Валютный рынок

Февральский переворот на рынке денег

Отток капитала и жесткая бюджетная политика Минфина привели к тому, что процентные ставки на межбанковском рынке в России стали расти с весны 2011 года. Если в первые месяцы 2011-го по однодневным кредитам они колебались на уровнях ниже 3%, то уже в к концу мая приблизились к 4%. С конца лета ситуация ухудшилась из-за банковского кризиса в Европе, в результате чего однодневные ставки перешли в интервал 5—6%. Рост ставок межбанковского кредита вызвал повышение ставок по кредитам экономике.

Отток капитала и жесткая бюджетная политика Минфина привели к тому, что процентные ставки на межбанковском рынке в России стали расти с весны 2011 года. Если в первые месяцы 2011-го по однодневным кредитам они колебались на уровнях ниже 3%, то уже в к концу мая приблизились к 4%. С конца лета ситуация ухудшилась из-за банковского кризиса в Европе, в результате чего однодневные ставки перешли в интервал 5—6%. Рост ставок межбанковского кредита вызвал повышение ставок по кредитам экономике и по вкладам. 

По опыту предыдущих лет все ожидали, что в конце года придет ликвидность из бюджета и ставки снизятся, будут низкими и в январе, и в I квартале в целом. Не тут-то было: рынок закончил год с уровнем ставок лишь немного ниже 6%, и в январе ситуация с ликвидностью оставалась напряженной. Только с начала февраля ставки значительно снизились и сейчас вышли на уровень 4,5%, где и находились в конце весны прошлого года.

Главную причину такой напряженности в последние несколько месяцев опять-таки следует искать в политике Министерства финансов. По данным ЦБ, в декабре Минфин изъял из банковского сектора 0,6 трлн рублей, сократив объем своих депозитов в банках с 1,5 трлн до 0,9 трлн. Иными словами, хотя дефицит бюджета в декабре составил 1 трлн рублей, как правительство и обещало, почти две трети этой суммы еще до конца года вернулось на счета казначейства. В январе Минфин должен был изъять еще 0,5 трлн рублей, но по факту рефинансировал часть этой суммы и забрал из системы только 0,3 трлн. Однако и этого было достаточно, чтобы напугать банки. Госбанки, которые должны были погашать депозиты Минфина, массово бросились на рынок розничных вкладов. Именно поэтому в последние месяц-два началось значительное повышение процентных ставок по депозитам, причем госбанки, традиционно утягивающие ставки рынка вниз, в этот раз, наоборот, были лидерами повышения.

Но первые изменения к лучшему, надо сказать, стали заметны еще в середине января. Например, анализ рынка валютных контрактов NDF, которые обычно отражают поведение нерезидентов, показывает, что иностранцы стали покупать рубль с середины прошлого месяца. Это означает, что уровень внутренних ставок стал настолько привлекательным для них, что уже перекрыл премию за политический риск. Если в декабре иностранные инвесторы не хотели даже обсуждать вложения в российские бумаги, то буквально за месяц настроения изменились, и не без помощи внешних факторов. Количественное смягчение в исполнении ЕЦБ и намеки на сходные меры ФРС обеспечили улучшение настроений на мировых финансовых рынках, что повысило привлекательность инвестиций в Россию. Кроме того, другие страны emerging markets в 2011 году поднимали ставки для борьбы с инфляцией, а сейчас, на фоне нереализовавшихся инфляционных рисков, спешат развернуть политику процентных ставок, снижая привлекательность внутренних рынков. Не нужно скидывать со счетов и сценарий возможной эскалации конфликта вокруг Ирана и Сирии, который дополнительно повышает привлекательность России как страны — экспортера нефти. Взять хотя бы скачок цены на нефть на 7 долларов за баррель всего за считанные дни.

Вслед за нерезидентами развернули свои валютные позиции и резиденты. В первую неделю февраля спрос на рубли вырос именно за счет закрытия валютных позиций российских игроков. Активизировались и привлечения с внешних рынков: Сбербанк разместил еврооблигации почти на 1,8 млрд долларов, еще 0,8 млрд привлек ВЭБ. Соответственно, пополнились запасы ликвидности: объем средств на депозитах банков в ЦБ вырос со 100 млрд до 700 млрд рублей буквально за первую неделю февраля. Центробанк теперь уже не продает, а покупает доллары на валютном рынке, отменяет аукционы РЕПО, а компании спешат воспользоваться ситуацией и разместить рублевые бонды, которые ждали своего часа. Действительно, не следует упускать момент: политические риски не исчезли, и если снизится напряженность на Ближнем Востоке, то цены на нефть могут упасть, что тут же приведет к росту ставок на внутреннем рынке.

Возможно, период низких ставок сохранится даже на ближайшие полгода, тем не менее рынки по-прежнему нестабильны, и деньги, сегодня дешевые и доступные, уже завтра могут сильно подорожать или исчезнуть с рынка. Что же касается ставок по розничным кредитам, то они продолжают повышаться и должно пройти три-четыре месяца, прежде чем банки начнут снижать их. Поэтому, чтобы взять розничный кредит по минимальной стоимости, стоит дождаться конца весны.

Доходность рублевых депозитов на сроки три-шесть месяцев сегодня представляется привлекательной, особенно если учесть, что повышение депозитных ставок госбанками с конца года сейчас заставило и другие крупные банки включиться в борьбу за розничных вкладчиков. На большие сроки открывать рублевые вклады нужно осторожно из-за рисков валютного курса. 

Начать дискуссию