Интернет-банкинг

Тенденции развития интернет-банкинга

НБЖ обратился с просьбой к нашим экспертам охарактеризовать ситуацию на рынке систем интернет-банкинга, обозначить наиболее яркие, с их точки зрения, тенденции его развития.

НБЖ обратился с просьбой к нашим экспертам охарактеризовать ситуацию на рынке систем интернет-банкинга, обозначить наиболее яркие, с их точки зрения, тенденции его развития.

Райффайзенбанк

Андрей Степаненко, член правления, руководитель дирекции обслуживания физических лиц

Интернет-банкинг становится неотъемлемой частью обслуживания в розничном банке в России, особенно для жителей мегаполисов. Темпы развития интернет-банка достаточно высокие, крупные розничные банки добавляют функционал, упрощают процессы для клиентов, уделяют большое внимание дистанционным каналам в своей рекламе. Технологически образованные и ценящие свое время клиенты больше не хотят обращаться в банковские отделения за стандартными операциями и предпочитают совершать все самостоятельно через интернет-банк в удобное для них время и фактически в любом месте. Однако данная тенденция более характерна для крупных городов, регионы пока отстают. В системе интернет-банкинга очень хорошо развиты платежные функции (включая мгновенные платежи). По нашим прогнозам, прирост активной аудитории в интернет-банке будет около 40-50% в год.

банк «Западный»

Максим Турчанинов, начальник управления банковских информационных технологий

Интернет-банкинг является самым перспективным и быстрорастущим сегментом банковской деятельности. Эта услуга востребована в основном физическими лицами, хотя и многим небольшим компаниям она оказывается полезна. В России на данный момент очень низкий уровень безналичных платежей среди физических лиц. Одной из причин этого является невысокий уровень доверия к банкам, сформировавшийся еще в 1990-х годах. Люди доверяют наличности куда больше, чем обязательствам банка. Однако ситуация меняется в лучшую сторону. Приходит поколение, для которого Интернет - неотъемлемый атрибут каждодневной жизни. Для него наличные деньги - это уже пережиток.
На сегодняшний день услуга интернет-банкинга в основном предоставляется вместе с пластиковыми картами, реже с депозитами, еще реже с расчетными счетами физических лиц. Связка кредитных карт и интернет-банка предоставляет максимальный доступ к своим средствам как в реальном мире, так и в Интернете. По уровню развития банковских карт в России мы можем оценить перспективы развития интернет-банкинга. Развитие карточного бизнеса в Северной Америке и Европе в несколько раз превышает российский уровень. Но, на мой взгляд, перспективы развития у нас хорошие. Пластиковые карты являются основным платежным средством через Интернет, однако они редко используются при совершении безналичных платежей внутри России, таких как погашение кредитов в банках, переводы внутри страны между физическими лицами и т.д. Сейчас это направление только начинает развиваться. Связка банковских карт и интернет-банкинга дает дополнительные возможности. Например, такие функции, как выдача срочного кредита (не овердрафта) на банковскую карточку по заявке из интернет-банка, размещение средств в банке на срочные депозиты, выпуск виртуальных карт или перечисление средств на другой счет через банкоматы невозможны из-за ограничений, накладываемых международными платежными системами и требованиями электронной цифровой подписи. Такие услуги предоставляются только через системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО), в основном с помощью интернет-банкинга. Вторым интересным драйвером развития интернет-банкинга может стать переход Центрального банка на расчеты в реальном (или близком к этому) времени. Пользователи Интернета привыкли к мгновенному прохождению платежей, как в случае с пластиковыми картами. В таких условиях платежи через ЦБ, когда среднее время прохождения платежа измерялось несколькими часами, были неприемлемыми. Переход ЦБ на систему банковских электронных срочных платежей (БЭСП) дает не только ускорение платежей, но и возможность проводить их круглосуточно. Это принципиально другие возможности расчетной сети ЦБ. Клиенты интернет-магазинов и пользователи Интернета могут использовать простой безналичный платеж, и, как следствие, может возрасти потребность в услуге интернет-банкинга. Процесс перехода на БЭСП проходит достаточно медленно, но в дальнейшем, я думаю, услуга будет востребована.

Альфа-Банк

Дмитрий Каштанов, начальник отдела развития интернет-банка

На данный момент рынок интернет-банкинга в России переживает этап бурного развития: практически каждый банк уже имеет как минимум систему интернет-банкинга, а в лучшем случае в наличии весь спектр услуг удаленного обслуживания - мобильный банк и услуга SMS-оповещения о транзакциях. Данный рост обусловлен, в первую очередь, активным увеличением числа пользователей Интернета в России и улучшением качества доступа к Интернету в регионах. По-прежнему преобладает тенденция активного использования интернет-банкинга в регионах с высоким уровнем проникновения широкополосного доступа к сети Интернет.
B целом по стране число пользователей услугами интернет-банкинга я оцениваю как низкое, по приблизительным подсчетам от 7 до 9  млн человек.
Дальнейшее развитие интернет-банкинга в России будет обусловлено несколькими глобальными факторами. Во-первых, наличием общедоступного широкополосного доступа к сети Интернет в регионах. Во-вторых, ростом уровня финансовой грамотности населения. В-третьих, развитием законодательства в области электронного документооборота.
Основные тенденции в развитии интернет-банкинга сейчас, на мой взгляд, следующие. Во-первых, вовлечение банками клиентов в активное использование сервиса - клиент должен понимать, зачем и почему ему нужен интернет-банк. Во-вторых, расширение числа получателей платежей - каждый клиент должен иметь возможность оплатить ту услугу, которая нужна именно ему. На данный момент региональные локальные банки зачастую выигрывают у крупных федеральных банков по уровню удовлетворенности числом провайдеров, услуги которых они могут оплатить у себя в регионе. В-третьих, упрощение процессов проведения операций. Современному «продвинутому» пользователю уже не хочется тщательно заниматься заполнением платежного поручения, ему необходимо произвести операцию, и сделать это он хочет максимально быстро и просто.
Наконец, рост числа пользователей мобильных устройств с доступом в Интернет. Уже сейчас мы наблюдаем увеличение интернет-активности с мобильных устройств. Для того чтобы посмотреть, кто добавил тебя в друзья в Facebook, написать заметку в Twitter, все меньше людей используют компьютер. Каждый банк должен понимать необходимость доступности мобильных банковских услуг.

СДМ-Банк

Олег Илюхин, директор департамента информационных технологий

Рынок развит достаточно слабо. Отчасти это проиллюстрировал наш недавний тендер по выбору поставщика решения по интернет-банку для физических лиц, когда мы почти год не могли его выбрать, потому что по целому ряду параметров все время кто-то не устраивал. Нет идеальной системы. Те системы, которые представлены на рынке, немногочисленны, и каждая из них обладает рядом недостатков: какая-то слабо адаптируется под новые требования бизнеса, у какой-то бедный функционал, какая-то слишком дорогая.

НОМОС-БАНК
Александр Базанов, директор департамента разработки и сопровождения продуктов розничного бизнеса

В настоящее время рынок интернет-банкинга можно назвать развивающимся. С учетом динамики проникновения самого Интернета в России (сейчас только 50% населения пользуется Интернетом, и, по некоторым оценкам, интернет-банком пользуются только 4 млн человек) у дистанционного обслуживания есть еще большой запас для роста.
Основные тенденции данного рынка - это универсальность и мобильность. Расширяется функциональность сервисов, и вслед за бумом на рынке смартфонов банки все больше внимания уделяют мобильным приложениям.

банк Хоум Кредит

Ольга Леушина, начальник управления развития технологий

На наш взгляд, сегодня развитие интернет-банкинга в России соответствует текущим потребностям клиентов. Отметим, что в настоящее время все банки предоставляют практически аналогичный набор инструментов, которые могут удовлетворить основные потребности клиентов: получение информации по счетам, совершение переводов. При этом на рынке присутствуют нестандартные услуги вроде возможности проверить задолженность перед различными организациями. Однако в большинстве своем услуги являются стандартными, а банки, как правило, не стремятся превзойти ожидания клиентов. Однако для того чтобы интернет-банк стал заметен на рынке, необходимо эти ожидания расширять, именно над этим мы работаем.

Промсвязьбанк

Иван Пятков, директор департамента розничных продуктов и технологий

Рынок систем интернет-банкинга в России продолжает расти, не уступая по функциональности системам западных банков. При этом процент пользователей интернет-банкинга в общем количестве населения России заметно отличается от этого показателя в западных странах. Это связано, в первую очередь, с недостаточным развитием Интернета в России. Из основных тенденций развития дистанционного обслуживания можно выделить следующие. Во-первых, мобильный банкинг, позволяющий совершать операции по счетам с помощью мобильного телефона. Данное направление дистанционных банковских услуг очень перспективно и несет принципиально важное качество - мобильность. Во-вторых, повышение операционной активности пользователей интернет-банка за счет развития функциональности. В-третьих, повышение уровня безопасности работы в интернет-банке - применение современных методов защиты при проведении операций (использование e-токенов, ридеров и т.п.).

Начать дискуссию