Новая версия подготовленного Министерством финансов проекта закона «О потребительском кредите» содержит запрет на рассылку кредитных карт по почте без письменного согласия заемщика, а при доставке карточки она должна быть вручена клиенту лично.
В минувшую пятницу Минфин разместил на своем сайте новый вариант законопроекта «О потребительском кредите», работа над которым длится уже более шести лет. В тексте документа появилась фраза, что «электронное средство платежа должно быть передано заемщику способом, позволяющим однозначно установить, что оно было получено заемщиком лично или его представителем, имеющим на это право». «Не допускается рассылка электронных средств платежа без письменного согласия заемщика», — сказано в документе.
Данная формулировка означает, что банк не сможет выдать карту дистанционно без согласия заемщика, а прислать ее он должен будет либо курьером, либо заказным письмом, чтобы будущий держатель пришел за ним на почту.
Кредитные организации, практикующие рассылку карт почтой, утверждают, что не делают этого без согласия клиента. Например, вице-президент ТКС Банка Олег Анисимов напоминает, что по почте банк присылает гражданам только рекламные предложения, в конвертах лежат картонные макеты карт. Оформить заявку на карточку можно почтой или через Интернет, карта доставляется курьером или почтой заказным письмом. Также после предварительного заказа доставляются кредитки Ситибанка.
«Закон фактически описывает сложившуюся практику, — считает директор правового обеспечения ХКФ Банка Александр Гонтаренко. — В свое время ФАС и Роспотребнадзор предъявляли к банкам претензии по поводу рассылки карт почтой, многие приняли это к сведению».
Впрочем, как указывает начальник юридического управления СДМ-Банка Александр Голубев, нарушение может быть при онлайн-заявках на кредит, когда человек заполняет анкету на получение карты и получает ее почтой. «Но крупные банки, практикующие этот вид предложения по картам, как правило, доставляют их курьером, который собирает все необходимые подписи, — продолжает он. — После принятия закона с такой формулировкой банкам нужно подстраховаться и просить клиента расписаться не только в том, что он получил карту, но и в том, что он ранее отправлял на нее запрос».
Для клиентов банков получение пластика на почту все равно иногда становится неожиданностью. Некоторые финансовые организации, например «Ренессанс Кредит», ХКФ Банк, Кредит Европа Банк, получают соглашение на отправку карты в рамках кросс-продаж. Скажем, клиент оформляет POS-кредит и в договоре соглашается еще и на получение карточки в будущем. Многие же не читают, под чем подписываются, и карта становится для них сюрпризом.
Так, пользователь под ником Kisynishe пишет в «Народном рейтинге», что получила по почте кредитку «Ренессанс Кредита». «И как они высылают карты людям? Фактически мы с банком не заключали договоров, я нигде не расписывалась. Все пришло по почте, активировали по телефону». На что банк ответил, что он получил согласие во время заключения договора на выдачу потребительского кредита».
Как правило, карты от таких банков приходят обычным письмом, ведь они получили согласие клиента и провели его идентификацию в момент оформления товарного кредита. Поэтому в случае принятия закона банки понесут расходы, связанные с доставкой пластика лично в руки. «Примерно год назад банк рассылал карты по почте заказными письмами, но, проанализировав риски, было принято решение отправлять их обычной почтой, — рассказывает директор департамента кредитных карт банка «Ренессанс Кредит» Владислав Вербин. — Если законопроект будет принят с использованием нынешних формулировок, то, возможно, придется рассматривать другие варианты пересылки карт, один из которых — это возврат к заказным письмам».
Начать дискуссию