Россия переживает сейчас очень ответственный этап своего развития.
Как известно, в посткризисный период темпы социально-экономического роста снизились почти в 2 раза. Докризисная экономика росла по 7% в год, а сейчас - 4%, инвестиции России росли по 13% в год, а сейчас -7%, реальные доходы увеличивались по 11% в год, а в 2010-2011 годах в среднем они росли по 2%. На 2012 год Минэкономразвития, МВФ и Всемирный банк прогнозируют более низкие темпы. Валовая внутренняя продукция увеличится на 3,5-3,7%, промышленность - на 4% и т.д. Если учесть, что в кризисный 2009 год наша экономика сократилась наиболее сильно среди 20 крупнейших держав мира (на 7,8%), то в сравнении с докризисным 2008 годом у нас пока экономический рост очень слабый.
Переход на сниженную траекторию экономического роста
Прогноз Минэкономразвития на 2012-2014 годы тоже ничего хорошего не сулит. По лучшему, умеренно-оптимистичному варианту этого прогноза, в 2014 году валовая внутренняя продукция России увеличится по сравнению с 2008 годом только на 13%, промышленность - на 15%, инвестиции - на 17% и т.д. В то время как экономика мира вырастет на го%, экономика стран БРИК - на 50%, наша доля в мировой экономике снижается.
При таких темпах социально-экономического развития у страны нет благоприятных перспектив. При столь медленном росте у нас попросту не будет средств, чтобы решить проблемы жилья, пенсий, технического обновления устаревшей материальной базы. Мы не сможем перестроить отсталую структуру народного хозяйства, перейти к массовому строительству автострад и скоростных железных дорог, не сможем по-настоящему поднять здравоохранение и образование. Проблема ускорения социально-экономического развития страны выдвигается на первое место.
Решающая роль банков в финансировании экономического роста
Главные источники финансирования экономической деятельности и развития нашего народного хозяйства - банковские кредиты. Активы российских банков являются, как известно, самым крупным денежным фондом нашей страны. Объем этого фонда превысил 1 трлн долларов. На начало 2012 года сумма кредитов предприятиям и организациям нефинансовой сферы составила более 18 трлн рублей, в то время как общая прибыль всех предприятий и организаций страны не достигла даже 7 трлн до вычета налогов, банковских платежей, дивидендов и т.п. Кредиты банков, как видно, намного больше, чем самофинансирование предприятий. Они во многом определяют экономическое развитие страны.
Есть, конечно, огромная бюджетная сфера, но по ней в период кризиса был нанесен столь сильный удар, что оправиться она еще не успела и достигнет докризисного уровня в реальном выражении в 2013-2014 годах. Напомню, что доходы федерального бюджета в 2008 году составляли 9,3 трлн рублей, а в 2009 году - только 44 трлн рублей (т.е. они снизились более чем вдвое). И пришлось в 2009 году добавлять из резервного фонда в доход бюджета 2,9 трлн рублей, а в гою году - 1,8 трлн рублей.
Внешне дело с банковскими кредитами вроде бы обстоит благополучно. За период с начала 2009 года до начала 2012 года объемы кредитования увеличились на 41%. Казалось бы, большой рост. Но это рост в номинальном рублевом эквиваленте. А цены на продукцию, которую за кредит надо покупать, за это время выросли на 49%. Так что в реальном выражении кредиты банков промышленности и другим секторам экономики сократились на 5%.
Рост промышленной продукции, которая формирует главную часть валового внутреннего продукта, сдерживается нехваткой финансовых ресурсов. Особенно плохо обстоит дело с инвестициями.
Недостаток инвестиций сдерживает социально-экономическое развитие
Доля инвестиционных кредитов в кредитовании банков России составляет всего 6%. Вероятно, это самый низкий процент среди стран мира. Другой источник - собственные средства предприятий. Их тоже не хватает и не может хватать на сколь-нибудь значимые инвестиционные объекты: международный опыт показывает, что обычно доля собственных средств в инвестициях ограничивается 20% - максимум 30%, а остальное составляют заемные средства. У нас собственные средства превышают половину инвестиций.
До кризиса нехватка «длинных» рублей в России частично смягчалась возрастающим притоком иностранного капитала. Напомню, в предкризисном 2007 году в Россию поступило 82 млрд долларов иностранных средств. Сейчас картина совсем другая: идет огромный отток капитала из России. В 2008 году он составил 133 млрд долларов, в 2009 году - еще 52 млрд долларов, в 2010 году - 33 млрд долларов, в 2011 году - 80,5 млрд долларов и в первом квартале 2012 года - 35 млрд долларов. А всего за четыре года из страны утекло около 340 млрд долларов.
Большинство развитых стран находятся в долговой яме и ощущают нехватку ликвидности. И они не склонны перекредитовывать, как раньше, наши предприятия в сколь-нибудь значительных размерах, тем более что инвестиционный климат, особенно после принятия постановления об аффилированных предприятиях и учете трансферных цен при налогообложении, заметно ухудшился.
В то же время наши предприятия, чьи долги иностранным инвесторам до сих пор превышают 400 млрд долларов, ежегодно вынуждены отдавать за долги по юо млрд долларов, включая проценты, из своих весьма скудных доходов.
Хроническая нехватка инвестиций, трудности с получением кредита при высокой ставке в России приводят к снижению темпов роста промышленности. В 2010 году она выросла на 8,2%, в 2011 году - на 4,7%, а в 2012 году ожидается ее рост, по прогнозу Минэкономразвития, на 3,4%. Промышленность «недоедает», поэтому производит довольно мало продукции, притом продукции, пользующейся спросом.
Как же удовлетворяется потребность в недополученной от нашей промышленности продукции? Очень просто - за счет импорта. Из всех макроэкономических показателей импорт растет динамичнее всех. Если промышленность в 2014 году вырастет по сравнению с гоо8 годом на 15%, то импорт, по прогнозу Минэкономразвития, - на 67%, а ведь это почти исключительно импорт промышленной продукции.
Я являюсь независимым директором электротехнического объединения и вижу, как даже в этой, хорошей для нас области, где есть научно-конструкторские заделы, неплохие мощности предприятий, во многом обновленные, огромную экспансию осуществляет Китай со своими дешевыми электродвигателями, а также Siemens, General Electric с высококачественной продукцией и большое число фирм развитых стран мира. В условиях нехватки оборотных средств, инвестиций с каждым месяцем все труднее конкурировать с огромным натиском импортеров, у которых нет недостатка в финансовых средствах при всех имеющихся экономических трудностях на Западе.
Нужна новая кредитно-денежная политика. ориентированная на ускорение роста экономики и социальной сферы
У меня создается впечатление, что Центральный банк, хорошо зная положение в нашей банковской системе и осуществляя ее регулирование, недостаточно осознает последствия сдерживания коммерческого кредитования для развития нашей страны. Мне кажется, Центральный банк не живет интересами развития народного хозяйства, ограничивая свои функции надзором за банками, регулированием инфляции. Этим наш ЦБ коренным образом отличается от Федеральной резервной системы США. Достаточно просмотреть доклады руководителя Федеральной системы, где у него на первом плане проблемы народного хозяйства, задачи по активизации экономической деятельности, по сокращению безработицы. Руководитель Федеральной системы делает доклады не о банковской системе, а о хозяйстве в целом, понимая, зачем и ради чего осуществляется вся денежно-кредитная политика. У нас же эта политика стала как бы самодовлеющей системой и рассматривается не в связи с общим социально-экономическим развитием, а сама по себе.
Взгляните на нашу кредитную денежную политику с широких социально-экономических позиций. Жилищное строительство - одна из немногих отраслей, которая до сих пор не восстановила докризисный уровень. В 2008 году мы ввели в эксплуатацию рекордные за 20 лет 64 млн квадратных метров жилья, но это меньше, чем было в советское время. Затем два года объемы жилищного строительства сокращались, немного приподнялись они лишь в 2011 году. Из всех крупных отраслей самая малоприбыльная -строительство, которое еще окончательно не оправилось после кризиса. Причина - недостаточное финансирование, высокие процентные ставки, в том числе по ипотеке, дороговизна жилья и т.д.
До сих пор не восстановились после кризиса объемы производства машин и оборудования - самой важной отрасли промышленности с перспективных позиций. Эта отрасль пострадала в кризис больше всех. Производство машин и оборудования сократилось на 32%, и пока еще эта отрасль не достигла своего докризисного уровня. В том числе в связи с этим в импорте немалую часть составляют машины и оборудование, которые замещают не произведенную продукцию отечественного машиностроения.
Без крупных инвестиционных кредитов у страны не может быть будущего. Насколько это понимается Центральным банком и банковским сообществом? Я не вижу энергичных мер, чтобы перейти от «коротких» денег, преобладающих в нашей экономике, к более «длинным» деньгам. Почему столь велика волатильность наших акций? А потому что в них мало вкладывается «длинных» денег, даже тех, которые есть в нашем народном хозяйстве.
Примерно в зо странах мира созданы фонды будущих поколений с «длинными» деньгами, в России это Фонд национального благосостояния в составе Стабилизационного фонда. Средства таких фондов повсеместно используются внутри страны. Россия - исключение. У нас имеющиеся в резервах «длинные» деньги вкладываются, как правило, в зарубежные ценные бумаги. Есть, пусть небольшие, накопительные пенсионные фонды, в которых тоже аккумулируются «длинные» деньги, но они, увы, не используются внутри страны. И не случайно фонды этих «длинных» денег при пересчете их в рублевом эквиваленте почти каждый год обесцениваются. Вот вам и денежно-кредитная политика!
Кто, как не Центральный банк, должен выступить инициатором значительного увеличения «длинных» денег в пассивах наших банков, где доля таких денег составляет проценты, а не десятки процентов, как в других странах? Надо поменять банковское законодательство и повернуть российские банки лицом к инвестициям. Эти вопросы, как и многие другие, банковское сообщество в достаточно острой форме ставило еще до кризиса, и не просто ставило, а прописало в своей программе «банкизации страны», которая так и не была претворена в жизнь.
Одна из причин того, что кризис 2009 года для России оказался таким глубоким, - слабость нашей банковской системы. Чтобы выжить в кризис, банки при попустительстве ЦБ и правительства в 1,5 раза повысили процентные ставки. Сделали все наоборот по сравнению с тем, что надо делать в кризис и что делали западные банки и стоящие за ними денежные власти.
В экономически развитых странах мира, прежде всего в США, фондовые рынки уже восстановили докризисные показатели и двинулись вверх, принося доход своим эмитентам и владельцам акций. В России фондовый рынок буксует, еле достиг 70% от докризисного состояния, в лучшем случае восстановится в 2014-2015 году. Это тоже следствие нехватки «длинных» денег, из-за отсутствия которых наш фондовый рынок в кризис упал в 4-5 Раз вместо 2-2,5 Раз' как это произошло с фондовыми рынками большинства других стран.
Надо все-таки извлечь урок из кризиса и переходить к новой кредитно-денежной политике, ориентированной на ускорение социально-экономического развития нашей страны.
Комментарии
2"отдавать за долги по юо млрд долларов" - скока-скока? "по сравнению с гоо8 годом ", "Примерно в зо странах " - ???
похоже на скан и преобразование в текст. Без проверки.
Впрочем, не хочется заниматься граммар-нацизмом. Особенно после того, как в одной из ежедневных газет я прочёл, что у одного политика любимый поэт - Марк Хайям. Количество ошибок в любом массовом издании возрастает с годами, видимо, происходит смена рабочего поколения. Чему учили, то и получили.