Интернет-банкинг

«Альфа-Клик». Тест-драйв

Портал Банки.ру продолжает тестирование систем интернет-банкинга, претендующих на звание лучших в России. Нынешний обзор посвящен системе «Альфа-Клик», разработанной по заказу Альфа-Банка чешской компанией BSC Praha.

Портал Банки.ру продолжает тестирование систем интернет-банкинга, претендующих на звание лучших в России. Нынешний обзор посвящен системе «Альфа-Клик», разработанной по заказу Альфа-Банка чешской компанией BSC Praha.

Помимо автора статьи, IT-обозревателя портала Банки.ру Леонида Чурикова, в тестировании системы приняли участие редактор раздела «Интернет-банки» на портале Банки.ру Елена Сударикова, а также руководитель отдела реализации проектов и заботы о клиентах группы компаний «Комплето» (эксперт в области системного электронного маркетинга) Владимир Давыдов и ведущий консультант компании BSC (разработчик приложений для мобильного банкинга и интернет-банкинга) Денис Пащенко.

Альфа-Банк запустил систему интернет-банкинга в 2006 году, доверив разработку чешской фирме BSC Praha, с которой продолжает сотрудничать и сегодня. По массовости с системой «Альфа-Клик», которой регулярно пользуется порядка 2,5 млн клиентов Альфа-Банка, может соперничать только «Сбербанк ОнЛ@йн» с его приблизительно 3 млн активных пользователей.

Как рассказал Банки.ру директор по развитию электронных услуг Альфа-Банка Владимир Урбанский, с момента запуска «Альфа-Клик» радикальных изменений в интерфейсе или функционале системы не было. Но на 2012 год запланировано изменение дизайна приложений мобильного банкинга для смартфонов с операционной системой Android и устройств Apple iPad и iPhone.

Мобильному банкингу Альфа-Банк изначально уделял пристальное внимание и, впервые начав оказывать услуги владельцам телефонов еще в 2005 году, к 2012-му стал одним из лидеров по количеству приложений для мобильных устройств. В активе у банка есть работающие приложения для операционных систем iOS (Apple), Android, Symbian, Windows Phone 7. В настоящее время ведутся работы над еще одним приложением — для мобильной платформы Bada (собственная операционная система фирмы Samsung).

Еще одно приоритетное для Альфа-Банка направление в дистанционном обслуживании — сотрудничество с интернет-магазинами. Банк одним из первых начал налаживать отношения с онлайн-продавцами, чтобы те выставляли счета для оплаты через систему интернет-банкинга «Альфа-Клик», и к настоящему времени набрал порядка 2 тыс. таких партнеров.

Подключение

Открытие счета и подключение к системе интернет-банкинга в Альфа-Банке является стандартной процедурой, которая обычно занимает около 15 минут клиентского времени, не считая ожидания в очереди. Тем не менее в ожидании логина и пароля к системе «Альфа-Клик» автор обзора провел в офисе банка более полутора часов. О клиенте, судя по всему, забыли сразу же после заполнения им анкеты. Попытки напомнить о себе не приносили особого успеха — сотрудники советовали «сидеть и ждать». В итоге проблему решил один из менеджеров, который изначально помогал заполнять анкету, а затем удалился по своим делам. Удивившись, что в его отсутствие клиента не обслужили, сотрудник банка за десять минут уладил формальности и (после внесения через банкомат платы за «пакет услуг», куда включено в числе прочего и обслуживание в системе интернет-банкинга) выдал листок с логином и паролем.

К счастью для действующих клиентов Альфа-Банка, они могут подключаться к системе интернет-банкинга по телефону, сообщая оператору свое имя, номер карты, кодовое слово и номер мобильного телефона. Оператор назовет логин и вышлет СМС с временным паролем, который клиенту необходимо будет сменить при первом входе в интернет-банк.

Стоимость обслуживания

Формально подключение и обслуживание в интернет-банке бесплатное, но пользоваться сервисами «Альфа-Клик» можно, только если приобрести один из платных пакетов или хранить в банке определенную минимальную сумму (от 300 тыс. рублей). Пакеты отличаются ценой, в которую включено определенное количество доступных клиенту «бесплатных» дебетовых карт. Чем дороже пакет, тем выгоднее тарифы на операции в интернет-банкинге и выше ставки по депозитам.

Самым доступным считается пакет «Он-Лайф». Он обойдется в 669 рублей за год или в ежемесячные 59 рублей (при совокупном остатке на счетах до 90 тыс. рублей), или в 29 рублей (при остатке до 300 тыс. рублей).

Годовая плата за пакет «Класс» составляет 1 239 рублей (вне зависимости от минимальных остатков) или 129 рублей в месяц (при остатке менее 90 тыс. рублей) и 69 рублей (остаток до 300 тыс.). Если держать на счету более 300 тыс. рублей, плата за два вышеуказанных пакета услуг с клиентов не берется.

Ежегодная плата за пакет «Стиль» — 2 399 рублей. Можно платить помесячно — по 249 рублей (сумма остатков на счетах до 300 тыс. рублей) или по 129 рублей (остаток до 600 тыс.). При остатках свыше 600 тыс. рублей плата не взимается.

Пакет «Максимум», предполагающий, кроме прочего, VIP-обслуживание в отделениях, обойдется клиенту в 3 тыс. рублей в месяц — при остатках до 1,5 млн рублей. Если сумма на счетах окажется более полутора миллионов рублей, плату за пакет услуг «Максимум» банк не возьмет.

Пользователям кредитных продуктов Альфа-Банка доступен пакет «Базовый» с ежемесячной платой в 59 рублей. Онлайн-помощник на сайте банка рекомендует именно этот пакет услуг тем, кто отвечает «нет» на вопрос «Считаете ли вы, что за дополнительные услуги надо больше платить?».

Клиенты-зарплатники подключаются к «Корпоративному» пакету услуг.

Перейти на более низкий или более высокий пакет обслуживания можно в отделении. За понижение уровня сервиса банк взимает плату.

Услуга СМС-информирования платная — 59 рублей в месяц. Подключать данную услугу для получения на телефон одноразовых СМС-паролей пользователям системы «Альфа-Клик» не требуется.

Вход в систему

При клике на окошко пароля на экране автоматически появляется виртуальная клавиатура, которую при желании пользователь может игнорировать и вводить пароль с обычной.

После входа в систему пароль, выданный банком, требуется сразу же поменять. Логин изменить невозможно.

В настройках профиля клиент может указать необходимость введения дополнительного СМС-пароля при входе в интернет-банк или отказаться от защиты входа таким дополнительным паролем.

СМС-сообщений о входе в систему «Альфа-Клик» банк не высылает.

Время сессии, при отсутствии активности со стороны клиента, ограничено 15 минутами.

Функциональные возможности системы

Счета и вклады

В системе «Альфа-Клик» нет функционала для открытия счетов, но есть возможность открывать депозиты. Счет можно открыть по телефону или в отделении банка. Клиентам доступны три текущих счета (по одному в рублях, долларах и евро) и три накопительных («Мой сейф») в тех же трех валютах. Тем, у кого на счетах в общей сложности более 50 тыс. долларов, доступны еще два валютных счета — в британских фунтах и швейцарских франках.

В разделе «Мои счета» можно увидеть последние операции по счету и детальную информацию: остаток, заблокированные средства, полные банковские реквизиты и т. п. Среди счетов видны (в виде придуманных клиентом названий) и виртуальные, которые появляются при создании клиентом цели накопления в разделе «Мои цели» (например, «Накопить на дом»).

Процент на средства на текущих счетах не начисляется. На накопительный счет банк может начислить до 3% годовых в рублях или 1% в долларах и 1,3% в евро. Такая ставка будет, если купить пакет услуг «Максимум» и остаток на счете превысит 20 млн рублей, 800 тыс. долларов или 800 тыс. евро). Для пакетов «Он-Лайф» и «Класс» максимальная ставка составит 2,6% по рублевому счету, 0,8% — по долларовому и 0,9% по счету в евро. Для пакета «Стиль» максимальная ставка 2,8% по рублевому счету, 0,9% — по долларовому и 1,1% — в евро. Минимальная ставка при покупке пакетов «Он-Лайф» и «Класс» — 1,4% (рубли), 0,2% (доллары) и 0,3% (евро). Для пакета «Стиль» она составит 1,6% (в рублях), 0,3% (в долларах) и 0,5% (в евро). Для пакета «Максимум» — 1,8% (рубли), 0,4% (доллары), 0,7% (евро). Иначе говоря, чем дороже пакет услуг, тем выше ставка по накопительному счету.

Депозиты, как уже говорилось, в отличие от счетов можно открывать через интернет-банк. Клиентам доступно семь рублевых вкладов и по пять — в долларах и евро. Процентную ставку по депозиту клиент видит после того, как выберет валюту вклада, название депозита, укажет срок и сумму сбережений.

Карты

В разделе «Мои карты» представлена детальная информация по картам, история заказа карт, есть функции смены счета карты, получения выписки (максимум за три месяца), блокировки карты, а также выпуска обычных дебетовых или виртуальных карт.

Заявку на выпуск кредитной карты оформить через «Альфа-Клик» клиент не может — такая онлайн-операция доступна только с сайта банка.

Пользователи пакета услуг «Он-Лайф» могут бесплатно выпустить одну дебетовую карту. За выпуск остальных (как основных, так и дополнительных) придется заплатить. Пакет услуг «Класс» включает выпуск пяти карт, пакеты «Стиль» и «Максимум» — шести.

Выпуск виртуальной карты обойдется клиенту Альфа-Банка в 49 рублей. Такие карты доступны только клиентам, имеющим на руках хотя бы одну активную карту с физическим носителем. Виртуальная карта Альфа-Банка непополняемая, максимальная сумма на ней лимитирована тысячей долларов.

Виртуальную карту, как и обычную, можно блокировать через интернет-банк. Разблокировка проводится в отделении банка.

Ограничить сумму карточной трансакции в интернет-банке не получится. Это можно сделать по телефону.

Карточные переводы по номерам карт

В 2012 году банк ввел услугу карточных переводов по номерам карт. Сервис доступен не только в системе «Альфа-Клик», но и на сайте банка, а также в качестве дополнения к приложению мобильного банкинга (кроме приложения для Windows Phone 7).

Тарифы на карточные переводы

За перевод по номерам карт между собственными картами банк комиссии не берет, в других случаях комиссия составляет 0,5% (минимум 30 рублей) при переводе с карты стороннего банка на карту Альфа-Банка и 1,95% (минимум 30 рублей) при переводе с любой карты на карту стороннего банка. Сумма одной карточной трансакции, включая сумму комиссии Альфа-Банка, ограничена 15 тыс. рублей. Месячный лимит на переводы по номерам карт (включая комиссионные банка) — 75 тыс. рублей.

Особенности карточных операций

При переводе с карты на карту через «Альфа-Клик», в отличие от аналогичных переводов с сайта банка, не требуется вводить CVC-код карты отправителя.

В ходе тестирования совершить через «Альфа-Клик» карточный перевод по номерам карт с первой попытки не получилось. Средства с карт Сбербанка и банка «Траст» не отправлялись в силу того, что «карта отправителя не вовлечена в сервис 3D-Secure». С карты Альфа-Банка деньги ушли, но лишь со второй попытки. Сначала на экране появилось сообщение о невозможности совершения операции «по техническим причинам».

В ходе повторной операции средства были переведены в банк «Траст» в режиме реального времени.

Переводы

Сроки

В системе «Альфа-Клик» переводы (как рублевые, так и валютные) между своими счетами осуществляются, как правило, в режиме реального времени. На счет третьего лица в Альфа-Банке средства обычно поступают либо через несколько минут, либо в течение двух-трех часов с момента отправления.

На перевод в другой банк отводится от трех до пяти (максимум восьми) дней.

В ходе тестирования средства на счет в Сбербанке поступали в день отправления. Перевести деньги из Сбербанка также удавалось за несколько часов. При этом по регламенту средства из другой кредитной организации зачисляются на счет клиента Альфа-Банка не позднее дня, следующего за тем, когда средства были зачислены на корреспондентский счет. Исключение сделано для пользователей пакета услуг «Максимум»: здесь деньги с корсчета на счет клиента зачисляются мгновенно.

Лимиты

Переводы между своими счетами, в том числе конвертация, не лимитируются банком.

Переводы другому клиенту Альфа-Банка, также как и переводы на счет в другой кредитной организации, ограничены суммой в 100 тыс. рублей на одну трансакцию и таким же суточным лимитом.

Максимальная сумма валютного перевода, которую можно отправить в течение дня (или за один раз), составляет 155 тыс. в рублевом эквиваленте.

Использование «Альфа-Ключа» (приложение для смартфона, генерирующего пароли, подтверждающие платежные операции) без дополнительных реквизитов, то есть в случае, когда клиент запускает приложение «Альфа-Ключ» и сразу же кликает «сгенерировать пароль», вдвое уменьшает как лимит на одну операцию, так и дневной лимит, изначально установленный банком. Но «Альфа-Ключ», применяемый с вводом дополнительных реквизитов (приложение «подсветит», что именно дополнительно вводить — цифры из номера сотового, сумму перевода и т. д.), напротив, вдвое увеличивает стандартные лимиты на переводы и платежи.

«Альфа-Ключ» — платная услуга. С 9 июля по 9 октября 2012 года Альфа-Банк предлагает своим клиентам подключить ее за 10 рублей при годовом обслуживании в 199 рублей. Ранее стоимость подключения составляла 200 рублей, а годовое обслуживание — 299.

Тарифы на переводы

Переводы на счета в Альфа-Банке (собственные, а также третьих лиц, включая счета юридических лиц) осуществляются без комиссии.

За рублевые переводы в другой банк (для всех пакетов услуг) Альфа-Банк взимает 0,3% от суммы перевода (минимум 20 рублей, максимум 150).

За переводы в долларах и в евро в сторонний банк пользователям пакета «Базовый» придется заплатить 759 рублей, пользователям пакета «Он-Лайф» — 626, «Класс» — 629, «Стиль» — 459 рублей. В пакете «Максимум» комиссия за валютный перевод включена с цену пакета услуг.

На страничке перевода комиссия за операцию не отображается. Исключение сделано для переводов с карты на карту (по номерам карт), где комиссия высвечивается автоматически — после введения клиентом суммы перевода.

Ограничения

Валютные переводы доступны только в долларах США и евро.

Переводы с автоматической конвертацией в настоящее время недоступны (счет получателя должен быть в той же валюте, что и счет отправителя).

Переводы с кредитных счетов или кредитных карт (в том числе по номеру карты) в системе «Альфа-Клик» невозможны.

Платежи

У Альфа-Банка свыше 3 тыс. контрагентов — получателей платежей, с учетом тех, которые сотрудничают с платежной системой «Город» Челябинской и Новосибирской областей. При выборе региона «Москва» пользователям «Альфа-Клика» открывается около сотни иконок с названием фирм — контрагентов банка. В Санкт-Петербурге получателей, доступных в виде готовых шаблонов, порядка 50.

Переводы по шаблонам (в том числе на привязанные к счету в банке электронные кошельки и с таких кошельков на счет в банке) осуществляются в режиме реального времени. В «Альфа-Клике» клиент может указать шаблоны, которые он хочет использовать в приложении мобильного банкинга «Альфа-Мобайл» или в СМС-банкинге («Альфа-Чек»).

Клиенты могут оставить заявку на добавление организации в список контрагентов, представленных готовым шаблоном в системе «Альфа-Клик». Если за получателя проголосует необходимое количество пользователей, организацию вносят в список. Штрафы УГИБДД, которые пока недоступны в виде самостоятельного шаблона-оплаты, набрали наибольшее количество голосов в Московском регионе — 209. На втором месте Skype (168 голосов).

Автоплатежи (регулярные операции)

Платеж (также как и перевод) можно настроить как повторяемую операцию — «Автоплатеж». Его можно настроить как еженедельный (выбрав любой из дней недели), ежемесячный или исполняемый по конкретным датам. Такое регулярное платежное поручение можно никак не ограничивать по срокам исполнения, а можно установить количество повторов платежа или дату, до которой необходимо выполнять регулярные операции. Автоплатежи в «Альфа-Клике» можно создавать для переводов между своими счетами; обмена валюты; перевода другому клиенту Альфа-Банка; внешнего перевода и платежных операций (за связь, Интернет, коммунальные услуги, оплату страхования, покупку инвестиционных паев и т. д.).

За два дня до даты автоплатежа клиенту приходит СМС-напоминание о предстоящей операции. Эту функцию можно отключить, поставив галочку в соответствующем поле в детальной информации об автоплатеже.

Если автоплатеж не был исполнен по техническим причинам (например, не хватило средств на счете), то клиент получит СМС-уведомление о невыполнении операции.

Посредством автоплатежей через «Альфа-Клик» пока нельзя пополнять электронные кошельки или совершать платежи в бюджет.

Лимиты на платежные операции

Стандартный лимит на платеж составляет 15 тыс. рублей для одной операции и 20 тыс. рублей для платежей за день. Если платить по шаблону (и установить необходимость введения СМС-пароля при входе в интернет-банк), то платежи за сотовую связь, услуги интернет-провайдера или оператора коммерческого ТВ до 500 рублей не требуют подтверждения одноразовым СМС-паролем.

Оплата страховки ограничена суммой в 400 тыс. рублей в сутки.

Для пополнения электронных кошельков (в виде шаблонов доступны кошельки систем «Яндекс.Деньги», QIWI, WebMoney, RBC Money, «Деньги@Mail.ru») банк устанавливает специальные лимиты — 15 тыс. рублей на трансакцию (30 тыс. — для WebMoney) и 30 тыс. рублей в сутки. Для «Яндекса» банк установил дополнительный месячный лимит в 300 тыс. рублей. Для всех перечисленных кошельков, кроме QIWI, доступна функция привязки к банковскому счету.

Использование обычного «Альфа-Ключа» (приложения для смартфона, генерирующего одноразовые пароли) уменьшает в два раза дневной лимит на платежную операцию, использование же «Альфа-Ключа» с вводом дополнительной информации (приложение «подсветит», что именно вводить в качестве дополнительных реквизитов, например цифры из номера сотового или сумму перевода) — вдвое увеличивает дневной лимит.

Комиссии за платежи

Некоторые платежи облагаются комиссией, которая зависит от приобретенного клиентом пакета услуг. В частности, оплата услуг ЖКХ проводится для пакетов услуг «Он-Лайф» и «Максимум» без комиссии, а с пользователей пакетов «Класс» и «Стиль» банк взимает за подобную операцию по 29 рублей.

Особенности

В «Альфа-Клике» создан специальный раздел «Страхование», где клиент может приобрести полис ОСАГО (от фирмы «Альфа-Страхование») и страховку для выезжающих за рубеж.

Кредиты

Дистанционно подать заявку на получение кредита или кредитной карты можно с основного сайта банка, но не через систему «Альфа-Клик».

Приложения для смартфонов

Альфа-Банк к настоящему времени выпустил приложения для iPhone и iPad, устройств на платформе Android, смартфонов с ОС Windows Phone 7, ряда телефонов с операционной системой Symbian и тех, которые поддерживают работу банковского Java-приложения. В скором времени банк обещает запустить приложение для телефонов Samsung, где установлена корейская операционная система Bada. Разработчиком действующих приложений является компания Unreal Mojo.

Пользователям приложения мобильного банкинга, помимо просмотра баланса и детальной информации по счету, доступны оплата мобильного телефона и услуг интернет-провайдеров из списка «мобильного» меню, а также переводы и платежи по шаблонам из «Альфа-Клика».

До момента регистрации в мобильном приложении (ввода логина и пароля) клиентам доступна функция перевода с дебетовой карты на другую карту (как дебетовую, так и кредитную) по номеру карты. (Исключением является мобильное приложение для смартфонов с операционной системой Windows Phone 7, для которого пока нет указанной дополнительной функции). Услуга мобильного карточного перевода удобна тем, что не требует подключения к платному сервису мобильного банкинга «Альфа-Мобайл» и доступна не только клиентам Альфа-Банка. С другой стороны, определенные неудобства вызывает отсутствие сервиса перевода по номеру карты «внутри» мобильного приложения.

Приложение «Альфа-Мобайл» для планшетного компьютера iPad имеет еще один дополнительный раздел, в котором владельцев банковских карт Альфа-Банка информируют о скидках в ближайших, или выбранных ими самими магазинах. Для получения информации необходимо указать тип карты (Classic, Gold и т. д.).

Лимиты на операции через мобильное приложение

Для мобильного банкинга Альфа-Банк ввел лимиты на один платеж в 10 тыс. рублей и суточные ограничения в 15 тыс. рублей. Для оплаты страховки или покупки ПИФа лимит увеличен до 200 тыс. рублей.

Переводы между собственными счетами клиента Альфа-Банка, осуществляемые через приложение «Альфа-Мобайл», ограничены суммой в 600 тыс. рублей, а конверсионные операции — в 200 тыс. Мобильный перевод другому клиенту Альфа-Банка и произвольный внешний перевод (рублевый и валютный) ограничены лимитом в 50 тыс. рублей.

СМС-платежи в Альфа-Банке ограничены суммой в 3 тыс. рублей и 5-тысячным суточным лимитом, а переводы не должны превышать 25 тыс. рублей.

В июле 2012 года Альфа-Банк расширил функционал мобильного банкинга для нерезидентов. Им (и через «Альфа-Мобайл», и через «Альфа-Клик») стали доступны функционал переводов с карты на карту, заказ платежных банковских карт, смена счета карты, а также функция блокировки и разблокировки карты. Нерезиденты — пользователи «Альфа-Мобайла» могут совершать как внутренние (клиенту Альфа-Банка), так и внешние (в другой банк) переводы в рублях с помощью шаблонов «Альфа-Клика».

Цена мобильной услуги

«Альфа-Мобайл» — платный сервис, за который банк возьмет по 59 рублей в месяц с клиентов, оплативших пакеты услуг «Он-Лайф» и «Класс». Для тех, кто пользуется пакетом «Стиль», цена ниже — 29 рублей в месяц. Цена VIP-пакета «Максимум» включает в себя оплату услуги мобильного банкинга.

К мобильному сервису (в отличие от интернет-банкинга) можно подключиться, не покупая пакет услуг («Он-Лайф» и т. п.). Для клиентов, не оплативших ни один из пакетов услуг, но имеющих кредитную карту или депозит в Альфа-Банке, ежемесячная плата за мобильный банкинг составит 59 рублей.

Безопасность

Одной из ярких особенностей системы безопасности «Альфа-Клика» может считаться реализованный весной 2012 года проект запуска приложения для смартфонов «Альфа-Ключ», способного генерировать одноразовые пароли для подтверждения трансакций. Чтобы воспользоваться сервисом, клиенту необходимо обратиться в телефонный центр или отделение банка для подключения услуги. Сотрудник банка высылает ссылку на программу и выдает данные, с помощью которых необходимо активировать программу на мобильном телефоне. Приложение «Альфа-Ключ» может быть установлено на телефоны и смартфоны на базе платформ iOS, Android, BlackBerry, Windows Mobile и телефоны, поддерживающие Java.

Функция 3D-Secure (дополнительная защита платежей в онлайн-магазинах) реализована кредитной организацией и подключается клиентам автоматически.

К недостаткам информативности системы оповещений можно отнести то, что в СМС-сообщении с паролем, подтверждающем трансакцию, банк указывает неполные реквизиты получателя (в случае перевода в другой банк — имя получателя и последние четыре цифры номера счета, без указания банка).

Банк не страхует риски непосредственно в интернет-банкинге, но предлагает своим клиентам застраховаться от разных видов карточного мошенничества. Цена страховки составляет от 1 200 до 4 300 рублей в год и зависит от суммы страховой выплаты (от 100 тыс. до 300 тыс. рублей) и перечня страховых случаев.

Информативность и удобство использования

Интерфейс системы «Альфа-Клик» не перегружен, понятен и ориентирован на массового потребителя банковских услуг. Популярные операции продублированы в отдельном меню, чтобы клиент одним кликом мог перейти к платежам, переводам в другой банк и прочим распространенным трансакциям.

Ответы на большинство вопросов, возникающих при работе с системой, клиент может найти в справочных разделах, включающих статьи, демоверсии мобильных приложений и самой системы интернет-банкинга, а также специальные обучающие видеоролики. Это частично компенсирует неудобства, связанные с длительным временем ожидания ответов операционистов колл-центра.

Выписки по счетам и картам отображаются в режиме реального времени. Карточные выписки можно сохранять в CSV-формате, а выписки по счетам — еще и в форматах OFX и EasyFinance.ru.

Связь с банком

На соединение с оператором колл-центра в ходе тестирования уходило в среднем по одной-две минуты, но переключения на эксперта по конкретному сервису или продукту нередко приходилось дожидаться по пять, а иногда даже десять и более минут.

Выводы экспертов портала Банки.ру

Подход кредитной организации, позволяющий подключаться к системе интернет-банкинга только после оплаты комплексного пакета услуг, оставляет подсознательное ощущение платности сервиса. В такой ситуации невольно обращаешь повышенное внимание даже на незначительные сбои и подвисания «Альфа-Клика», которые в случае использования аналогичного «условно бесплатного» интернет-сервиса от другой организации, возможно, не вызвали бы и тени раздражения.

При развитии дистанционных сервисов Альфа-Банк ориентируется не на самых продвинутых в технологическом или финансовом плане клиентов, а на нужды большинства. Отсюда понятный «народный» язык интерфейса и наличие в функционале не просто потенциально востребованных операций, а тех, массовый спрос на которые наблюдается в настоящее время (в том числе интеграция с электронными кошельками и интернет-магазинами и т. п.). У ориентации на массовый вкус есть и негативные стороны. Отдельный сервис не будет запущен, пока его не одобрят народные массы. Пример — отсутствие возможности оплачивать штрафы УГИБДД (через специальные шаблоны).

Альфа-Банк, очевидно, не стремится строить ни интернет-банкинг, ни мобильный банкинг исключительно в имиджевых целях. Чувствуется, что здесь Интернет — реальный канал обслуживания клиентов. Отсюда плюсы — отсутствуют сервисы, запущенные для галочки и не работающие по-настоящему. С другой стороны, клиента не покидает ощущение, что за любое удобство ему приходится платить. И здесь нельзя не упомянуть о заторможенности колл-центра, в который по разным причинам приходится обращаться пользователям системы интернет-банкинга.

Комментарий Дениса Пащенко 

«Альфа-Клик», на мой взгляд, — одно из успешных ДБО-решений в Европе конца прошлого десятилетия. Сегодня его интерфейс уже уступает современным web2.0 интернет-сервисам в своей яркости, но достигнутое удобство проведения трансакций и наращенный за годы развития функционал остаются, наверное, самыми впечатляющими в России.

Из недостатков, которые заметны опытному пользователю, можно выделить:

1) минимум графического представления данных, преобладание таблиц и списков;

2) отсутствие персонализации интерфейса пользователя;

3) недостаточная адресность и персонализация контекстной рекламы.

Конечно, такие недостатки можно найти, сравнивая систему с достойными аналогами из Европы и США, но все же слабости присутствуют.

Выделю также преимущества решения, достойные, с моей точки зрения, конкуренции не только на российском, но и на мировом рынке:

1) эргономика проведения трансакций и навигация по системе. Кто-то скажет — «запутанно и избыточно», а я скажу, что с таким широким функционалом — очень достойно;

2) цепочки для кросс-продаж. При проведении обычных операций система рекомендует другие возможности для пользователя. Да, это — скрытая продажа, но сделано хорошо;

3) ну и, конечно, функционал — очень много возможностей, в том числе уникальных для российского рынка.

Возможно, рядовой пользователь «Альфа-Клика» не воспользуется и половиной его функций за весь срок эксплуатации, но в решении чувствуется стремление авторов собрать в данном электронном канале очень разных клиентов. Это вполне в стиле Альфа-Банка.

Комментарий Владимира Давыдова

Трудно анализировать продукт, который регулярно используешь уже больше трех лет — в свое время именно наличие «Альфа-Клика» послужило для меня главным поводом выбрать «Альфу», а не другие банки. Тем не менее постараюсь быть объективным.

Юзабилити

Большинство страниц корректно отображаются на экранах шириной от 1 024 пикселя, однако некоторые из них требуют не меньше 1 280 пикселей. Возможно, это продиктовано спецификой предоставляемой информации, которую не удается втиснуть в небольшое пространство без потерь в читаемости. При этом «Альфа-Клик» имеет большую рабочую область, которая хорошо отделена от сквозных элементов.

Навигация по банку реализована с помощью двух вертикальных меню, разделенных на логические блоки. Вложенность элементов понятна и логична. На верхний уровень навигации в отдельных блоках вынесены наиболее популярные платежи (мобильная связь, ЖКХ, услуги интернет-провайдеров, электронные деньги) и переводы (между счетами, в бюджет РФ, в другой банк).

В дополнение к основным навигационным блокам пользователь может определить свое местоположение по «хлебным крошкам», которые отображаются над заголовком раздела.

Поля форм содержат ссылки на подсказки, которые поясняют содержание каждого из них. Однако подсказки выводятся не непосредственно на странице с полями, а собраны в особом разделе, что является не самым удобным решением.

В качестве персонализации интерфейса существует возможность добавления ссылок на наиболее важные шаблоны платежей в блок «Избранное».

Функционал

В качестве дополнительной опции для пользователей, которые хотят накопить деньги на какую-то покупку, «Альфа-Клик» предлагает возможность откладывать денежные средства с помощью инструмента «Мои цели».

Для пользователей, желающих взаимодействовать с интернет-банком через мобильный телефон, есть возможность подключить услугу «Альфа-Мобайл», которая позволяет удобным способом проводить некоторые операции с телефона: получать информацию по счетам, оплачивать мобильную связь, делать переводы между счетами.

Для ряда периодически выполняемых денежных операций можно настроить автоплатежи.

При рассмотрении «Альфа-Клика» с точки зрения юзабилити после трехгодичного его использования общее впечатление о нем не изменилось — добротный продукт, который и по сей день остается одним из лучших интернет-банков.

Начать дискуссию