Банки

Политика - отдельно, экономика - отдельно

«Россия перед президентскими выборами. Экономическая и финансовая ситуация» — такой была тема очередного заседания Клуба банковских аналитиков и макроэкономистов, прошедшего в среду в пресс-центре портала Банки.ру. Участники обсудили, насколько повлияют на экономическую ситуацию в РФ события 4 февраля и предстоящие выборы главы государства.

«Россия перед президентскими выборами. Экономическая и финансовая ситуация» — такой была тема очередного заседания Клуба банковских аналитиков и макроэкономистов, прошедшего в среду в пресс-центре портала Банки.ру. Участники обсудили, насколько повлияют на экономическую ситуацию в РФ события 4 февраля и предстоящие выборы главы государства.

То, что заседания клуба проходят после значительных для страны событий, стало уже традицией. Уход Алексея Кудрина с поста министра финансов, намерение правительства Греции провести референдум по вопросу о помощи из Европы, акции протеста против фальсификации выборов в России — эти темы уже обсуждались на прежних встречах аналитиков и макроэкономистов. На этот раз эксперты оценивали будущее банковского сектора и экономики России после акций протеста, состоявшихся 4 февраля, и в преддверии президентских выборов.

«На самом деле уже особой интриги в этом нет, вопрос может быть только в том — на 99% не будет второго тура или на все 100%, — отметил во вступительном слове начальник аналитического управления Банка Корпоративного Финансирования Максим Осадчий. — И то, что события 4 февраля не оказали, в общем-то, никакого влияния на российские индексы, — это уже общеизвестно. Это показывает, что протестная ситуация стабилизировалась и не создается какой-то новой информации. Хотя в общем негативный фон протестной активности нарастает, и этот фон создает негативный вклад в негативную оценку российских активов на финансовом рынке».

По мнению Осадчего, ситуация, развивающаяся сегодня в российском банковском секторе, напоминает «пир во время чумы». При очень слабом, «анемичном» восстановлении российской экономики, растущей вероятности глобальной рецессии в Европе, росте протестной активности в России наши банки демонстрируют настоящий кредитный бум, особенно в розничном кредитовании. Это явление было охарактеризовано Осадчим как «неадекватное» и «неприятное» — поскольку основной движущей силой роста кредитного портфеля стали государственные банки, обрушившие на банковский сектор многие и многие сотни миллиардов государственных рублей после августа прошлого года. «Это неестественный процесс, происходящий не на фоне здорового развития экономики», — указал аналитик.

Главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова в своем выступлении обратила внимание на то, что в настоящее время ситуация с ликвидностью в банковском секторе более или менее стабилизировалась, однако нынешняя спокойная ситуация может продлиться лишь несколько месяцев.

«Уровень процентных ставок, который мы увидели в России в последние месяцы, с определенного момента стал очень привлекательным, потому что в мире улучшились финансовые настроения, обсуждается сценарий возможного повышения цен на нефть, если возникнет напряженность вокруг Ирана, — объяснила она. — Можно предполагать, что в краткосрочной перспективе ситуация складывается в пользу России». По мнению Орловой, российские банки получили возможность определенной «передышки» для того, чтобы воспользоваться снижением стоимости денег и несколько удешевить свои пассивы.

Заместитель начальника аналитического управления компании «Совлинк» Ольга Беленькая поделилась своим видением экономической ситуации в России перед выборами, особо указав на то, что в нынешнее время докризисная модель роста ВВП уже не работает, доходы населения стагнируют, обратила внимание на рекордный отток капитала из страны и при этом — на подавленную до рекордно низких уровней инфляцию. Рост социальных выплат и перенос повышения тарифов с января на июль она охарактеризовала как популистские меры, добавив, что к предвыборным реалиям следует также отнести и кредитный бум.

Она согласилась с Максимом Осадчим в том, что рост кредитного портфеля финансировался за счет депозитов Минфина и Центрального банка. «У людей снизились стимулы к сбережению и появилась большая мотивация к потреблению, — указала Беленькая. — И банки всеми силами стимулировали рост кредитования населения, пытаясь заработать на наиболее высокодоходных продуктах и компенсировать сжатие процентной маржи по корпоративному сегменту». По мнению аналитика, это поддержало потребительский спрос при стагнации реальных доходов населения, а для государства в предвыборный период сработало в качестве позитивного фактора.

По поводу ситуации в стране после президентских выборов Беленькая отметила, что ситуация не представляется стабильной: по данным ВЦИОМа, рейтинг Владимира Путина лидирует и превышает 50%, но одновременно с этим в последние месяцы растут протестные настроения, а активность оппозиционных митингов оценивается как наиболее массовая за последние 20 лет. «Основной сценарий — победа Путина в первом туре», — предположила Беленькая, заметив при этом, что в данном случае существует несколько вариантов развития событий.

Если активная часть общества признает результаты выборов легитимными, то протестная активность временно затухнет — для рынка это будет означать снижение политических рисков, появление дополнительного стимула к росту. Выданные экономике «авансы» будут компенсированы вынужденными непопулярными мерами, такими как повышение налоговой нагрузки, вероятное повышение пенсионного возраста. «Скорее всего, можно ожидать частичного ослабления давления на бизнес и некоторого снижения доли государства в экономике и социальной сфере. Но модель вряд ли существенно изменится», — указала Беленькая.

По ее мнению, при проведении второго тура выборов исход может быть менее предсказуемым, но и вероятность этого сейчас невысока.

Беленькая считает, что если все-таки после выборов рост протестной активности продолжится, то сценарии могут быть разными. «Краткосрочная дестабилизация политической ситуации может вызвать падение рынка и усиление оттока капитала, — предположила она. — Власти придется выбирать между жесткими действиями и уступками: есть вероятность повторных выборов, есть вероятность перераспределения части полномочий от президента к парламенту — некий гибрид между президентской и парламентской республикой. По-видимому, это приведет к меньшей концентрации власти у одного источника, система может стать менее предсказуемой, тяжелее станет принимать непопулярные решения в кризисные времена, но может появиться некий стимул для реформ, которого сейчас не видно».

Вместе с тем генеральный директор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков и заместитель гендиректора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев выразили мнение, что внутренний российский политический фактор, способный повлиять на макроэкономику, откровенно слабый. «На нас влияют внешние факторы, — утверждает Самиев, — и при этом внешние факторы как раз политизированы: будет ли какой-то конфликт в Иране, что будет в Европе и так далее». Единственным, по убеждению Самиева, внутренним экономическим фактором в России является повышение налогов. «Это, наверное, гораздо более сильный фактор риска, чем все проблемы вокруг выборов и протестная активность, — подчеркнул он. — Повышение налогов — это удар по российской экономике и по банковской сфере в том числе».

Четвериков предложил не увлекаться угадыванием ответа на вопрос, что же будет после выборов. «Мы все-таки не политики, а экономисты», — напомнил он. Эксперт добавил, что потребительское кредитование стоит урезать, поскольку люди привыкли «жить не по средствам». «Здесь надо исходить не из потенциала банков, а из потенциала и потребностей населения», — заключил он.

Начать дискуссию