Банковский пластик стал для потребителей универсальным инструментом, с помощью которого теперь можно не только взять кредит или расплатиться в Интернете за покупку. Понимая перспективность этого продукта, российские банки в последнее время активизировались в конкурентной борьбе за клиентов, предложив рынку много интересного.
Кредитные карты остаются основным драйвером роста банковского рынка, констатируют участники рынка. По итогам 2011 года данный сегмент вырос более чем на 60%, а совокупный «карточный» портфель российских банков составил 268 млрд рублей и 11,2 млн активных кредиток. При этом возможности рынка исчерпаны не более чем на 20%, отмечают эксперты, но конкурентная борьба между банками за каждого потенциального клиента усиливается. Благодаря этому на рынке появляется все больше банковских карт, обладающих дополнительными возможностями, наличие которых зачастую играет ключевую роль при выборе пластика потребителями.
Миля, а приятно
Наиболее распространенные программы лояльности, существующие в большинстве российских банков уже достаточно давно и не теряющие своей актуальности, — это различные кобрендовые проекты, предполагающие получение приятных преференций и скидок за совершенные по карте покупки. Самыми востребованными традиционно являются кобренды с авиакомпаниями, которые позволяют держателю карты Visa или MasterCard накопить премиальные мили. После виртуальные мили можно обменять на реальные и улететь в любую точку земли по маршрутам авиакомпании-партнера. Мили на кредитку начисляют в Ситибанке, НОМОС-Банке, Альфа-Банке, ВТБ 24, Сбербанке, Райффайзенбанке, «Русском Стандарте», СМП Банке, «Уралсибе» и др. И если ранее самые конкурентные условия предлагал Сбербанк (1 миля за 30 потраченных рублей), то сегодня практически у всех крупных банков есть подобные предложения, причем они не ограничиваются одной авиакомпанией-партнером. К примеру, Альфа-Банк предлагает три «воздушных» кобренда — с «Аэрофлотом», S7 и «Уральскими авиалиниями». Банк «Русский Стандарт» работает с «Аэрофлотом», «Трансаэро» и «Британскими авиалиниями».
«Вместе мы сила!»
По словам начальника управления портфельного менеджмента и планирования ОТП Банка Романа Коробейника, в последнее время возросла популярность совместных проектов с сотовыми операторами. Смысл кобренда — все в том же накоплении бонусов за совершенные покупки, которые потом трансформируются в минуты или другие услуги связи. Похожая схема применяется в рамках кобрендов с различными ретейлерами, среди которых наиболее известны проекты Альфа-Банка с «М-Видео», компании «Стокманн» с Ситибанком. Помимо этого, набирает обороты синергия банков с АЗС и туроператорами.
По словам председателя правления банка «Авангард» Валерия Торхова, новой тенденцией в сегменте кобрендов может стать совместная работа с продуктовыми ретейлерами. «Уже сейчас банки подключаются к торговым сетям «Ашан» и «Mетро», где ранее безналичная оплата с помощью пластиковых карт была невозможна. Не исключено, что могут появиться совместные проекты с этими торговыми сетями», — отмечает он.
Кроме того, рыночным трендом становятся и так называемые акции внутри акций, когда банки в рамках промопрограмм предлагают клиентам воспользоваться еще и увеличенным льготным периодом или отменяют комиссии за получение наличных средств через банкоматы.
Возвращение «блудных денег»
Ни одна скидка или бонусная миля не сравнится с живыми деньгами. Речь идет о возврате средств по кредитным картам, который предлагают некоторые банки. Пластик с функцией cash-back становится популярнее, а условия по нему — выгоднее. Буквально несколько лет назад такая возможность была доступна только по картам Ситибанка, который возвращал (впрочем, как и сейчас) 1% от потраченной суммы. Конкуренты пошли дальше: в банке «Русский Стандарт» компенсируется до 2%, а в ВТБ 24, по карте «Мои условия», — до 5%. Функция возврата наличных также доступна в банке «Авангард», КБ «Ренессанс Кредит», Татфондбанке, КБ «Ак Барс». В целях стимуляции роста безналичных платежей в России чиновники обещают отменить подоходный налог на возвращенные потребителю средства, сделав этот вид банковского пластика еще более выгодным и популярным.
Новое, чего еще не было
Несмотря на то что российский банковский рынок развивается высокими темпами и достаточно быстро реагирует на появление новых решений и технологий, среди инструментов поощрения и повышения лояльности держателей банковских карт есть и те, которые пока не используются на российском рынке, но потенциально интересны ему. По словам директора департамента розничных продуктов банка «Петрокоммерц» Елены Шустовой, можно выделить три направления, которые еще не пришли на российский рынок по тем или иным причинам. «На нашем рынке пока нельзя оформить банковскую карту с набором необходимых каждому клиенту услуг. То есть возможность купить лояльность под персональные потребности клиента и выбрать тип пакета (спорт и отдых, рестораны/кафе, развлечения и другое) с возможностью получения максимальных скидок и специальных предложений от компаний-партнеров», — констатирует Шустова.
Технические возможности российских банков также пока не позволяют открывать онлайн-овердрафт (через систему мобильного банкинга) в любой момент времени, когда у клиента возникнет в этом потребность. Сегодня идут активные разговоры о внедрении и использовании NFC-технологий для удобного и оперативного совершения платежей по банковской карте с помощью мобильного телефона. Однако пока на рынке не появится удобный телефон с данной технологией, услуга не станет массовой.
В целом рынок банковских карт развивается достаточно быстро, утверждают эксперты. «Пластик все чаще выполняет роль универсального продукта, в рамках которого клиент взаимодействует с банком по целому ряду вопросов и направлений, например удаленным заявкам на продукты, предоставлению кредита на счет карты и даже начислению процентов на остаток по пластику. Иными словами, карты уже вытесняют другие классические банковские продукты», — уверяет Александр Бородкин из ВТБ 24.
Начать дискуссию