Банки

Качественный замер

Розничные банки сегодня все чаще пользуются термином «клиентоориентированность», который предполагает не только конкурентоспособные продукты, но и качественный сервис. Большинство кредитных организаций предлагают клиентам различные варианты оценки качества обслуживания, однако наиболее популярно телефонное анкетирование.

Розничные банки сегодня все чаще пользуются термином «клиентоориентированность», который предполагает не только конкурентоспособные продукты, но и качественный сервис. Большинство кредитных организаций предлагают клиентам различные варианты оценки качества обслуживания, однако наиболее популярно телефонное анкетирование.

С каким настроением клиент покидает офис банка, что ему понравилось или вызвало у него негативную реакцию, кредитные организации выясняют различными способами.

В ВТБ 24 сообщили, что в банке работает система управления качеством, которая опирается на целый ряд инструментов оценки. «Здесь задействованы и всевозможные объективные показатели из учетных систем банка, и результаты собственных и внешних телефонных опросов клиентов, контрольных проверок, и многое другое, — рассказывает заместитель начальника управления методологии бизнес-процессов и продаж ВТБ 24 Виктор Смирнов. — Вся информация анализируется в едином центре управления качеством обслуживания и преобразовывается с заданной периодичностью в конкретные решения, которые отрабатываются в рамках стандартных управленческих процедур, утвержденных в банке».

Как заявили порталу Банки.ру в опрошенных финансовых институтах, обратная связь с клиентами для них очень важна. «Клиенты сообщают нам, как совершенствовать качество продукции и сервиса, следовательно помогают оптимизировать бизнес, — говорит начальник управления качества обслуживания Райффайзенбанка Нина Векслер. — Банк на постоянной основе проводит анализ клиентских оценок и использует их как в корректировках текущей работы, так и в построении дальнейшего развития в соответствии с пожеланиями клиентов».

В Промсвязьбанке приводят конкретный пример: в конце июля прошлого года клиент высказал пожелание, чтобы в интернет-банке появилась возможность пополнять QIWI-кошелек, и уже в начале августа она появилась. «Таких примеров много», — уточняют в банке.

По словам директора по качеству обслуживания Ситибанка Эвелины Нечипоренко, на основании результатов исследований банком определяются дополнительные области для улучшения, вносятся изменения в существующие продукты, а также осуществляется реинжиниринг процессов и систем. «Результаты контроля качества также учитываются при начислении премий сотрудникам», — указывает она.

Заместитель руководителя блока розничного бизнеса и сети продаж Бинбанка Александр Лутченко добавляет, что детальный анализ процесса обслуживания позволяет также определять слабые места в работе конкретных сотрудников, исправлять их, в том числе учитывая коррективы в процессе обучения новых специалистов. «Это необходимо для повышения качества работы банка и квалифицированности персонала», — отмечает он.

Способов, с помощью которых клиенты могут оценить сервис банков, достаточно много. Например, в ВТБ 24 практикуют телефонное анкетирование действующих клиентов. По словам Смирнова, ежеквартально на предмет оценки качества обслуживания осуществляется опрос более 20 тыс. человек. Подобную методику практикуют и в Абсолют Банке. Анкетирование и обзвон клиентов также проводят сотрудники Инвестторгбанка, Промсвязьбанка, Райффайзенбанка и ряда других. Ситибанк осуществляет контроль за качеством как путем прямого опроса клиентов по телефону или электронной почте, так и методом тайного покупателя, когда независимый контролер посещает отделение под видом клиента или потенциального клиента.

Многие банки предоставляют клиентам возможность выразить свое мнение самостоятельно. Так, в отделенияхСбербанка, как сообщили в колл-центре, можно не только оставить запись в книге отзывов, но также оценить работу конкретного операциониста — возле каждого окошка размещены карточки со смайликами. В Инвестторгбанке можно сделать отзыв в соответствующей книге или позвонить в службу клиентской поддержки. В Промсвязьбанке существуют интерактивная форма на интернет-сайте, мобильные стойки «Создай банк своей мечты» в офисах. Клиенты Райффайзенбанка могут оставить свои письменные обращения в специальных желтых ящиках «Ваше мнение важно для нас» в отделениях.

В отделениях банка «Интеркоммерц» используют интерактивный сервис «Кнопка качества» от компании QualityQlick — решение, позволяющее получить мгновенную обратную связь о качестве услуги, работе менеджера. «Имеется защита от накрутки голосов менеджерами продаж и отключения устройств, — говорится в описании сервиса. — Может обеспечить подсчет посетителей и запись аудиоразговора между клиентом и менеджером продаж». Такое же решение использовали в отделениях АМТ Банка, лишившегося лицензии в прошлом году.

«Попробуйте получить результаты анкетирования клиентов нескольких офисов с помощью бумажных анкет, например, на следующий день, — рассуждает генеральный директор компании QualityQlick Игорь Коваль. — Кто собирает анкеты? Кто их передает в головной офис? Когда вы получите результат? Какой получите результат, если результаты опросов клиентов собирают сами же оцениваемые?» По его словам, подобные высокотехнологичные системы не содержат посредников и исключают человеческий фактор при сборе результатов оценки качества обслуживания.

Вместе с тем в ряде банков утверждают, что еще необходимо учитывать особенности человеческого фактора и со стороны клиентов, которым предлагается оценить сервис непосредственно в отделениях. «Несколько лет назад мы использовали технологию анкетирования клиентов в отделениях банка, но по двум причинам нам пришлось от нее отказаться, — рассказывает начальник управления клиентского сервиса Абсолют Банка Вадим Янсон. — Во-первых, клиенты крайне неохотно оставляют отзывы об обслуживании непосредственно в отделении. Во-вторых, сразу после обслуживания на заполнение анкеты влияет так называемый эмоциональный фон — клиенты излагают в основном свои эмоции и при этом забывают существенные факты. Это выглядит примерно так: «У вас все плохо» или «У вас все отлично». Получить полезную для банка информацию из такого анкетирования крайне сложно».

Янсон указывает, что для получения наиболее объективной оценки в банке используется метод телефонного интервьюирования клиентов. «Решающую роль здесь играет интервал между обслуживанием и звонком, — подчеркивает он. — Должно пройти достаточно времени, чтобы «сбить» эмоциональный фон, но в то же время клиент не должен забыть все существенные моменты. Наиболее оптимальный период — от двух до пяти дней».

Начать дискуссию