Александр, финансовый директор крупной торговой компании из Ленинградской области заинтересовался возможностью исключения кредитных рисков при поставках с отсрочкой платежа с помощью факторинга без регресса. Сделав запрос в Интернет-поисковике, он сразу же получил около десяти ссылок на сайты различных факторинговых компаний. Описание услуги и красочные схемы у большинства выглядели достаточно убедительно.
Обзвонив 6 факторинговых компаний, Александр выяснил, что у разных Факторов разное понимание услуги и разные по своей сути предложения. Кто-то говорил о том, что факторинг без регресса – это факторинг в виде уступки прав денежного требования, но с принятием Фактором риска на себя, кто-то убеждал, что безрегресс – это покупка прав денежного требования. И масса нюансов в деталях.
– Мы всерьез занялись поисками наилучшего предложения безрегрессного факторинга, вспоминает Александр. Предложения Факторов отличались по следующим ключевым параметрам:
- юридическая суть продукта: что является предметом договора факторингового обслуживания, уступка или продажа права денежного требования;
- максимально допустимая отсрочка платежа;
- максимальный размер финансирования;
- требования к передаваемым дебиторам: ограничивает ли Фактор работу по безрегрессу только сетевыми дебиторами или нет;
- отсутствие/наличие/длительность периода ожидания.
Чем более длительную отсрочку платежа допускает Фактор, тем более комфортный условия мы можем предложить покупателям. В некоторых предложениях максимальная отсрочка составляла до 120, а то и до 150 дней – как раз то, что нам было нужно.
Размер, выплачиваемого Фактором финансирования, это показатель минимизации нашего риска. Если сразу мы получаем от Фактора 90% финансирования, значит, в случае неплатежа нашего покупателя мы рискуем потерять не более 10% от суммы поставки. В одном из поступивших предложений нам встретился интересный пункт, согласно которому в случае непогашения дебитором поставки наша компания должна выплатить Фактору 25% от суммы непогашенного финансирования. То есть, если первоначально мы получим 90% от суммы поставки, то в случае неплатежа контрагента, 25% из них нам придется вернуть. Политика этого Фактора такова, что сначала он берет на себя риск, а потом в случае неоплаты перекладывает часть этого риска обратно на клиента.
Наличие такого параметра как период ожидания в некоторых тарифных планах по безрегрессному факторингу нас откровенно удивил. Если разобраться, то период ожидания актуален быть только при факторинге с регрессом. Это дополнительное время, которое Фактор дает покупателю по истечении отсрочки на то, чтобы последний мог расплатиться. В течение этого срока Фактор еще ждет денежные средства от покупателя и не предъявляет поставщику требование вернуть финансирование.
В случае с безрегрессом ситуация идеологически совершенно другая. "Без регресса" должно быть синонимом "без риска для клиента". Вне зависимости от того, расплатится покупатель по поставке или нет, Фактор не имеет права требовать от поставщика возврата ранее выплаченных ему денежных средств. Как бы парадоксально это ни звучало, но в коммерческих предложениях некоторых компаний встречается комиссия за период ожидания. Это означает, что если по истечении отсрочки ваш покупатель не оплатил поставку, с первого дня просрочки Фактор будет взимать с вас дополнительную комиссию. Но это совершенно нелогично, так как задача Фактора изначально просчитать риск и принять комплекс мер по недопущению факта неплатежа, а не получать дополнительный доход с клиента за собственную недоработку в области риск-менеджмента.
Изучение договорной базы
Когда на уровне коммерческого отдела мы определили наиболее интересные для нас предложения, юристы приступили к изучению договорной базы. Перед нами оказались три принципиально разные с юридической точки зрения договора.
В первом случае нам предложили подписать два документа. Один из них представлял собой договор факторинга с регрессом, а второй – договор поручительства, согласно которому факторинговая компания как поручитель обязуется отвечать перед нами за надлежащее исполнение нашими покупателями обязательств по оплате поставок. По такой схеме при наступлении случая неплатежа покупателя согласно первому договору мы должны вернуть финансирование, но ввиду наличия договора поручительства мы просто подписываем с Фактором письмо о прекращении взаимных обязательств зачетом встречных однородных требований, и денежные средства остаются у нас.
Во втором речь шла о факторинговом обслуживании путем покупки денежных требований. По условиям договора в результате покупки всю ответственность по возможным неоплатам дебиторов клиента Фактор принимает на себя, а в случае их неспособности оплатить поставку, ответственность по взысканию дебиторской задолженности как последствие принятого риска остается на Факторе. После отгрузки мы продаем денежное требование и сразу получаем от Фактора денежные средства, которые остаются у нас даже в случае неплатежа нашего покупателя. Более того, списываем дебиторку с баланса, улучшая его структуру и ключевые финансовые показатели.
И последний из рассматриваемых нами проектов договоров был очень похож на договор обычного регрессного факторинга, просто в нем отсутствовал пункт о том, что в течение определенного количества дней после истечения срока ожидания клиент обязуется возвратить Фактору предоставленное финансирование.
Еще приходилось слышать, что иногда Фактор предлагает заключить договор регрессного факторинга, а к нему подписать допсоглашение о том, что пункты, где говорится о праве регресса, следует считать недействительными.
Мы для себя сделали простой вывод – нас интересуют такие условия, при которых мы обеспечим себе наиболее комфортные условия, позволяющие извлечь максимум преимуществ от работы по факторингу. В случае с покупкой дебиторской задолженностью это именно так. Мы исключаем риск неоплаты отгруженного товара, получаем выручку сразу, не дожидаясь наступления даты платежа по контракту, и важный момент - повышаем качество финансовой отчетности в следствие продажи права денежного требования и списания дебиторки с баланса предприятия.
Начать дискуссию