Как стало известно Банки.ру, в мае будут подведены итоги первых конкурсов по отбору компаний, которые оценят уровень финансовой грамотности россиян. Проведение таких тендеров — это один из этапов реализации государственного проекта общей стоимостью 113 млн долларов. Банки пока остаются в стороне от участия в этих мероприятиях.
Как рассказала порталу руководитель проектной группы консультантов Минфина по реализации проекта по повышению финансовой грамотности Анна Зеленцова, после майских праздников будут подведены итоги первых тендеров. В частности, будут отобраны компании, которые проведут социологическое исследование базового уровня финансовой грамотности населения в России, изучение финансового поведения населения, повышение квалификации специалистов Роспотребнадзора в сфере финансовой грамотности и т. д.
Проведение итогов данных конкурсов (всего их 22) — это часть стартовавшей в прошлом году программы Минфина под названием «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Проект рассчитан на 5 лет, затраты на него составят 113 млн долларов, из которых 25 млн долларов в виде кредита выделил Всемирный Банк (ВБ). В первую очередь, программа направлена на обучение двух категорий граждан: школьников и студентов, а также россиян со средним и низким уровнем дохода.
Как уточняет Анна Зеленцова, на первом этапе этого проета проводятся социологические исследования, подготовка кадров, стартуют региональные программы в пилотных регионах. «Пока идут конкурсные процедуры по первоочередным контрактам, пилотные регионы уже начали реализовывать свои программы, включая разработку обучающих программ, информационные кампании и создание консультационных центров в регионах», — рассказывает она.
На данный момент пилотные проекты запущены в Волгоградской и Калининградской областях, администрации этих регионов сами выступили с инициативами, разработали программы с региональным софинансированием.
После того как Минфин получит результаты исследований об уровне финансовой грамотности населения в рамках проекта планируются проведение информационной кампании, разработка и реализация обучающих программ для школьников, студентов и взрослого населения, создание в регионах консультационных центров, в частности, на базе многофункциональных центров и другие.
Сейчас в тендерах участвуют самые различные организации, в частности, Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ), IFC, PWC, компания «ФБК», Российский микрофинансовый центр, Институт финансового планирования и другие. В большинстве этих компаниях не комментируют свое участие в тендерах. В Минфине уточняют, что информация об участниках является закрытой до объявления итогов конкурсов.
Банки в этих конкурсах участия не принимают, так как оказание подобных услуг не относится к профилю их деятельности. «Если консультационно-информационные услуги, в принципе, как вид деятельности возможны по закону «О банках и банковской деятельности», то социологическими исследованиями и образовательной деятельностью банки могут заниматься только для внутреннего употребления, а не в качестве платных услуг, поэтому в этом этапе программы Минфина банки и не участвуют», — поясняет старший вице-президент Бинбанка Екатерина Колесова.
Летом будет проведен отдельный от всех конкурс под названием «Фонд хороших идей», в котором могут принять участие самые различные организации, в том числе и банке, а также граждане. Победителями станут те, кто предложит лучшие идеи и разработки, в том числе и инновационные, по повышению финансовой грамотности.
Кредитные организации высказывают свою заинтересованность в участии в данном проекте и в то же время недовольны тем, что очень мало информации об этой программе находится в открытом доступе. «Ситуация с реализацией программы повышения финансовой грамотности населения очень напоминает всем известную сентенцию о революционерах, которые «страшно далеки от народа», — говорит член правления ДжиИ Мани Банка Эльман Мехтиев. — Банкиры однозначно слышали этот «звон, да не знают где он».
По мнению вице-президента по стратегическому развитию Промсвязьбанка Алексея Илющенко, реализация подобной программы была бы интересна большинству банков. «При этом целесообразно, чтобы банки с учетом информированности о своих клиентах, в первую очередь занимались разработкой контента для подобной программы».
По словам вице-президента банка «Стройкредит» Татьяны Федосеевой, для банков интерес представляют в первую очередь вузы и студенты, которые там учатся. «Ряд банков уже сегодня достаточно активно развивает сотрудничество со студентами, которые могут являться и потенциальными клиентами и сотрудниками кредитных организаций, — рассказывает она. — В частности, банки могут привлекать студентов старших курсов на стажировку». Как правило, по словам Татьяны Федосеевой, стажировка проходит во фронт-офисе: студент узнает практические азы, начинает разбираться в банковских продуктах и уже может консультировать других людей.
Впрочем, в Минфине говорят, что рассматривают банки в качестве партнеров. В частности, кредитные организации могли бы выступать спонсорами различных образовательных программ. Также руководители проекта надеются, что банки реализуют свои проекты, целью которых будет не продвижение собственных продуктов, а повышение финансовой грамотности населения. «Мы будем рады, если банки согласятся распространять просветительские материалы в своих отделениях, например, о том, как грамотно пользоваться банковскими картами и другие, — рассказывает Анна Зеленцова. — Также мы приветствуем интеллектуальное участие банков в экспертизе финансовых вопросов».
Начать дискуссию