Экономика России

Грек на душу

Не знаю, как вы, а я очень хочу, чтобы Россия стала обычной европейской страной.

Не знаю, как вы, а я очень хочу, чтобы Россия стала обычной европейской страной. Причем желательно не восточно-, а западноевропейской. Не географически, разумеется, а по стандартам жизни, политической системе и общей атмосфере. Я даже уверен, что это в принципе возможно — вопреки нашей великой истории и стабильной, как пульс покойника, современности.

Первое, что для этого надо сделать, — послушать, наконец, дедушку Бисмарка. Канцлер — объединитель Германии утверждал: «Только дураки учатся на своих ошибках, умные учатся на ошибках других». Это присказка, а сказка будет впереди.

Одна из крупнейших финансовых корпораций мира Citigroup с некоторых пор внутри текущих прогнозов развития экономической ситуации в еврозоне делает свои ставки на выход Греции из зоны евро. В июльском докладе, озвученном главным экономистом Citigroup Уильямом Буйтером, вероятность выхода Эллады из зоны евро оценена в 90% — самый высокий показатель за все время наблюдений, как любят говорить метеорологи. Для сравнения: в мае банк оценивал эту вероятность в 50—70%. Буйтер назвал и сроки: это может случиться в ближайшие 12—18 месяцев, но скорее всего — в «ближайшие два-три квартала». Есть даже день икс — 1 января 2013 года. Согласно базовому сценарию Citigroup, «ослабление экономики и снижение финансовых рынков на периферии Европы продолжатся, провоцируя возобновление рецессии в еврозоне, которая продлится до конца текущего года и в следующем году». При этом, по версии американского банка, Испания с Италией еще до конца 2012 года запросят финансовой поддержки всей своей экономики, а не только денег для спасения банков.

На этом фоне международное рейтинговое агентство Moody`s поставило на пересмотр кредитные рейтинги трех, вероятно, самых экономически благонадежных членов Евросоюза — Германии, Нидерландов и Люксембурга. Прогноз ухудшен со «стабильного» на «негативный», хотя сам рейтинг остался наивысшим из всех возможных — «ААА».

Первые попытки поставить под сомнение прочность экономики Германии не связаны собственно с германской экономикой. Она продолжает расти, пусть и очень скромными темпами (0,5% в первом полугодии). Просто появились опасения, что у Германии «надорвется пупок» спасать Грецию, Португалию, Испанию, Италию и другие страны еврозоны, которые рискуют присоединиться к списку экономических аутсайдеров Старого Света.

Германия страстно хотела масштабной европейской интеграции. Она была главным драйвером превращения безналичных и в значительной степени фиктивных ЭКЮ, ходивших в Евросоюзе до 1998 года, в полноценную региональную валюту евро. Она активно сватала в свой валютный союз государства вроде Португалии с Грецией, которые на наших глазах постепенно превращают зону евро в нечто близкое нашему русскому пониманию слова «зона».

Рубль нынче тоже постоянно лихорадит от европейских новостей. Он болтается из стороны в сторону вслед за нефтью, которая, в свою очередь, реагирует на приближающиеся или отдаляющиеся грозовые раскаты нового глобального кризиса.

И вот тут мы должны уберечь себя от роковой ошибки. Начиная с кризиса 2008 года российские чиновники упрямо озвучивают идею превращения рубля в региональную валюту — этакий аналог евро для части бывших советских республик. Собственно, игра в единую валюту с Белоруссией у России началась еще в середине 90-х годов прошлого века. От этой авантюры уберегло только упрямство Лукашенко, который настаивал, что у союзного рубля должно быть два эмиссионных центра: чтобы Минск печатал рубли наравне с Москвой.

Не надо превращать рубль в региональную валюту. Даже цель такую ставить не надо. Прежде всего, к этому не готова сама российская экономика, испытывающая наркоманские ломки при малейшем колебании мировых цен на энергоносители. Но даже если бы российская экономика была сопоставима с германской, все равно очевидно, что страны, которым рубль гипотетически мог бы заменить национальные валюты, куда слабее нынешних государств — могильщиков евро.

России в ее сегодняшнем состоянии категорически противопоказано брать на себя повышенные социалистические или капиталистические финансовые обязательства. Конечно, можно подбросить деньжат главному инвестору отечественной экономики Кипру или содержать на свои кровные крошечную нищую Южную Осетию. Тем более что абсолютную лояльность, как показывает практика наших денежных отношений с Белоруссией, Киргизией или Таджикистаном, все равно не купишь. А искусственно ваять «зону рубля» по образу и подобию зоны евро — верный путь к усугублению отставания России от лидеров мировой экономики. Послушайте Бисмарка: этот мужчина с моржовыми усищами знал, что говорил.

Начать дискуссию