Для предотвращения случаев, когда граждане за один день оформляют несколько займов в разных микрофинансовых организациях (МФО), Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) существенно сократило время обработки поступающих от таких компаний данных. По информации Банки.ру, в будущем не исключено создание для МФО отдельного бюро.
Как рассказал порталу Банки.ру гендиректор Национального бюро кредитных историй (сотрудничает с 300 микрофинансовыми институтами) Александр Викулин, сейчас время обработки информации, получаемой от МФО, сократилась до нескольких секунд, в то время как данные от банка могут отображаться на следующий день после поступления в бюро.
«Такая оперативная работа нужна для того, чтобы предотвратить случаи, когда заемщик за один день может получить микрозаймы сразу в нескольких организациях», — поясняет Викулин. По его словам, в банках подобные риски существенно ниже, так как процесс принятия решения о выдаче кредита занимает не один день.
В кредитных организациях считают, что приоритетная обработка информации от МФО вполне оправданна, от банка данные о заемщике должны поступать не реже чем раз в 10 дней. «На практике получается, что мы передаем раз в неделю, и это оптимально, — рассказал начальник отдела по технологиям и системам розничных рисков Альфа-Банка Роман Божьев. — Понятно, что риски банков, активно работающих в сегменте экспресс-кредитования, сопоставимы с рисками МФО, так как решение принимается в течение короткого промежутка времени. Но для банка внедрять технологии, позволяющие передавать в БКИ такой большой объем информации, довольно затратно, и эти расходы будут гораздо выше, чем потенциальные потери от мошенников, оформляющих экспресс-кредиты».
По его мнению, для микрофинансовых организаций передавать данные в режиме онлайн, наверное, не так сложно, поскольку файлы с информацией небольшие и обрабатываются недолго.
В банке «Восточный Экспресс» отмечают, что, принимая такое решение, НБКИ, возможно, руководствовалось тем, что системы оценки заемщиков у банков более тщательные, чем у организаций, занимающихся микрокредитованием, и риск мошенничества при оформлении займа наличными при минимальной проверке значительно выше.
Кроме того, как добавляют в кредитной организации, при классической схеме POS-кредитования заем имеет целевое назначение и оформляется на приобретение конкретного товара. «Это исключает возможность быстрого получения наличных средств даже в случаях мошенничества и снижает вероятность массового оформления POS-кредитов одним мошенником в течение одного дня, что является одной из распространенных мошеннических схем при микрокредитах наличными», — говорят в банке.
Массового распространения одновременное оформление ссуд в МФО пока не получило. По словам президента Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР) Михаила Мамуты, формат сотрудничества с НБКИ, предполагающий оперативную передачу данных, — это превентивная мера. «Опыт других стран показал, что в кризис МФО могут столкнуться с невозвратами, если не будут оперативно отслеживать долговую нагрузку заемщиков», — пояснил он.
Михаил Мамута не исключил создания в будущем отдельного бюро кредитных историй для микрофинансовых организаций. «Эта идея обсуждается, но пока поддержки у участников рынка не получила», — отмечает он.
По мнению главного исполнительного директора компании «Домашние деньги» Андрея Бахвалова, создание «своего» бюро потребуется, если не удастся привлечь к процессу передачи данных в БКИ небольшие микрофинансовые организации. Тогда нужна будет отдельная структура, которая бы «находила» такие компании. «Но если будут приняты поправки в законодательство, обязывающие МФО передавать данные о своих заемщиках в БКИ, то проблема решится сама собой и действующих БКИ будет достаточно».
Начать дискуссию