Факторинг

Договор факторинга: все по полочкам. Часть 1

Кажется, что самое сложное уже позади – долгие переговоры с двумя-тремя, а то и более факторинговыми компаниями и банками, внутренние переговоры в компании с теми, кого также касается работа по факторингу, расчет эффекта от факторинга и, кажется, все...

Кажется, что самое сложное уже позади – долгие переговоры с двумя-тремя, а то и более факторинговыми компаниями и банками,  внутренние переговоры в компании с теми, кого также касается работа по факторингу, расчет эффекта от факторинга (рост количества Клиентов, рост объемов продаж текущим Клиентам, снижение объема «дебиторки»  и т.д.) и, кажется, все.… Но нет, есть еще договор факторинга, который нужно согласовать с собственными внутренними службами. 

Считается, что договор факторинга очень сложный, и разобраться в нем непросто - порой именно согласование договора тормозит процесс «запуска».  Ifactoring решил облегчить вам задачу, разобрав основные статьи договора и обозначив моменты, на которые надо обратить особое внимание. От объема этого вашего внимания зависит ваш будущий комфорт в работе по факторингу и та результирующая, за которой вы вообще пришли к Фактору. 

1. Предмет договора. Уже неоднократно мы говорили, что сегодня в России все по-разному трактуют термин «факторинг» и в соответствии с этой трактовкой оказывают те или иные услуги – от кредитования под «дебиторку» до покупки дебиторской задолженности. Обратите внимание, какие услуги прописаны в договоре: входит ли в предмет договора только финансирование или также  работа с  дебиторской задолженности и если да, то в каком виде –  учет требований или управление дебиторской задолженностью. 

2. Порядок и условия факторингового обслуживания:

  • Величина финансирования. Каждый Фактор сам устанавливает, в каком размере будут финансироваться передаваемые поставки. Чаще всего встречается  90% от суммы поставки, однако, на рынке можно найти как  100% финансирование, так и 70%. Кроме того, иногда в договоре Факторы устанавливают разные предельные размеры финансирования по тем или иным Покупателям. Например, в зависимости от платежной дисциплины, срока предоставляемой отсрочки по контракту или размера бизнеса компании - Покупателя. В этом случае в договоре должны быть обязательно прописаны параметры отнесения Покупателей к той или иной категории. 
  • Наличие регресса. К сожалению, в явном виде есть регресс или нет  в тексте договоре вы, возможно, не найдете, поскольку данное понятие отсутствует в российском Гражданском кодексе. Для начала обратите внимание, в каком виде осуществляется финансирование. Если финансирование в виде покупки денежных требований (т.е. в момент получения финансирования от Фактора  дебиторская задолженность будет списана с вашего баланса), то это безрегрессный факторинг. Если же под уступку (или под обеспечение) денежного требования, то это регрессный факторинг, и в случае неплатежа вашего Покупателя, рассчитываться с Фактором  придется вам. 
  • Льготный период (период ожидания, срок регресса). Это период времени, по истечении которого вы (как Клиент) должны возвратить полученное ранее от Фактора финансирование, если ваш Покупатель не оплатил поставку. У некоторых Факторов срок регресса зависит от срока, в течение которого Клиент пользуется финансированием. У некоторых это является стандартным условием - например, в НФК период ожидания составляет 120 дней после истечения срока отсрочки. 

3. Требования к документам, которые необходимо передавать Фактору: 

  • Какие документы нужны для финансирования? В последнее время все больше Факторов работают с использованием  электронного документооборота – это позволяет получать финансирование без документов (либо используя специальное ПО, позволяющее самостоятельно регистрировать поставки, или же на основании перечня поставок – реестра). Отличается только срок, когда нужно передать оригиналы товаросопроводительных документов – в зависимости от факторинговой компании он варьируется от 5 до 30 дней. Несомненно, электронный документооборот – наиболее комфортный вариант - нет нужды  постоянно ездить в факторинговую компанию или сканировать документы для последующей отправки с помощью электронной почты. 

Второй вопрос – какие именно документы нужны. Помимо товарной накладной (а в случае оказания услуг – акта выполненных работ) Фактор может попросить предоставить и другие документы для финансирования – счет-фактуру, акт приема-передачи, копии договора с грузоперевозчиком, доверенности и пр. 

  • Немаловажным аспектом является оформление документов, подтверждающих поставку – помимо необходимых реквизитов и атрибутов в договоре может быть прописано требование на каждом документе ставить надпись-уведомление, в которой должно быть указано, что право денежного требования уступлено Фактору. Текст данной надписи также строго регламентирован и прописан в договоре. 
  • Сроки, в которые необходимо предоставить оригиналы документов. Если для финансирования не нужны оригиналы документов, то обратите внимание в какой срок необходимо предоставить оригиналы документов, а также предусмотрены ли штраф за несвоевременное предоставление оригиналов документов. Зачастую, на этот пункт не обращают должного внимания, а зря. 
  • Предоставление бухгалтерской (финансовой) документации. В соответствии с законодательством банки обязаны требовать бухгалтерскую отчетность  Клиентов (заемщиков).  Чаще всего встречается два «срока» предоставления отчетности – либо до 10 числа месяца, следующего за отчетным, либо в течение определенного периода после подачи отчетности в налоговый орган (также важно обращать внимание на следующее - после сдачи в налоговый орган или же с даты принятия отчетности налоговым органом). Данное требование всегда прописывается в обязанностях Клиента. Помимо отчетности Клиента могут обязать предоставлять и другие документы – выписки из банков по расчетным счетам (и/или справки из ФНС), справки о текущей ссудной задолженности и пр. 

Начать дискуссию