Банки

Проблемы рынка систем ДБО

Дистанционное банковское обслуживание давно перестало быть экзотикой рынка и превратилось в почти обыденную услугу. Нередко банки преподносят наличие ДБО как свое конкурентное преимущество. Однако не следует забывать, что функционирование ДБО сопряжено с рядом проблем, решить которые иногда очень непросто.

Дистанционное банковское обслуживание давно перестало быть экзотикой рынка и превратилось в почти обыденную услугу. Нередко банки преподносят наличие ДБО как свое конкурентное преимущество. Однако не следует забывать, что функционирование ДБО сопряжено с рядом проблем, решить которые иногда очень непросто.

Отечественные системы ДБО достаточно активно развиваются. Однако пока что налицо экстенсивный путь развития: количество систем существенно опережает их качество, под которым подразумеваются объем предоставляемых сервисов, удобство использования, доступность и защищенность. Например, некоторые системы не позволяют клиентам совершать активные операции, а только предоставляют информационное обслуживание. При использовании других систем ДБО возникают проблемы в эксплуатации, связанные с неспособностью системы корректно работать в силу различных причин. Иногда бывает проще подъехать в отделение банка, нежели, например, использовать систему интернет-банкинга отдельной кредитной организации. Важной проблемой является отсутствие каналов связи в некоторых населенных пунктах. И все же первое место в списке факторов, сдерживающих развитие ДБО, занимают вопросы информационной безопасности.

Совершенствование систем

Эксперты отмечают, что рынок систем ДБО постепенно становится все более насыщенным. Одновременно ужесточаются требования к удобству, эргономике систем как со стороны конечных пользователей - клиентов банков, так и со стороны ИТ-служб банка, администрирующих эти системы. Для того чтобы ДБО стало реальным фактором конкуренции, оно должно строиться на основе продуманных функциональных решений, сочетающих технологическое достоинство продукта с эффективностью для бизнеса банка и удобством конечного потребителя услуг ДБО. Только такая система ДБО может в реальности дать банку заметные преимущества и положительно изменить его имидж в глазах клиентов.

Еще несколько лет назад термин «системы ДБО» прочно ассоциировался с инструментом обслуживания исключительно среднего и крупного бизнеса. Сегодня системы ДБО для физических лиц стали неотъемлемой частью услуг любого банка, строящего бизнес с частными клиентами. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, с развитием высокоскоростных сервисов оплаты услуг, которые больше не требуют от клиента посещения филиала банка или офиса организации. Во-вторых, с конкурентной борьбой между банками и платежными системами виртуальных денег, которые первыми заняли сегмент на рынке осуществления операций через каналы массового обслуживания. Наконец, со снижением себестоимости осуществления таких операций для банков, по некоторым оценкам, на 25-35%.

В настоящее время банки стремятся развивать возможности уже внедренных ими систем дистанционного банковского обслуживания за счет максимального расширения перечня компаний, в пользу которых физические лица могут произвести платежи. Для того чтобы клиент начал пользоваться новыми возможностями, необходимо обеспечить ему максимальное удобство при оплате с помощью ДБО различных квитанций. По этой причине банки улучшают и упрощают интерфейс системы удаленного обслуживания, добавляют шаблоны для каждого вида платежа.

Кредитные организации стремятся к тому, чтобы у клиентов в зависимости от конкретной жизненной ситуации, типа выполняемой операции, технологической грамотности была возможность проведения операции и возможность получения информации через различные каналы - интернет-банкинг, мобильный банкинг, контактный центр и т.д.

Безопасносность: есть, была и будет

Значение безопасности и необходимость защиты информации при ДБО сложно преувеличить. Безопасность осуществления расчетов была, есть и наверняка будет важнейшим аспектом дистанционного взаимодействия клиента с банком. Причем проблемы обеспечения безопасности и защиты информации актуальны для всех каналов ДБО.

Базовые механизмы защиты сервисов ДБО (на уровне криптографии, усиленной процедуры аутентификации и т.д.) реализованы довольно давно. Тем не менее увеличение объема преступлений в системах ДБО составляет, по оценкам экспертов, 2-4 раза в год, а в абсолютном выражении это миллионы долларов. Развитие технологий ДБО, к сожалению, создало не только удобный сервис для клиентов, но и среду по перемещению средств, полученных мошенническим путем, с минимальным риском для злоумышленников обнаружить себя. Тем более что не все клиенты, использующие сервис ДБО, должным образом контролируют уровень защищенности среды доступа к каналам ДБО, что влияет на эффективность применения традиционных механизмов защиты. Это заставляет финансово-кредитные организации самостоятельно реали-зовывать дополнительные меры контроля. Многие банки вплотную рассматривают возможность использования систем фрод-мониторинга, позволяющих эффективно реализовывать такую защиту на основе анализа бизнес-логики событий.

Это же элементарно...

Безопасность системы ДБО зависит от двух сторон - от банка и от клиента, причем у каждого своя зона ответственности. В зоне ответственности банка находится комплексное обеспечение безопасности системы. В рамках реализации этой задачи финансово-кредитные организации делают все возможное для того, чтобы защитить ключи электронной подписи и процедуру формирования подписи для платежных документов на стороне клиента.

Однако при этом, как правило, клиент все же должен обеспечивать элементарные нормы безопасности на своем рабочем месте для работы с клиент-банком.

Действительно, ситуация складывается таким образом, что клиент оказывается менее защищен, нежели организация, поэтому и действия мошенников сместились именно в эту зону. Злоумышленники пошли по пути наибольшей экономической целесообразности: зачем взламывать сервер «клиент-банк», что сложно и затратно, если можно просто украсть ключи, которые в некоторых случаях просто «лежат» в компьютере у клиента.

Могут также возникать ситуации, когда пользователь вводит пароль в неправильном месте или оставляет его в системе сохраненным: тем самым он дает возможность злоумышленникам воспользоваться паролем. Клиентские риски также связаны с недостаточно безопасными способами авторизации: например, у пользователя нет карточки паролей, либо его доступ в систему обеспечивает лишь одно слово или один пароль, который человек может записать где-либо и который кто-то может увидеть.

Однако защита клиентской стороны все-таки постепенно повышается, считают некоторые банковские эксперты. Это происходит с помощью устройств защищенного хранения ключей ЭЦП и защищенной выработки электронной подписи, посредством доверенных устройств отображения по подписи платежного поручения, с помощью доверенных каналов подтверждения платежа и использования доверенной среды для работы с клиент-банком.

Необходимость законодательных перемен

Среди сложностей ДБО есть также проблемы законодательного плана, например недостаток правоприменительной практики по многим статьям, отсутствие заинтересованности правоохранителей, отсутствие у них наработанных методик ведения уголовных дел по хищениям в ДБО. Отдельно следует сказать о неудовлетворительном взаимодействии правоохранительных органов с банками и клиентами банков. Некоторые эксперты в области защиты банковской информации прямо говорят о том, что назрела необходимость создания специализированного полицейского подразделения, которое, взаимодействуя со службами безопасности финансово-кредитных организаций, могло бы полностью расследовать и доводить до завершения дела по таким специфическим видам хищений.

Наконец-то и на высшем уровне в феврале 2012 года прозвучало заявление о необходимости борьбы с интернет-преступностью и создания в полиции принципиально новых подразделений, ориентированных на выявление и раскрытие сложных в техническом плане преступлений.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Илья МИТРИЧЕВ, директор по развитию бизнеса департамента по работе с корпоративными клиентами АМТ-ГРУП

Одним из трендов развития банковских услуг является максимально возможный перенос банковских продуктов в дистанционные каналы. В сочетании со взрывным развитием мобильных устройств системы ДБО уже стали бизнес-значимыми для банков, и их значимость только возрастает.

Мошеннические операции - повод для беспокойства?

Как уже отмечалось в прессе, всем, кто оказывает дистанционные услуги, противостоит «индустрия» мошенничества: не только одиночки, но и высококвалифицированные, технически оснащенные группы, в том числе и международные. Готовы ли банки противопоставить что-либо адекватное? Большинство не смогут. Лишь немногие банки серьезно подошли к вопросу противодействия мошенникам. Из российских финансово-кредитных организаций только Сбербанк решился на проведение открытого конкурса по выбору системы фрод-мониторинга. Остальные банки или проводят ограниченные закрытые процедуры по выбору способов защиты, или вообще откладывают этот вопрос до лучших (худших?) времен.

Что реально применяется? Обычно следующее:

  • встроенные в ДБО средства отбора подозрительных платежей. Эти средства ограничиваются контролем реквизитов платежных транзакций. Редким исключением является использование информации об устройстве, с которого был отправлен платеж;
  • самописные средства контроля поступающих платежных документов, в которые заложены алгоритмы выявления подозрительных платежей исходя из ранее обнаруженных случаев фрода;
  • универсальные средства мониторинга и отчетности, адаптированные под задачи выявления транзакций по предустановленным критериям.

То есть Россия, как обычно, идет своим путем. Ситуация с фрод-мониторингом напоминает время, когда люди использовали автомобили «Жигули», «Москвич» и др. на все случаи жизни и доделывали, ремонтировали их самостоятельно или у местных «кулибиных».

Согласен, есть сложность с финансовым обоснованием внедрения промышленных систем. Еще не все банки на практике сталкивались с существенными потерями. Специфика области - не распространять информацию об успешных и предотвращенных атаках. Поэтому критика в большей мере относится к бизнес-подразделениям банков и риск-менеджменту. Именно эти подразделения, в первую очередь, должны поддержать ИТ-блок в проектах по противоборству мошенникам. А мы со своей стороны готовы предоставить промышленные решения и оказать услуги по внедрению.

Начать дискуссию

Мастерская по ремонту телефонов не платит торговый сбор

Под торговый сбор подпадает деятельности, связанная с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

Инвестиции

Элементарные 19%. Свежие облигации: элемент лизинг на размещении

Кто на рынке всех смелее? Можно даже не сомневаться — это лизинговые компании. За деньгами инвесторов снова идёт Элемент Лизинг, а в качестве козыря в рукаве — девятнадцатипроцентный купон. При нём также есть ежемесячный купон и амортизация. Выглядит вполне интересно, посмотрим, что внутри.

Элементарные 19%. Свежие облигации: элемент лизинг на размещении

В России растет число патентных поверенных

Квалификационные экзамены Роспатента успешно сдали 95 человек с начала 2024 года и 179 человек за 2023 год.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🍒 Зарегистрирован первый региональный бренд новых регионов РФ

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) выдала первое свидетельство об исключительном праве на региональный бренд в новых регионах России. Им стало географическое указание «Мелитопольская черешня».

Земельный налог начисляют по данным Росреестра. ФНС: к нему и претензии

Налоговая база по земельному налогу – это кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН. Она применяется с 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговый терроризм, уплата взносов предпринимателем-пенсионером, налоговая помощь Трампа Байдену в обзоре

События дня. Налоговые события.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Обзоры для бухгалтера

Знакомство с экспертами Клерк.Консультаций: Надежда Камышева

Мы начинаем вести серию заметок о наших экспертах. Сегодня рассказываем о самом опытном эксперте — Надежде Камышевой, которая уже более 20 лет помогает бухгалтерам решать их рабочие вопросы.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Не стоит волноваться, если при умножении дохода на ставку рассчитанный налог в 6-НДФЛ не сойдется с реальным. Чем больше сотрудников, тем больше может быть разбег.

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728
IT-компании

Свыше 18 тысяч IT-компаний продлили аккредитацию. Но это не все

2 тысячи компаний в сфере IT решили не подавать заявление на продление аккредитации. Они перестали соответствовать критериям.

Миграционный учет

Мигрантам предлагают носить цифровые браслеты

Чтобы следить за перемещениями мигрантов внутри РФ, власти хотят надеть на них цифровые браслеты и заставить приезжих проходить дактилоскопическую регистрацию.

Налог на имущество

Долги по налогу на имущество сократились на 31%

19 млн россиян закрыли долги по налогам после введения ЕНС.

Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

В июльском уведомлении не будет взносов. В него войдет НДФЛ и квартальные авансовые платежи по другим налогам.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

ФАС признала недобросовестной конкуренцией копирование упаковки бренда «AXE»

Производителю запретили выпускать дезодоранты и гели для душа «EXXE» в упаковке, которая копирует фирменный стиль бренда «AXE».

6-НДФЛ

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ

В статье расскажем, как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ, как правильно заполнить расчет и не допустить ошибок.

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ
Маркетплейсы

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Продавцу важно правильно управлять товарными запасами: вовремя привозить поставки на склад, закупать не слишком большие, но и не маленькие партии. Справиться с этой задачей помогает расчет оборачиваемости товаров. Рассказываем, о чем говорит этот показатель и как его посчитать.

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Повышение утильсбора будет поэтапным до 2030 года

Минпромторг сообщил, что продолжает анализировать поступающие предложения по индексации утилизационного сбора.

Ценные бумаги

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг

В этом материале рассказываем, зачем нужен депозитарий, какова его роль в инвестициях и как проверить его надежность.

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг
Лицензирование

На Госуслугах можно будет получить лицензию на дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию

Роспотребнадзор утвердил Административный регламент по предоставлению государственной услуги лицензирования деятельности оказания услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Кредитные карты

Россияне стали брать больше денег по кредитным картам

Рост ключевой ставки ЦБ не ослабил спрос на кредитные карты. Клиенты стали чаще пользоваться беспроцентным периодом при оформлении таких продуктов.

Интересные материалы

🥳 Успейте купить онлайн-курсы по 3 290 рублей в честь Дня рождения школы «Клерка»! Акция действует до 22 июля

22 июля нашей школе пять лет! Мы хотим разделить этот праздник с вами, поэтому устраиваем суперакцию на онлайн-курсы. До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей.