Банки

ВТБ для бедных

Создаваемый в рамках группы ВТБ отдельный розничный банк будет ориентирован на клиентов subprime. Он займется не только POS-кредитованием, но и выдачей экспресс-займов и кредитных карт. Участники рынка считают, что даже госбанку, имеющему доступ к дешевому фондированию, будет нелегко работать в высококонкурентном массовом сегменте.

Как стало известно Банки.ру, создаваемый в рамках группы ВТБ отдельный розничный банк будет ориентирован на клиентов subprime. Он займется не только POS-кредитованием, но и выдачей экспресс-займов и кредитных карт. Участники рынка считают, что даже госбанку, имеющему доступ к дешевому фондированию, будет нелегко работать в высококонкурентном массовом сегменте.

О том, что создаваемый в рамках группы дочерний банк (предварительное название «ВТБ Экспресс») будет развивать широкий спектр кредитных продуктов для массовых клиентов, порталу рассказали участники рынка. «Целевая аудитория нового банка — это клиенты, которые не могут пойти в ВТБ 24, традиционно обслуживающий хороший средний класс, то есть планируется, что банк охватит сегмент клиентов ниже среднего уровня, которые готовы брать небольшие суммы кредитов под более высокие проценты», — говорит топ-менеджер крупного розничного банка.

Другой банкир сообщил, что в рамках нового проекта будет сделана ставка на POS-кредитование и выдачу экспресс-займов в отделениях. Близкий к группе источник утверждает, что сейчас идут переговоры с торговыми сетями, а для развития потребительского кредитования планируется открытие офисов формата «лайт». Ожидается также, что в рамках кросс-продаж клиентам нового банка будут предлагать кредитные карты.

Председателем правления нового банка станет нынешний первый зампред ВТБ 24 Дмитрий Руденко, его заместителем — Георгий Горшков, который на данный момент отвечает в банке за развитие розничного бизнеса. В настоящее время под руководством Руденко активно формируется команда из числа сотрудников ВТБ 24, а также приглашаются специалисты из других банков. Топ-менеджеры нескольких кредитных организаций, занимающихся потребительским и POS-кредитованием, подтвердили тот факт, что их сотрудников приглашают на работу в новый проект ВТБ.

Георгий Горшков не стал комментировать создание нового банка, до Дмитрия Руденко дозвониться не удалось, в пресс-службе ВТБ 24 сказали, что окончательные решения по новому проекту пока не приняты. Знакомый с ситуацией банкир слышал, что все организационные процедуры по созданию финансовой организации должны завершиться до конца года, а с 2013-го банк уже сможет предложить кредитные продукты.

Участники рынка оценивают проект как перспективный, но при этом предупреждают о высокой конкуренции в этом сегменте и необходимости соблюдения ряда условий для достижения успеха. «Фактически ВТБ выделяет клиентов subprime в отдельный сегмент, — комментирует зампред правления Юниаструм Банка Василий Кузнецов. — С учетом дешевого фондирования и высокой стоимости продуктов для этой категории клиентов можно ожидать, что данное направление для группы будет достаточно прибыльным». Кроме того, по его словам, создание отдельного банка под этот проект позволит группе избежать репутационных рисков, так как модель бизнеса будет агрессивной и уровень кредитных рисков превысит средний по группе.

«Успех нового проекта ВТБ будет зависеть от того, насколько удастся развести модель дистрибуции и продуктовое предложение между банками группы», — указывает руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-Банка Алексей Коровин, предупреждая о возможной миграции клиентов из массового сегмента в сегмент массовый состоятельный. «Банк должен быть готов к тому, чтобы поддержать новые потребности клиентов своим предложением», — добавляет он.

Директор стратегического и организационного департамента Абсолют Банка Равиль Нигматов называет решение ВТБ о выходе в сегмент subprime немного запоздалым. «Рынок consumer finance давно сформировался, высококонкурентен, поделен между основными игроками, и дальнейшего экспоненциального роста в нем не ожидается, — поясняет он. — Кроме того, в этот сегмент планирует выходить Сбербанк, так что конкуренция в нем только усилится».

Банкиры, работающие в сфере POS-кредитования, напоминают о специфике этого бизнеса. «Здесь важны не столько ставки и опыт большого универсального банка, сколько гибкость в отношениях с партнерами, способность быстро реагировать на изменения рынка и менять конфигурацию продукта», — указывает вице-президент «Ренессанс Кредита» Николай Тепляков.

Директор дирекции развития продуктов ОТП Банка Дмитрий Сапронов отмечает, что любому новому игроку необходимы системы риск-менеджмента, технологии, процедуры управления персоналом, а установка и отладка этих систем занимает достаточно много времени.

Представители коммерческих банков в качестве примера длительной процедуры реализации подобных проектов приводят Сбербанк, который заявил о выходе на рынок POS-кредитов летом прошлого года, подписав соответствующее соглашение с группой BNP Paribas, однако пока что кредитование в торговых точках не началось и четкое понимание о сроках запуска проекта на рынке отсутствует.

Начать дискуссию