В условиях жесткой конкуренции и доминирования на рынке государственных банков коммерческие финансово-кредитные организации вынуждены быть очень изобретательными и креативными для того, чтобы привлечь клиентов и запустить новые продукты. Информационные технологии в данном случае являются незаменимым подспорьем и инструментом. Очень важно, чтобы между ИТ-департаментом и заказчиками в лице бизнес-подразделений выстраивались полноценные партнерские взаимоотношения. Информационные технологии не должны восприниматься как некий «черный ящик», работающий по неизвестным законам. Своими мыслями и видением процессов, происходящих в области ИТ, с Национальным банковским журналом поделился директор департамента информационных технологий Абсолют Банка Кирилл ДРЕМАЧ. Эксперт рассказал о приоритетных направлениях развития ИТ в банке, о текущих проектах и планах на будущее.
Без информационных технологий не обойтись
НБЖ: К информационным технологиям банка бизнес предъявляет все более высокие требования. Какие задачи в этой связи возлагаются на ИТ-департамент Абсолют Банка?
К. ДРЕМАЧ: Я думаю, что в любом банке задачи ИТ-департамента одинаковы: быстро внедрять новые решения. При этом они должны быть надежными, отказоустойчивыми и удобными для пользования.
НБЖ: Изменились ли за последние годы ИТ-приоритеты российских банков? Какие задачи, по вашему мнению, являются на сегодняшний день главной «головной болью» ИТ-директоров в банковском секторе?
К. ДРЕМАЧ: Не секрет, что в последние годы на банковском рынке сильно обострилась конкуренция. Кризис, а также очень активное поведение государственных банков заставляют наших бизнес-заказчиков быть более изобретательными для того, чтобы привлечь клиентов или запустить новые продукты. В этих случаях без информационных технологий не обойтись. Главная «головная боль» ИТ состоит в расстановке приоритетов, достижении договоренностей с заказчиком о том, что сейчас важно, в управлении ожиданиями заказчика, а также в соблюдении обещанных сроков реализации.
Цена ошибки очень высока
НБЖ: Что представляет собой ИТ-инфраструктура банка? Как, по вашему мнению, можно создать эффективную систему управления ИТ-инфраструктурой банка?
К. ДРЕМАЧ: Чисто технически ИТ-инфраструктура банка не отличается от ИТ-инфраструктуры любого другого крупного предприятия. Однако существует одна особенность: поскольку банк имеет дело с деньгами, цена ошибки гораздо больше, а следовательно, и требования к безопасности, надежности и отказоустойчивости гораздо выше. Можно сказать, что банки чуть более консервативны в части внедрения новейших технологий.
С точки зрения управления все уже давно придумано. Есть методологии ITIL, COBIT и другие. Их нужно внедрять, главное - делать это без фанатизма, постепенно,адаптируя под условия и особенности конкретного предприятия.
НБЖ: Каким образом, на ваш взгляд, можно повысить качество предоставления ИТ-услуг внутренним и внешним пользователям банка?
К. ДРЕМАЧ: Для начала нужно научиться задавать правильные вопросы и слушать ответы. Среди наших пользователей мы регулярно проводим опросы удовлетворенности качеством предоставления ИТ-услуг и по результатам намечаем конкретные действия по устранению проблемных зон. Иногда наши клиенты сами нам подсказывают, как сделать лучше.
Очень важно выстроить настоящие партнерские отношения с заказчиками. Самое трудное здесь - это изменение отношения к ИТ и уход от мысли об информационных технологиях как о «черном ящике», работающем по никому не известным законам. Как только ИТ начинает ставить себя на место заказчика, пытается понять, а что же хочет клиент, сразу начинаются конструктивные взаимоотношения.
Начали заниматься эффективностью наших процессов
НБЖ: Какие направления развития ИТ в Абсолют Банке являются сегодня приоритетными?
К. ДРЕМАЧ: Структура ИТ в Абсолют Банке уже достаточно зрелая и устоявшаяся. Мы сейчас фокусируемся на повышении клиентоориентированности и прозрачности, раскрывая тот самый «черный ящик», о котором я говорил раньше. Кроме этого, мы начали заниматься эффективностью наших процессов, стараясь уйти от лишней бюрократии. Не последнее место занимает задача повышения эффективности ИТ как организации.
Если говорить о технологиях, то можно упомянуть расширение использования сервис-ориентированной архитектуры, консолидацию и централизацию серверного парка, дальнейшую автоматизацию бизнес-процессов.
Я стал спать спокойно
НБЖ: Какие последние ИТ-проекты в банке вы считаете наиболее успешными? Просьба аргументировать.
К. ДРЕМАЧ: В гон году мы разработали и запустили пакетные предложения для розницы, серьезно обновили нашу систему интернет-банкинга. Продажи резко пошли вверх, что говорит об успешности этих проектов.
Весь год мы занимались разработкой ИТ-решения для запуска новых продуктов.
Большое внимание мы уделили минимизации ИТ-рисков и внедрению ИТ-контролей. Если говорить о результатах - я стал спать спокойно, а для меня это хороший показатель успешности.
НБЖ: Как вы оцениваете степень автоматизации процесса принятия решений о выдаче кредитов в банке?
К. ДРЕМАЧ: В конце 2011 года мы запустили в пилотную эксплуатацию кредитный конвейер. Теперь у нас автоматизировано подавляющее большинство процессов, участвующих в принятии кредитного решения. В конце первого квартала начнется его промышленная эксплуатация, и до конца года мы планируем начать использовать кредитный конвейер для принятия решений по автокредитам и по кредитам для малого и среднего бизнеса.
Костюм, сшитый на заказ
НБЖ: Каковы ваши подходы в области построения АБС?
К. ДРЕМАЧ: В Абсолют Банке действует АБС собственной разработки, весь функционал разрабатывался под конкретные требования бизнес-пользователей. У нас может не быть функционала, который есть в коммерческих системах, но который никогда не был востребован у нас в банке, зато многое реализовано с максимальным удобством для пользователя. Это как костюм, сшитый на заказ. В нем может не быть перламутровых пуговиц (потому что никто не просил их пришить), зато он удобный, и его можно носить и в жару, и в холод.
При построении АБС мы используем несколько подходов.
1. Не навреди! Придумывая что-то новое, не сломай то, что уже есть, в угоду сиюминутной выгоде.
2. Думай о будущем! Проектируя решение, мы всегда думаем о том, как оно будет работать при росте объемов, стараемся сделать чуть больше, чем нас просит заказчик, «подкладывая соломку» во многих местах. Практика показывает, что в среднесрочной перспективе такой подход почти всегда себя оправдывает, хотя иногда это отражается на сроках реализации, что не всегда нравится заказчику.
3. Принцип повторного использования. Мы стараемся не изобретать велосипед, а максимально использовать уже существующие наработки в системе.
НБЖ: Какие наиболее острые проблемы вам приходится в настоящее время решать? Что больше всего затрудняет работу департамента информационных технологий?
К. ДРЕМАЧ: Самое главное в любой организации - это люди. Привлечение талантливых специалистов, удержание и развитие потенциала своих сотрудников - вот постоянная и самая важная задача. Все остальные проблемы достаточно типичны: куда лучше направить инвестиции, от чего отказаться, как правильно расставить приоритеты, как улучшить качество услуг, которые мы предоставляем нашим заказчикам.
Банки конкурируют между собой своими ИТ-департаментами
НБЖ: Как соотносится работа ИТ-менеджмента и риск-менеджмента в Абсолют Банке?
К. ДРЕМАЧ: Если очень сильно обобщить, то можно сказать, что банки во многом конкурируют между собой своими ИТ-департаментами. Наверное, мое высказывание понравится не всем банкирам, но ИТ лежит в основе любой финансовой организации. Какой бы гениальной ни была бизнес-идея, без должного уровня автоматизации качественно реализовать ее, скорее всего, будет весьма затруднительно. Я не знаю ни одного банка на лидерских позициях, у которого был бы слабый ИТ-департамент. Поэтому каждый ИТ-менеджер должен одновременно быть и риск-менеджером, так как незакрытые риски в ИТ неизбежно ведут к потерям в бизнесе.
НБЖ: Есть мнение, что ИТ - это одна из самых затратных статей расходов для банка. Каково ваше мнение на этот счет? Могли бы вы привести данные по вложениям в ИТ-проекты за последний год, например?
К. ДРЕМАЧ: Я бы сказал, что самая затратная статья расходов, особенно для розничного банка с разветвленной региональной сетью, - это, скорее, расходы на аренду (или амортизацию), а также обслуживание помещений. ИТ обычно стоит на втором месте.
Точную цифру капитальных инвестиций в ИТ в 2011 году я назвать не могу, но это более сотни миллионов рублей. В 2012 году мы планируем сохранить инвестиции в развитие на уровне 2011 года.
Главное – это процессы
НБЖ: Проблема информационной безопасности банков не теряет своей актуальности, даже, скорее, наоборот. О каких современных тенденциях в технологиях обеспечения безопасности в банке можно говорить?
К. ДРЕМАЧ: Есть инструментальная и процессная составляющие. Если говорить об инструментах, то все больше банков внедряют промышленные системы предотвращения утечки конфиденциальных данных (т.н. DLP - Data Loss Prevention). Традиционно повышенное внимание уделяется защите периметра банка, надежности межсетевых экранов и систем IDS/IPS. С распространением DDoS-атак все более популярным становится сервис anti-DDoS, который можно купить у провайдера услуг связи. Это, кстати, один из немногих примеров успешного использования облачных технологий в банках.
Если посмотреть внутрь периметра, то можно отметить внедрение автоматизированных инструментов сбора и анализа журналов безопасности, а также систем автоматического контроля безопасных конфигураций (т.н. secure builds) ИТ-систем.
Но самое главное - это, конечно, процессы. Если не работает процесс контроля изменений, если с правами доступа неразбериха, если журналы не ведутся и никто в них не смотрит, то никакие инструменты не помогут. Для нас это один из важнейших приоритетов, и отрадно видеть, что многие наши конкуренты также стали серьезно подходить к процессам, к обучению персонала.
Спрос скоро превысит предложение
НБЖ: Как бы вы оценили рынок электронных услуг для финансовых организаций в России? Каковы, на ваш взгляд, перспективы различных моделей обеспечения банков решениями для создания электронных финансовых услуг - от заказной разработки до аутсорсинга готовых решений? Какую модель использует Абсолют Банк?
К. ДРЕМАЧ: Пока заказчики таких услуг находятся в выигрышном положении, но мне кажется, что спрос скоро превысит предложение. Посмотрите для примера на какой-нибудь из очень крупных государственных банков, где одновременно запустили много масштабных ИТ-проектов. Можно наблюдать не только агрессивную активность на ИТ-рынке труда (к справедливому возмущению СЮ коммерческих банков), но и вовлечение большого количества поставщиков ИТ-услуг. Я общаюсь со многими игроками этого рынка, и почти все говорят об участии в одном или нескольких проектах для госбанков. И таких проектов меньше не становится. В Абсолют Банке основная банковская система собственной разработки. Мы совсем недавно стали смотреть на аутсорсинг готовых решений, но уже накопили определенный опыт в этой области и планируем в дальнейшем осторожно развивать эту тему.
Абсолют банк очень взвешенно использует аутсорсинг
НБЖ: Планируете ли вы передачу части ИТ-задач на аутсорсинг и аутстаффинг? Расскажите, выполнение каких ИТ-задач уже находится на аутсорсинге.
К. ДРЕМАЧ: Можно и нужно отдавать на аутсорсинг ту деятельность, которая не является профильной для банковской службы ИТ. Например, я бы не стал самостоятельно строить банковский ЦОД, а доверил бы это профессионалам. Другая возможность для аутсорсинга может возникнуть, если компания-поставщик знакома с банковской спецификой, однако ей не требуется глубоких знаний о конкретном банке - в этом случае за счет экономии масштаба она может предложить заказчику интересные условия. Тут примером может являться услуга по установке и обслуживанию банкоматов и платежных терминалов. Третья область - это внедрение новых банковских систем и их интеграция в существующий ИТ-ландшафт банка. Редко у какого банка найдутся ресурсы и экспертиза для самостоятельного внедрения крупного ИТ-решения.
Нельзя отдавать на аутсорсинг то, что является «ноу-хау» или конкурентным преимуществом банка. Я бы также воздержался от аутсорсинга всего, что может дать доступ к персональным данным клиентов. С финансовой точки зрения невыгоден аутстаффинг, если объем работ, выполняемый организацией - поставщиком услуг, постоянен в течение 12 и более месяцев. Иными словами, в долгосрочной перспективе выгоднее иметь человека в штате, чем нанимать его же через аутстаффинг.
Абсолют Банк очень взвешенно использует аутсорсинг, количество подобных проектов можно посчитать на пальцах одной руки.
НБЖ: Расскажите о планах Абсолют Банка в области ИТ на ближайшую перспективу.
К. ДРЕМАЧ: В Абсолют Банке ИТ работает для бизнеса и вместе с бизнесом. Поэтому мы строим свои планы в соответствии со стратегией наших заказчиков. Я уже упоминал дальнейшее развитие кредитного конвейера, кроме этого, мы планируем запуск нескольких крупных (с точки зрения ИТ) розничных инициатив. Отдельное внимание уделяется развитию хранилищ. И, конечно, регуляторы не дремлют. Федеральный закон «О персональных данных» (№ 152-ФЗ) предъявляет очень серьезные требования к ИТ и ИТ-безопасности. Международные регуляторы интересуются отчетностью по Basel. Все эти задачи будут держать нас в напряжении в течение 2012 года.
Начать дискуссию