Кредитование

У россиян проснулось чувство долга

Российские граждане в ближайший год гораздо охотнее возьмут кредит, нежели откроют вклад. Такие выводы сделали специалисты Национального агентства финансовых исследований после проведения ими опроса, отчет о котором был предоставлен порталу Банки.ру. Также, согласно данным исследования, увеличивается доля проводимых через банк платежей, в том числе и через каналы дистанционного обслуживания.

Российские граждане в ближайший год гораздо охотнее возьмут кредит, нежели откроют вклад. Такие выводы сделали специалисты Национального агентства финансовых исследований после проведения ими опроса, отчет о котором был предоставлен порталу Банки.ру. Также, согласно данным исследования, увеличивается доля проводимых через банк платежей, в том числе и через каналы дистанционного обслуживания.

Исследование НАФИ включает опрос 1 600 человек в 140 населенных пунктах 42 регионов страны. Согласно его результатам, пятая часть респондентов планирует начать пользоваться какой-либо банковской услугой в течение ближайших 12 месяцев. При этом взять ссуду в банке хотят гораздо больше граждан, чем открыть вклад: 10% опрошенных против 4%. Самый востребованный кредитный продукт — это потребительские займы, около 60% потенциальных заемщиков готовы их оформить, на втором месте — автокредит (31%), на третьем — ипотека (24%).

Как отмечают в НАФИ, существует несколько причин активизации потребительских настроений россиян. «Во-первых, реализация отложенного спроса, — считает гендиректор НАФИ Гузелия Имаева. — Во время кризиса россиянам пришлось серьезно ограничить себя в приобретении многих товаров и услуг. Сегодня же мы видим обратную, тревожную, тенденцию».

По ее мнению, у населения складывается иллюзорное ощущение стабильности, которое стимулирует потребительское поведение и, как следствие, повышение спроса на кредитование и отказ от сбережений.

Во-вторых, спрос на кредитные продукты все больше формируется за счет интенсивного включения в кредитование населения регионов России. И в большей степени это касается потребительских займов. «Если в последние годы мы наблюдали основную концентрацию заемщиков в столицах и крупных городах, то сегодня наметилась тенденция смещения кредитного спроса в регионы, средние и малые города, — продолжает Имаева. — Отчасти это связано с небольшим, но ростом уровня жизни населения России, а также активной работой многих банков по расширению сети своего присутствия».

По словам аналитика Райффайзенбанка Марии Помельниковой, увеличивается уверенность в росте будущих доходов, следуя за сильным трендом реальных заработных плат на протяжении вот уже более года. Она, напротив, считает, что именно под влиянием опасений новых кризисных явлений, растущих девальвационных и инфляционных ожиданий население предпочитает не нести накопленные средства в банк, а тратить на товары длительного пользовании.

Все более популярными становятся платежи через банк: их готовы осуществлять 4% опрошенных. В НАФИ считают, что по мере распространения в стране Интернета увеличивается доля потенциальных потребителей интернет-платежей (1% респондентов проводят регулярные платежи в Сети).

Представители банков подтверждают этот тренд. «У нас количество пользователей интернет-банка за год выросло на 300%. Естественно, это вызвало и рост числа регулярных платежей», — рассказывает замначальника управлении Абсолют Банка по работе с сегментом розницы Антон Павлов.

Директор департамента розничных продуктов и технологий Промсвязьбанка Иван Пятков объясняет тенденцию к увеличению объема операций по проведению платежей через банки как ростом числа поставщиков услуг, в пользу которых можно делать такие платежи, так и развитием электронных каналов обслуживания.

«Кроме того, все больше граждан получают зарплаты на банковские карты и предпочитают сразу заплатить со своего счета за все услуги вместо того, чтобы снимать-обналичивать средства и совершать платежи по отдельности», — отмечает он.

Антон Павлов указывает на рост количества пользователей современными устройствами связи, который подтолкнул банки к развитию и продвижению интернет-банкинга. А Иван Пятков добавляет, что в прошлом году сами кредитные организации активно внедряли системы мобильного банкинга, что также могло дать увеличение объема проводимых через банк платежей.

Начать дискуссию