Интернет-банкинг

Перспективные технологии

Инвестиции банков в цифровые технологии имеют наибольшие шансы окупиться в ближайшем будущем.

После кризиса 2008 года инвестиции в ИТ стали подвергаться всестороннему анализу, и требования к ИТ ужесточились. От ИТ-подразделений банков акционеры ждут не только решения текущих задач по поддержке и развитию бизнеса, но и оптимизации всей деятельности ИТ-служб. Однако невозможно добиться каких-то значимых результатов без вложений в технологии, которые обеспечивают рост бизнеса. Возникает вопрос, инвестиции в какие банковские ИТ дадут отдачу в ближайшем будущем? Специалисты отмечают два магистральных направления развития банковских услуг - интернет-банкинг и мобильный банкинг.

Нет сомнений, что российские банки, стремясь привлечь клиентскую базу, сделать ее лояльной по отношению к своей организации, будут и дальше развивать сервисы и услуги, удобные и доступные для потребителей. В этой связи можно предположить, что инвестиции в развитие цифровых банковских услуг, интернет- и мобильных технологий окажутся более эффективными, нежели открытие новых филиалов и отделений. И хотя банки - изначально консервативные учреждения, поскольку оперируют деньгами, прогрессивные технологии им необходимы. Потому что только те отечественные кредитные организации, которые за счет инновационных услуг привлекут наибольшее число клиентов уже сегодня, смогут с оптимизмом смотреть в будущее.

Западный опыт

В январе 2012 года компания PricewaterhouseCoopers (PwC) опубликовала свой отчет «Новые цифровые технологии: переломный момент», основной вывод которого - к 2015 году цифровые банковские услуги должны стать основным способом взаимодействия клиентов с банком, обогнав в этом отношении филиальные сети.

PwC опросила более з тыс клиентов банков на девяти развитых и развивающихся рынках и выяснила, что большинство из них готовы платить до го фунтов в месяц за цифровые банковские услуги, если сочтут, что такие продукты полезны и делают их жизнь более удобной. «Данное исследование говорит о наличии потребительского спроса на инновационные цифровые продукты, такие как уведомления через социальные сети, электронный кошелек для карточек постоянного покупателя и финансовые инструменты, предоставляемые банками, а также о готовности потребителей платить, в первую очередь, именно за эти продукты. Например, в Великобритании почти две трети участников опроса (65%) указали, что готовы платить своему банку чуть больше 4 фунтов в месяц за хранение информации по карте постоянного покупателя и за конвертацию накопленных на ней баллов в денежные средства. Для банков это означает годовой комиссионный доход в размере около 50 фунтов на клиента», -говорится в пресс-релизе компании.

Исследование PwC свидетельствует о том, что «все больше и больше клиентов используют онлайновые и мобильные каналы для получения доступа к финансовым продуктам. 69% опрошенных указали, что  в настоящее время пользуются Интернетом для приобретения финансовых продуктов. Несмотря на то, что мобильной связью в этих целях пользуется меньшее число опрошенных (33%), ожидается, что рост популярности мобильных банковских услуг будет происходить по той же кривой, что и рост популярности интернет-банкинга».

Банкинг онлайн

Конечно, информационные технологии в России на несколько лет отстают от западных. И все же вектор развития ИТ у нас направлен в западном направлении. Неслучайно российские эксперты прогнозируют, что финансово-кредитные организации также будут уделять повышенное внимание цифровым технологиям, решениям, связанным с интернет- и мобильным банкингом, поскольку именно эти направления деятельности являются одними из самых перспективных и быстрорастущих.

Если говорить о современном состоянии рынка интернет-банкинга, то можно выделить несколько главных тенденций. Во-первых, вовлечение банками клиентов в активное использование сервиса. Во-вторых, расширение числа получателей платежей - каждый клиент должен иметь возможность оплатить нужную ему услугу. В-третьих, упрощение процессов проведения операций.

По мнению многих экспертов, только за последний год количество доступных функций и уровень сервисов интернет-банка выросли на порядок. Есть уверенность, что интернет-банкинг имеет все шансы стать полноценным каналом обслуживания клиентов, не уступая стандартному банковскому офису.

Дальнейшее развитие интернет-банкинга в России будет обусловлено несколькими глобальными факторами: наличием общедоступного широкополосного доступа в Интернет в регионах, ростом уровня финансовой грамотности населения и развитием законодательства в области электронного документооборота.

Мобильный банкинг

Эксперты считают, что большое внимание банки будут уделять решениям, связанным с мобильным банкингом. Уже сейчас ведущие финансово-кредитные организации страны стремятся сделать свои услуги доступными с помощью мобильных устройств. Эта тенденция с каждым годом будет все больше набирать силу, что вполне логично, учитывая повсеместное распространение мобильников. Все-таки мобильный телефон есть практически у каждого. Компьютеры или ноутбуки тоже есть у многих, но далеко не всегда они бывают под рукой. Не так давно мобильный банкинг был представлен лишь у нескольких финансово-кредитных организаций. В настоящее время ситуация изменилась, и почти все крупные банки готовы подключить своим клиентам мобильный банкинг. Другой вопрос, насколько он является полноценным, и какие услуги в его рамках предоставляются клиентам.

Например, некоторые банки разделяют услуги на мобильный банк и SMS-банк. Посредством последнего клиент может как получать SMS-сообщения о совершенных по его карте операциях, так и проводить некоторые операции, отсылая SMS с кодом на определенный короткий номер.

По сравнению с другими технологиями можно выделить несколько существенных преимуществ мобильного банкинга: доступность, простота в подключении (необходимое ПО можно установить на мобильное устройство за несколько минут), экономическая выгода для клиента. Мобильный банкинг -это не только удобно, но и дешево. Дело в том, что тарифы на использование данных услуг значительно ниже, чем при непосредственном визите клиента в банк. В рамках развития мобильного банкинга более тесным станет сотрудничество финансово-кредитных организаций с телекоммуникационными компаниями, считают эксперты. Уже сейчас наиболее впечатляющие результаты по развитию мобильного банкинга показывают финансово-кредитные учреждения, активно взаимодействующие с телекоммуникационной отраслью. Например, Альфа-Банк считается достаточно продвинутым в этой сфере. Во многом это стало возможным благодаря тому, что к числу базовых активов «Альфа-Групп» можно причислить «Вымпелком».

В 2011 году Альфа-Банк объявил о том, что юо тыс его клиентов уже пользуются мобильным банком «Альфа-Мобайл». Данный сервис дает клиенту возможность круглосуточного доступа через мобильный телефон к его счетам в банке, позволяет оплачивать услуги связи и Интернет, совершать переводы другим клиентам Альфа-Банка и в другие банки, получать оперативную информацию о работе отделений и банкоматов, проверять текущую ситуацию по кредитам и депозитам. Самые популярные функции мобильного банка - перевод средств и оплата различных услуг.

Начать дискуссию