Интернет давно перестал быть факультативным каналом коммуникации и стал полноценным источником информации обо всех сферах общественной жизни. Государство не считаться с этим не может. Некоторые ведомства уже пытаются регламентировать веб-деятельность подчиненных им структур и, надо думать, скоро такая практика станет общепринятой. Центробанк стал одной из первых организаций, попытавшихся создать отраслевой веб-стандарт. Однако, как водится, первый блин вышел комом.
Принятые Центробанком еще в ноябре минувшего года "Рекомендации по информационному содержанию и оформлению web-сайтов кредитных организаций" были опубликованы в окончательной редакции лишь недавно. Итог полугодовой работы над документом таков: банки получили 8 советов по поводу того, как следует использовать веб-сайты для банковского обслуживания и 34 позиции, данные по которым должны быть представлены на сайтах.
В частности, банкам рекомендовано публиковать в сети информацию об учредителях и аффилированных лицах, информацию о временной администрации или конкурсном управляющем, о страховании банковских услуг, о наличии ограничений на деятельность банка. ЦБ также желает видеть на банковских сайтах сведения о лице, ответственном за полноту и достоверность публикуемых данных.
Соблюдение всех этих требований должно по логике вещей служить залогом информационной открытости банковских структур. Публикуемая на официальных страницах банков информация должна показывать, что банк надежен и прозрачен. Упор следует делать на надзорную информацию, а не на описания услуг банков.
Впрочем, подобные рекомендации во многом сродни забору от добрых людей. Заинтересованные в информационной открытости банк и без подсказок со стороны ЦБ публикуют все необходимые сведения. Прочие же могут необходимые данные на своих сайтах разместить, но сделать доступ пользователя к ним максимально неудобным. Достигается это просто: например, за счет сложной навигации на сайте или агрессивного дизайна, неприятного глазу.
Однако кое-какие плоды решение ЦБ все же принесет. Так, уже по внешнему виду сайта пользователь сможет составить представление о том, является ли банк структурой прозрачной или же предпочитает манипулировать поведением посетителей страниц при помощи дизайнерских и технологических ухищрений. Здесь, конечно, возможна оценка лишь в первом приближении. Но это все же лучше, чем ничего.
Некоторые банковские деятели негативно отзывались о документе, выпущенном Центробанком,
называя его "абсурдом" и полагая, что наличие "Рекомендаций"
будет лишь затруднять деятельность банков. Возможно, ЦБ подошел к задаче не
с того конца и в данном случае был бы более уместен не административный, а корпоративный
подход. Но в любом случае попытка принять отраслевой стандарт по оформлению
сайтов для самого ЦБ скорее плюс нежели минус. По крайней мере, он таким образом
засвидетельствовал твердое намерение обеспечить прозрачность банковского бизнеса.
И может быть, его попытки сделать это выглядят несколько неуклюже, но это -
простительно. Примеров абсолютно успешного регулирования интернет-деятельности
властными структурами в России пока нет и ориентироваться создателям "Рекомендаций"
особо не на что.
Начать дискуссию