваций является Сбербанк России, который за последнее время совершил реальный прорыв во многих областях, качественно изменив себя. А самый главный показатель - это возросшая скорость реакции на рынок. Если пять лет назад можно было бы ожидать некоторого запаздывания со стороны Сбербанка, то теперь решения по изменению процентных ставок производятся очень своевременно.
Банк «Стройкредит»
Алексей СТИШКОВСКИЙ, финансовый директор
2. В 2012 году в регулировании и надзоре не стоит ожидать значимых изменений, Банк России будет продолжать проводить ту политику, которую мы наблюдаем последние годы: поддерживать банковскую систему ликвидностью, регулировать процентные ставки, совершенствовать методологию оценки активов и ужесточать оценку рисков по ним.
3. Существенные изменения вряд ли произойдут. Можно ожидать принятия поправок в отдельные нормативные акты либо введения новых инструкций и положений, касающихся локальных вопросов банковской деятельности.
4. Российский банковский сектор в 2011 году находился под влиянием продолжающегося мирового экономического какой рост удастся продемонстрировать мировой экономике. Однако мы не прогнозируем серьезного снижения цен на нефть и, следовательно, ухудшения ситуации для российской экономики и банковской системы. Отток капитала не прекратится, вопрос только в том, какие цифры оттока будут зафиксированы в 2012 году, будет ли положительная динамика по сравнению с 2011 годом. С одной стороны, в условиях нестабильной ситуации в мировой экономике ряд инвесторов выводит средства из активов развивающихся стран. С другой стороны, экономическая стагнация развитых государств, низкая доходность стимулируют приток инвестиций в те страны, темпы экономического роста которых существенно выше. К таким странам относится и Россия.
5. Нет оснований надеяться на изменение расстановки сил на российском банковском рынке за счет снижения активности госбанков. Позиции госбанков будут только усиливаться, особенно если ситуация в экономике начнет ухудшаться.
Число банков продолжит сокращаться, тем более что с начала 2012 года вдвое увеличиваются требования к минимальному капиталу. Продолжится процесс перераспределения клиентов между мелкими игроками и крупными, которые имеют более высокую капитализацию, более дешевое фондирование и больше возможностей для совершенствования предоставляемых услуг. Будет увеличиваться сеть кредитных организаций в результате выхода в новые регионы и расширения присутствия в тех городах, где уже имеются офисы. В целом кардинальных изменений в худшую или в лучшую сторону в 2012 году мы не ожидаем.
MБPP
Михаил ЯЦЕНКО, вице-президент, руководитель имущественно-правового блока
2. В 2012 году предстоит целый ряд изменений:
- конкретизация требований к руководителям и учредителям (участникам) кредитной организации, предоставление Банку России полномочий по контролю за соответствием указанных лиц установленным требованиям по осуществлению сбора информации об их деловой репутации, по ведению соответствующих баз данных. Также ожидается сокращение круга руководителей филиалов кредитных организаций, назначение которых требует согласования с Банком России;
- расширение полномочий Банка России по применению мер воздействия к кредитным организациям за выявленные недостатки в системах их корпоративного управления; предоставление Банку России права устанавливать для кредитных организаций правила управления рисками и капиталом; установление ответственности членов исполнительных органов и совета директоров (наблюдательного совета) за деятельность кредитных организаций, в том числе в области управления рисками;
- изменения в законодательстве Российской Федерации в части упрощения процедуры эмиссии ценных бумаг кредитными организациями, введение ответственности должностного лица кредитной организации за невыполнение обязанностей по контролю за выполнением хозяйствующими субъектами порядка ведения кассовых операций;
- изменения по совершенствованию процедур реорганизации.
3. Банкам будет предоставлена возможность заключать с вкладчиком, являющимся физическим лицом, договор банковского вклада на условиях, не предусматривающих права вкладчика на досрочное востребование суммы вклада.
Ожидается принятие закона о минимальных стандартах оказания финансовых услуг. Данный закон заложен в стратегию развития банковского сектора, однако пока не известно, каков он будет.
Ожидается принятие закона «О потребительском кредитовании», что сильно осложнит работу банков, особенно в части банковских карт с условием кредитования (лимитом овердрафта). В стратегии развития банковского сектора рассмотрение данного закона запланировано на 2011 год. Однако пока неизвестно, состоится ли оно.
Также предстоят изменения в законодательстве Российской Федерации, направленные на защиту прав заемщиков от возможных злоупотреблений со стороны субъектов деятельности по взысканию задолженности. В частности, в настоящее время Роспотребнадзор считает, что банки не должны передавать права требования по кредитам коллекторам. Высший арбитражный суд в целом считает, что это делать можно.
Кроме того, по-прежнему идет процесс подготовки и доработки закона «О банкротстве физических лиц». Однако велика вероятность того, что и в 2012 году он так и не будет принят.
4. Хорошо в российской экономике не будет, но полагаю, что и страхи тоже преувеличены. Вероятнее всего, ситуация будет аналогична 2011 году.
Начать дискуссию