Для финансово-кредитных организаций денежные переводы становятся не «довеском» к стандартному продуктовому набору, а самостоятельным и очень привлекательным для клиентов продуктом.
Интерес к сотрудничеству между банками и системами денежных переводов стабильно растет, и это объяснимо: спрос на услуги систем повышается, несмотря на вялотекущий кризис в российской экономике, а точнее - на восприимчивость нашей экономики к негативным сигналам извне. Для банков налаженное партнерство с системами денежных переводов - не только источник дополнительного комиссионного дохода, но и реальная возможность наращивать объемы перекрестных продаж. Для систем денежных переводов это доступ к обширной клиентской базе банков и, как результат, повышение собственных доходов. Но бороться за «симпатии» банков им становится все сложнее.
Кризис - не помеха
Несмотря на все потрясения, которые испытывают мировые экономики, отмечается рост рынка денежных переводов, констатирует исполнительный директор Системы денежных переводов Связь-Банка BLIZKO Андрей Лайков. «Так происходит и в мире в целом, и в России, - поясняет эксперт. -По оценке Всемирного банка, рынок денежных переводов в мире в 2011 году вырос на 5-7%. Совокупный объем денежных переводов в развивающиеся страны увеличился на 8% - примерно до 350 млрд долларов».
В России, по словам экспертов, ситуация на рынке денежных переводов еще более обнадеживающая. «Рынок пока не ощущает на себе негативных тенденций. Объемы переводов стабильно растут, и по итогам гон года они увеличились примерно на 30%. Рискнем сделать несложный прогноз - если глобальный кризис разовьется, объемы денежных переводов могут сократиться, а их количество -вряд ли. В период кризиса миграционные потоки устремляются к экономико-политическим центрам, к которым относится и Россия», - считает Андрей Лайков.
Позитивно оценивают сформировавшиеся на рынке тенденции и руководители других систем денежных переводов. Заместитель председателя правления НКО «Объединенная расчетная система», руководитель системы денежных переводов «АЛЛЮР» Вадим Парнас ссылается на статистику, публикуемую Банком России. «Она демонстрирует, что ситуация на рынке денежных переводов более чем устойчивая: объемы рынка продолжают расти. Международный рынок переводов Россия - СНГ обеспечен трудовой иммиграцией, внутренний рынок - повышением уровня финансовой грамотности населения и его вовлечением в дистанционное осуществление платежей поставщикам различных услуг через офисы банков, системы переводов и терминальное обслуживание», - констатирует специалист.
«Согласно экспертным оценкам рынок трансграничных денежных переводов в 2011 году вернулся к докризисным показателям и даже превысил их впервые с 2008 года, - присоединяется к «лагерю» оптимистов директор системы «Золотая Корона - Денежные переводы» Иван Ситнов. - По сравнению с 2010 годом в прошедшем году рынок продемонстрировал рост примерно на 40%. Экспертную аналитику наглядно иллюстрируют показатели системы «Золотая Корона - Денежные переводы». Так, оборот Системы в 2011 году увеличился более чем в два раза и достиг 8,7 млрд долларов. За год в Системе было осуществлено более 17 млн транзакций».
Президент ОАО КБ «ЮНИСТРИМ» Сурен Айриян также уверен, что рынок денежных переводов в России продолжит расти - правда, по его словам, рост может оказаться умеренным и составить 15-20% по итогам 2012 года. Это означает, что темпы роста существенно замедлятся по сравнению с 2011 годом, когда они, по оценкам президента ЮНИСТРИМ, составили примерно 37%. Причина, по мнению г-на Айрияна, очевидна. «Любая нестабильность экономической ситуации и финансовый кризис в той или иной его фазе, безусловно, влияют на рынок денежных переводов, поскольку спрос на нем на 80% обусловлен трудовыми мигрантами, - поясняет специалист. - А эти мигранты трудятся в таких областях, как строительство, сфера услуг, торговля». Опыт предыдущих «тощих лет» наглядно продемонстрировал, что как раз по этим сегментам экономики кризис бьет в первую очередь, наиболее сильно и болезненно.
Мы выбираем, нас выбирают...
Оценки темпов роста рынка денежных переводов в 2012 году могут быть разными. Могут различаться и взгляды экспертов на факторы, которые либо способствуют формированию позитивных тенденций на рынке, либо, напротив, препятствуют их возникновению. Но в одном вопросе руководители систем денежных переводов проявляют солидарность: все они констатируют, что отношение банков к системам денежных переводов - а точнее, к условиям и моделям сотрудничества с ними - резко изменилось. И эти перемены к лучшему произошли, сколь ни странным это может показаться на первый взгляд, в посткризисный или межкризисный период.
«Банки перестали относиться к денежным переводам как к некоему побочному продукту, который можно иметь, а можно и обойтись без него. Они осознали, какой потенциал несет в себе этот сегмент, и насколько важно иметь стабильные источники комиссионного дохода, - подчеркивает Сурен Айриян (ЮНИСТРИМ). - На сегодняшний день уже любой крупный банк имеет в своей продуктовой линейке денежные переводы. На переговоры с системами банки выходят уже с пониманием дела, четко выстроенными требованиями и бизнес-планами, высказывая свои реалистичные ожидания и выдвигая достаточно конкретные условия».
«Для банков, выбравших своей стратегией развитие кредитования, карточных продуктов, взаимоотношения с клиентами-отправителями могут быть интересны с точки зрения возможности потенциальных перекрестных продаж, - поясняет Иван Ситнов (Золотая Корона - Денежные переводы). - При этом услуга денежных переводов является безрисковой для банка».
Итак, у финансово-кредитных организаций есть веские причины для того, чтобы возлюбить системы денежных переводов: это, во-первых, комиссии, которые банки могут получать в рамках подобного сотрудничества, а во-вторых, возможность увеличения объемов перекрестных продаж (особенно в сегменте клиентов, осуществляющих ежемесячные переводы на суммы 500 долларов и выше). Но, хотя систем денежных переводов на рынке немного, а банков -почти юоо, роль «разборчивых невест» все же играют банки. И, как показывает практика, они весьма придирчиво отбирают системы денежных переводов для дальнейшего сотрудничества и партнерства.
«Рынок денежных переводов в России в настоящее время более чем насыщен, - объясняет такое положение дел Вадим Парнас (АЛЛЮР). - Большинство банков в своем арсенале имеют не менее 2-3 систем переводов, выбранных по тем или иным конкурентным преимуществам или территории покрытия». «Некоторые из многофилиальных банков развивают собственные локальные системы денежных переводов», - добавляет Андрей Лайков (BLIZKO). Естественно, что при таком подходе сотрудничество со сторонними системами либо в принципе отменяется, либо сводится к минимуму.
Однако модели «своя система - и никакой другой» придерживается сравнительно небольшое число финансово-кредитных организаций. Более распространенным все же является другой подход: сотрудничество с большим количеством систем (чуть ли не всеми реально действующими участниками этого сегмента рынка) или с узким кругом избранных. Каковы же критерии выбора, и какие из них являются главными при решении вопроса, будет банк сотрудничать с конкретной системой денежных переводов или нет?
«У каждого банка в зависимости от подхода, которого он придерживается, существуют свои критерии выбора: надежность владельца системы денежных переводов (минимизация рисков), доходность, технологичность, возможности кросс-продаж, степень охвата сети обслуживания, комфорт при внедрении и эксплуатации и пр.», - указывает Андрей Лайков. По мнению Ивана Ситнова (Золотая Корона - Денежные переводы), банки, как и пользователи систем, обращают внимание на такие факторы, как повышение всех возможных характеристик usability сервиса, дальнейшее упрощение сервиса. «Поэтому не вызывает сомнений тот факт, что ведущие игроки рынка денежных переводов будут делать ставку на техническое и технологическое развитие своих систем: совершенствование ПО, новые интеграции, интенсивное наращивание функционала», - поясняет специалист. «Банкам интересны системы, предлагающие, с одной стороны, максимально технологичный сервис, а с другой стороны - сервис с максимально широкой продуктовой линейкой. Уровень технологичности определяет возможность интеграции системы в АБС банка, различные каналы продаж и в конечном итоге снижает операционные затраты банка», - резюмирует председатель правления НКО ЛИДЕР Юрий Камакин.
Технологический бум и "лукавая" тенденция рынка
Как считают компании, занимающие лидирующие позиции на рынке денежных переводов, «подтягивать» технологическую составляющую им приходится не только из-за требований банков - потенциальных партнеров, но и из-за объективного хода развития рынка денежных переводов в целом. Клиенты заинтересованы в возможности делать переводы максимально быстро и легко - желательно даже не посещая ради этого офис банка или системы. «Основная тенденция на сегодняшний день - развитие рынка теперь в большей степени определяет качество и удобство услуги для клиента, а не тариф за перевод. Удобство и качество - это шаговая доступность услуги, ее простота и скорость обслуживания. Как следствие - системы денежных переводов активно работают над развитием каналов продаж услуг клиентам и повышением технологичности операций», - констатирует Юрий Камакин (НКО ЛИДЕР). «Навсегда ушло то время, когда мы говорили о денежных переводах в отрыве от всего многообразия электронных платежей. И это дало начало прорывам во многих вопросах, в том числе и в ИТ-аспектах», - считает Сурен Айриян (ЮНИСТРИМ).
«Технические инновации дали рынку денежных переводов новые каналы для отправки денег, такие как терминалы, мобильные переводы, переводы через Интернет, новые информационные носители в виде карт и многое другое, - рассказывает Андрей Лайков (BLIZKO). - Преимущества развития терминалов в качестве канала продаж дали новый импульс развитию устройств с функцией cash-out в сегменте выдачи переводов. Интенсивное развитие технологий определило устойчивый сценарий развития рынка денежных переводов в сторону дальнейшей интеграции в сегмент электронных платежей».
Однако жизнь показывает - как бы далеко ни шагнули технологии, определенная часть населения все равно будет предпочитать привычные схемы получения финансовых услуг. В данном случае речь идет об обычных переводах, осуществляемых из офисов банков или систем денежных переводов. Как отмечают эксперты, часть клиентов - и довольно значительная - считает такой способ отправления или получения денежных средств более простым, надежным и наименее рискованным (исходя из принципа «Интернет, мобильник и терминал -предметы «темные», исследованию не подлежат»). И как раз здесь, по мнению специалистов, возникает наибольший простор для взимания банками дополнительных комиссий.
«Лукавая» тенденция рынка - это комиссии, которые взимаются с клиентов банками-партнерами дополнительно к цене перевода, объявленной системой денежных переводов, - поясняет Андрей Лайков (BLIZKO). - Мы считаем, что здесь можно провести аналогию с проблемой эффективной ставки потребительского кредитования. Клиент имеет право знать об общей сумме взимаемой с него комиссии на этапе получения информации посредством рекламы». А не узнавать цену вопроса в момент получения услуги в «окошке» банка.
Насколько долгосрочной является эта «лукавая» тенденция? Скорее всего, она со временем также уйдет в небытие, как ушли туда номинальные процентные ставки по кредитам, рассчитываемые без учета всевозможных дополнительных комиссий. Но банковскому рынку для того, чтобы «перерасти» это явление, потребовался не один год. По-видимому, то же самое будет наблюдаться и в этом вопросе: по мере ужесточения конкуренции банки-партнеры, несмотря на свою любовь к получению дополнительных комиссионных доходов, начнут отказываться от их взимания при осуществлении денежных переводов.
Начать дискуссию