Факторинг

Золотой год российского факторинга

Российский рынок факторинга вырастет к концу года до 1–1,2 трлн. рублей. Факторы все больше стали привечать средний и малый бизнес и хотят идти в регионы.

Российский рынок факторинга вырастет к концу года до 1–1,2 трлн. рублей. Факторы все больше стали привечать средний и малый бизнес и хотят идти в регионы.

Российский факторинг переживает поистине золотые времена – из ранее экзотического, мало кому знакомого продукта он становится все более обыденным инструментом повседневной финансовой деятельности организаций. Рынок растет бешеными темпами – чуть ли не в разы. Притом не только крупный бизнес, но и во все большей степени средний и мелкий могут попробовать эту услугу. Расширяется и географический охват рынка – факторинг все больше идет в регионы. Однако международный факторинг по-прежнему остается крайне малозначимым – менее 1% всего отечественного рынка.

2011 год: рост более 63%

Хотя статистические данные по итогам прошедшего года еще не выверены, есть все основания предполагать, что за год отечественный факторинговый рынок вырос практически на две трети. Об этом говорится в последнем докладе Ассоциации факторинговых компаний (АФК): «Мы вновь пересматриваем прогноз по обороту рынка – в 2011 году он может достичь 750 млрд. рублей, увеличившись на 63% по сравнению с 2010 годом (показатель 2008 года – 602 млрд. рублей)». Факторингом воспользовались свыше 4500 компаний при расчетах с 14 600 покупателями.

Примечательно, что и поквартальная статистика демонстрирует примерно такие же темпы роста. С начала 2011 года оборот российского рынка факторинга ежеквартально увеличивается в среднем на 200 млрд. рублей. В 3 квартале оборот российского рынка факторинга вырос на рекордные 227 млрд. рублей (+65% к 2-му кварталу 2011 года), превысив аналогичный показатель 2010 года на 88,8%. Однако динамика 4-го квартала 2011 года стала отрицательной в сравнении с 3 кварталом, по причине роста ставок фондирования в сентябре-октябре и негативного внешнего фона. «Но даже инерция 4-го квартала позволит превысить динамику роста рынка факторинга прошлого года (+53% к 2009 году)», – заключает АФК.

Тем не менее, замедление роста рынка факторинга во втором полугодии до 15–20% и сильное падение качества портфелей его участников отметило и агентство «Эксперт РА». На результаты второго полугодия оказали влияние снижение уровня ликвидности и закрытие алкогольного рынка для факторинга. «Снижение уровня ликвидности сделает политику банков в отношении оказания услуг факторинга более осмотрительной», – отмечалось в исследовании «Эксперт РА».

«Снижение уровня ликвидности в экономике в 2011 году может стать катализатором серьезных проблем как для отдельных факторов, так и для всего рынка, — считает Станислав Волков, руководитель отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА». — В период бурного роста рынка факторы не сформировали запас прочности. Принимая на себя более высокие риски, факторы не закладывали в ставку адекватную премию за риск. Объем созданных резервов с 1 июля 2010 года по 1 июля 2011-го вырос на 4%, а объем портфелей за этот же период увеличился в два раза. Ухудшение платежной дисциплины дебиторов из-за снижения уровня ликвидности потребует срочного досоздания резервов, к которому факторы не готовы».

По оценке «Эксперт РА», в первом полугодии 2011 года рынок факторинга вырос на 80%, тогда как в первом полугодии 2010-го — только на 16%. Ценой такого роста стало ухудшение качества активов факторов и падение маржинальности факторинга. Давление избыточной ликвидности в 2010-м — начале 2011 года повлекло ужесточение ценовой конкуренции и смягчение риск-менеджмента. Факторинговый рынок рос существенно быстрее номинального ВВП в первом полугодии 2011 года (20%).

Крупнейшие игроки удваивают прибыль и портфель

Примечательно, что важнейшие финансовые показатели – объем прибыли, размер портфеля факторинговых сделок – участников рынка за прошлый год практически удвоились. Так, банк «Петрокоммерц» увеличил чистую прибыль в 1,9 раза, на столько же увеличив свой факторинговый портфель. А размер факторингового портфеля НФК вырос в 2011 году почти в 2 раза и достиг 11,7 млрд. рублей. «Прирост портфеля был обеспечен за счет качественного развития системы продаж компании в 22-х ключевых регионах России, повышения скорости бизнес-процессов и гибкости системы риск-менеджмента, а также предложения уникальных решений для удовлетворения сложных потребностей – от покупки дебиторской задолженности поставщиков крупного покупателя до «оптового» финансирования дебиторской задолженности», – отмечается в отчете НФК.

Такая картина показательна для всех крупнейших рыночных игроков. Размер факторингового портфеля группы НОМОС-БАНКа в 2011 году вырос даже в 5 раз и достиг 6,583 млрд. рублей, а объем фактически предоставленного финансирования под уступку денежного требования составил 14,754 млрд. рублей.

Распределение рынка в 2011 году среди крупнейших игроков дает следующие цифры, согласно исследованию АФК. Промсвязьбанк имеет 20% рынка, ВТБ-Факторинг и Альфа-банк - по 12% рынка, «Петрокоммерц» – 8%, НФК – 7%, другие участники в совокупности – 41%.

Внутренний факторинг с регрессом по-прежнему доминирует среди видов факторинга – почти 70%, внутренний факторинг без регресса занимает 24,46%, внутренний факторинг без финансирования – около 5%.

Конкуренция сосредоточена преимущественно в ценовом сегменте: большинство факторов до сих пор не оставляют попыток отвоевать долю рынка демпингом, отмечают аналитики АФК. Выход на рынок факторов из числа крупнейших частных банков постепенно «выталкивает» конкуренцию на более качественный уровень. Кооперация усилий сильнейших игроков положительно повлияет как на стратегию ценообразования, так и на развитие рынка факторинга в целом.

Ставка на демпинг?

Список крупнейших отечественных факторов страны остается неизменным уже долгое время.

В топ-10 рейтинга факторов по темпам прироста объемов уступленных требований, составленного агентством «Эксперт РА» в 2011 году, входят Промсвязьбанк, «ВТБ Факторинг», Альфа-банк, банк «Петрокоммерц», банк «Национальная Факторинговая Компания», «НФК-Премиум», «ТрансКредитФакторинг», Газпромбанк, «ГПБ-Факторинг», «БСЖВ Факторинг», ЮниКредит Банк и Металлинвестбанк.

При этом многие полагают, что пальму первенства все же следовало бы вручить «ВТБ Факторингу»: за последний год эта организация, ярко «выстрелившая» в 2010 году, предприняла все усилия, чтобы «подмять» под себя рынок, а еще не выверенная до конца годовая статистика всегда отличается некоторой неточностью.

Правда, «ВТБ Факторинг» прямо обвиняют в ценовом демпинге: при средней ставке на рынке в 12–16% (на сравнимых рыночных сегментах) «ВТБ Факторинг» весь прошлый год активно приманивал клиентов, опуская ставки в некоторых случаях чуть ли не вдвое – аж до 8%!

«То, что делает ВТБ – это даже не факторинговые операции, а скорее беззалоговые, ломбардные кредиты, что нарушает все принципы факторинга, состоящего из 2–3 традиционно определяемых услуг, – жалуются участники рынка. – Факторинг всегда был дороже банковского кредита, а теперь крупнейший игрок настраивает клиентов на то, что все может быть наоборот!» Все это дает негативные информационные сигналы клиентам – их ожидания по условиям сделки становятся явно неадекватными.

Пожелавшие остаться анонимными аналитики прямо заявляют, что за всем этим наверняка стоит глобальная стратегия завоевания рынка, опирающаяся на огромный финансовый потенциал материнской структуры ВТБ. «Такая бешеная экспансия возможна лишь за счет накачки очень большими деньгами – государственными деньгами, доступными ВТБ и размещаемыми на «краткосрочку», – раскрывают секрет успеха «ВТБ Факторинга» эксперты.

В наступившем году «ВТБ Факторинг», скорее всего, должен стать общепризнанным лидером, захватив солидную долю рынка. «Противостоять такому давлению можно лишь, резко увеличив качество работы с клиентами, чего пока не наблюдается», – уныло констатируют эксперты.

В таком же ценовом демпинге, впрочем, в меньшей степени, обвиняют и Альфа-банк и Промсвязьбанк.

Перспективы-2012

В опросе, проведенном АФК в рамках сбора статистики рынка факторинга в 2011 году, факторы выделили следующие тенденции развития:

Большее внимание уделяется клиентской работе – привлечению, удержанию, выработке индивидуальных решений в рамках факторингового обслуживания, попыткам измерить качество оказываемых услуг.

Риск-менеджмент крупных факторов перенастроен на ускорение, унификацию и упрощение «запуска» новых клиентов, снижается количество обязательных для предоставления лимита документов.

Факторы отмечают дальнейшее повышение грамотности клиентов (факторинг vs. кредит) и лояльности дебиторов (интерес к реверсивным схемам, увеличению отсрочки) – как в Центральной России, так и в регионах.

Региональные факторы скромнее оценивают потенциал роста рынка, при этом рассчитывают на удвоение собственных показателей. Крупные федеральные игроки более оптимистичны в прогнозах и не отделяют свои показатели от общерыночных.

Наибольший потенциал факторы видят в региональном развитии, принятии рисков сегмента МСБ, внедрении электронного документооборота (благодаря новому закону об электронной цифровой подписи).

Что же ждать от наступившего года? Эксперты убеждены: бурный рост рынка продолжится, хотя, наверное, и не такими резкими темпами как в 2011 году – всего лишь на 30–50%.

Артем Шарибжанов из Собинбанка считает, что если рост оборота рынка в прошлом году составил около 65% – до более чем 700 млрд. рублей, в 2012 году мы вполне сможем подойти к отметке в 1 трлн. и даже превзойти ее. Впрочем, в относительных цифрах этот рост составит лишь 30–40%.

Сходные оценки дает и генеральный директор компании «ФАКТОРинг ПРО» Илья Покаместов. По его словам, 1 трлн. рублей – вполне достижимая цифра, однако объем оборота – не вполне показательный критерий развития, а достаточно субъективный, так как «реально профинансировать мы можем меньшую сумму», а непрофинансированные договоры могут лежать мертвым грузом, лишь визуально «улучшая» статистическую картину отчетности. Надо оперировать такими показателями как прибыль, доходность или доходность на одного сотрудника, однако в условиях отсутствия транспарентности при сборе информации получить такие цифры проблематично.

Сергей Кушпелев из НОМОС-банка даже более оптимистичен, оценивая вероятный объем оборота рынка факторинга к концу текущего года до 1,2–1,3 трлн. рублей. Впрочем, возможно это будет лишь при отсутствии значительных шоковых потрясений на рынке, спровоцированных экономическими или политическими факторами.

От экзотики к традиционному финансовому инструменту

Выделяя перемены, происходящие на рынке, аналитики говорят о нескольких ключевых точках. Во-первых, идет пересмотр самый концепции факторинга – если ранее он рассматривался как «кредит последней надежды», ныне он все более видится как нормальный финансовый инструмент, позволяющий фирме диверсифицировать риски и сбалансировать ликвидность.

Второе, факторы, ранее работающие лишь с «крупняком», все больше идут в средний и даже мелкий бизнес.

К тому же расширяется региональная сеть деятельности: факторы, традиционно «кучковавшиеся» в Москве, Петербурге и паре-тройке других крупных городов, идут в провинцию.

Изменяется и структура факторинговых сделок: доля безрегрессного факторинга значительно растет. «Безрегрессный факторинг несет в себе меньше рисков для клиентов, ведь платежные риски контрагентов поставщика берет на себя фактор, – отмечают в АФК. – Но при этом возрастают риски у самого фактора, а значит, увеличивается стоимость его услуг». Однако росту процентных ставок мешает нарастающая конкуренция на рынке. В целом же, как отмечают аналитики, ставки по операциям постепенно снижаются, условия обслуживания улучшаются.

«Как правило, факторингом пользуются торговые компании. Но все чаще на инструменты финансовой логистики, в том числе факторинг, обращают внимание компании, занимающиеся производством, которые также озабочены получением прибыли в полном объеме и как можно быстрее, поскольку и есть все те же «заморочки» торговли: как предоставить отсрочку покупателям, если деньги нужны сейчас? Как и в каком объеме отгружать продукцию новым покупателям? Как уследить за постоянно растущей «дебиторкой»? И это далеко не конечный список насущных вопросов, с которыми ежедневно сталкивается руководитель, например, коммерческой службы, – замечает начальник банковского управления Металлинвестбанка Михаил Окунев. – Рынок факторинга все больше превращается в зрелую составляющую финансового рынка и воспринимается многими клиентами как один из возможных, а в некоторых случаях единственным приемлемым источником финансирования. Росту рынка факторинга способствует только вовлечение новых отраслей в факторабельный оборот. В случае отсутствия острых кризисов, рынок в 2012 году вырастет на 20–25%, уровень конкуренции увеличится и вернется к экстремальным значениям начала 2011 года. Если кризисные явления будут проявляться, то рынок будет жить при средней конкуренции».

Елена Гладких, генеральный директор Русской Факторинговой компании, отмечает: «Все больше компаний обращаются за факторингом. И если ранее в основном инициаторами выступали поставщики, то теперь все большую активность проявляют сами покупатели. Факторинговые услуги перестали восприниматься просто как финансирование. Предприниматели «распробовали» факторинг и используют все его возможности, которые в первую очередь призваны обеспечить рост бизнеса и его подстраховку. Именно поэтому факторинг все меньше конкурирует с кредитными продуктами, которые используются для других целей».

Леонид Култыгин, начальник управления факторинга Альфа-банка, считает, что тенденции, наметившиеся в 2010 году, продолжились в 2011, оставаясь актуальными и в будущем. По его оценке, клиенты все больше понимают актуальность услуги, потому как есть возможность обойти длительное ожидание оплат от дебиторов и тем самым нарастить обороты бизнеса. А дебиторы становятся все лояльнее, понимая выгоды от использования продукта (главной из которых является возможность пользоваться бесплатными кредитными ресурсами). Факторы продолжают работать в направлении охвата дебиторов самых разнообразных отраслей, ранее не характерных для рынка.

Клиенты и дебиторы, которые давно пользуются факторингом, предъявляют банкам свои потребности в расширении продуктовой линейки, предлагаемой им, а именно в безрегрессном факторинге, международном, подвидах продукта, различных схемах реализации продукта.

Что же нужно фактору, чтобы успешно конкурировать на рынке? Геннадий Золкин, заместитель начальника управления факторинга Юникредит Банка, считает, что залогом успеха должно быть соблюдение ряда важных принципов: «Гибкость подходов, клиентоориентированность, технологичность внутренних процессов и конкурентные ставки».

Сергей Кушпелев из НОМОС-банка согласен с этим, отмечая, что «количество и качество услуг должно повышаться», а качество операционной работы должно расти за счет автоматизации и оптимизации бизнес-процессов.

Начать дискуссию