Портал Банки.ру продолжает тестирование систем интернет-банкинга, претендующих на звание лучших в России. Нынешний обзор посвящен системе «Интернет-банк» «Русского Cтандарта».
Помимо автора статьи, IT-обозревателя портала Банки.ру Леонида Чурикова, в тестировании системы приняли участие редактор раздела «Интернет-банки» на портале Банки.ру Елена Сударикова, заместитель директора компании Qulix Systems (специализируется на разработке и тестировании программного обеспечения) Валерий Тихонович, ведущий консультант компании BSC (разработчик приложений для мобильного банкинга и интернет-банкинга) Денис Пащенко и директор по производству компании ADV/web-engineering (эксперт в области банковских интернет-решений) Юрий Гугнин.
Система интернет-банкинга «Русского Стандарта», получившая название «Интернет-банк», была запущена в 2007 году. Разработчиком первой и всех последующих версий системы является сам банк.
На момент запуска клиенты могли получить через Интернет лишь информационный сервис, без возможности совершения операций. Полноценный функционал «Интернет-банка», в котором появились внутренние и внешние переводы, оплата услуг различных получателей, оформление вкладов, кредитов, был запущен в 2009 году. Одновременно был проведен редизайн сервиса, существенно переработаны разделы и меню.
Мобильный банк для платформы Java был разработан в том же 2009-м одновременно с запуском новой версии «Интернет-банка». Разработчиком мобильного приложения стала компания «Эксклюзив-процессинг» (simpls.ru). Позднее при ее участии были выпущены мобильные приложения для платформ Windows Mobile (2009), iOS (2009) и Android (2010). На момент выхода указанных приложений у пользователей существовала возможность просмотра состояния одного счета, «привязанного» к мобильному банку, а также проведения переводов по номеру телефона, по номеру карты, оплаты по шаблону, сохраненному в «Интернет-банке», платежей по готовым шаблонам (за телефон, Интернет и т. д.), выпуска виртуальной карты и геолокации. Последний, геолокационный сервис отображает не только ближайшие объекты банка — офисы, банкоматы, терминалы, но и торговые точки, предоставляющие скидки владельцам карт «Русского Стандарта».
В 2012 году вышла революционная (как ее называют в «Русском Стандарте») версия приложения «Мобильный банк» для платформ iOS, Android, а также Windows Phone. В этой версии пользователям стала доступна информация по всем счетам, открытым в банке (в том числе по вкладам и кредитам), появились переводы между своими счетами и мини-выписки по картам.
К 2012 году банк набрал 1 млн 829 тыс. 628 пользователей интернет-сервиса.
В ближайшее время банк планирует выпустить очередное мобильное приложение и еще больше расширить функционал «Интернет-банка»: сделать доступными демодоступ в систему, автопролонгацию и досрочное закрытие вкладов, операции по увеличению лимита карты, настройке расходных лимитов, перевыпуску и блокировке карт, а также по покупке паев ПИФов и отображению информации о них. В более отдаленной перспективе банк намерен провести глобальный редизайн «Интернет-банка», встроив в нее систему учета и планирования личных финансов.
Подключение
Подключиться к «Интернет-банку» «Русского Стандарта» можно (при наличии любой активной рублевой карты банка) в отделении, а также получив карту «Банк в кармане» (БВК) в самом банке или в одном из 2 5 магазинов-партнеров. При получении БВК возможность подключиться к системе появляется сразу после активации карты.
У автора обзора улаживание формальностей, необходимых для подключения к «Интернет-банку», заняло около получаса: во многом благодаря опытным клиентам «Русского Стандарта», которые помогли разобраться со стандартами обслуживания в электронной очереди. Дело в том, что утром очередь в отделении банка отсутствовала, но в выданном терминалом талончике значилось, что впереди стоят невидимые шесть клиентов. Прошло несколько минут, за которые ни на экране табло «электронной очереди», ни в операционном зале ничего не поменялось. Несколько присутствовавших операционистов продолжали колдовать над своими компьютерами. «Подойди, спроси, может, кто свободен, чего ждать-то?» — посоветовал вошедший вслед за автором обзора клиент. По мнению опытных посетителей российского банка, сидеть и ждать, пока номерок «электронной очереди» высветится на экране — не русский, а американский стандарт.
Благодаря дельному совету к операционисту удалось пробиться сразу, избежав ожидания в загадочной электронной очереди. Поинтересовавшись причиной визита, сотрудник приступил к оформлению документов.
Процедуру подключения к системе дистанционного обслуживания можно сократить с получаса до десяти и даже пяти минут, если нет необходимости получать и активировать банковскую карту и, как следствие, изучать соответствующий договор. Карты «Банк в кармане» в «Русском Стандарте» выдаются парами. Вторую рекомендовано отдать близким или использовать для интернет-покупок. В договорах на получение карт прописаны и условия кредитования, даже если клиент об этой услуге не просит и заказывает дебетовую карту без овердрафта. «Это на случай, если позднее вы захотите воспользоваться кредитными средствами», — пояснил сотрудник банка.
Стоимость обслуживания
За подключение к сервису интернет-банкинга и к услуге «Мобильный банк» «Русский Стандарт» денег не берет. Отсутствует и плата за абонентское обслуживание.
Дебетовые карты «Банк в кармане» выдаются в момент заключения договора на дистанционное обслуживание и также без взимания дополнительной платы.
СМС-информирование — платный сервис (50 рублей в месяц). Услуга привязывается к конкретной карте: то есть за указанную сумму СМС-уведомления будут приходить по операциям, связанным с номером одной карты.
Бесплатно СМС-информирование предоставляется владельцам карточек (в том числе — кредитных) категории Gold, кроме владельцев золотых карт «Банк в кармане», которым придется платить по обычному тарифу — 50 рублей в месяц.
Вход в систему
Логин и пароль к «Интернет-банку», а также отдельный пароль для доступа к мобильному банку кредитная организация присылает в виде СМС-сообщений — на номер телефона, указанный в приложении к договору.
При первом же входе в «Интернет банк» выданный изначально пароль нужно сменить. Логин также можно изменить, но уже по желанию.
Пароль для «Мобильного банка» в обязательном порядке менять не требуется, но при необходимости клиент может обновить его прямо на сайте банка, зайдя в раздел «Мобильный банк» и далее в «Личный кабинет». В этом же разделе клиент может запросить новый APIN — четырехзначный код, необходимый для подтверждения операций, осуществляемых через «Мобильный банк».
Функциональные возможности системы
Счета и вклады
Открывать текущие счета через «Интернет-банк» нельзя, для этого придется идти в отделение.
Депозит, напротив, можно открыть в онлайн-режиме. Функция онлайн-закрытия вклада пока не введена, но банк рассчитывает запустить ее до конца текущего года.
Процентные ставки на депозиты, доступные в «Интернет-банке», выше, чем у аналогичных продуктов, оформляемых в отделении банка, на 0,5%.
Карты
Через «Интернет-банк» или мобильное приложение «Русского Стандарта» можно бесплатно выпустить пополняемую виртуальную карту (через банкомат — непополняемую). Положить на нее можно от 100 до 15 тысяч рублей. Срок действия такой карты — полгода.
Обычные карты (ни дебетовые, ни кредитные) через интернет-банк в настоящее время заказать нельзя. Ввести такой функционал, как и возможность онлайн-блокировки карт, банк собирается в 2012 году.
В «Интернет-банке» есть услуга карточных переводов по номеру карты. При переводе через мобильное приложение на карточку «Русского Стандарта» (клиенту с подключенной услугой «Мобильный банк») вместо номера карты можно указать телефонный номер.
На остаток на карточном счете карты «Банк в кармане» начисляется от 5% (если в течение месяца картой оплачено товаров и услуг на сумму менее 3 тыс. рублей) до 10% (если сумма месячных расходов достигла 10 тыс. рублей).
Переводы
В «Интернет-банке» есть возможность для проведения рублевых и валютных переводов.
Переводы кредитных средств со счета на счет не предусмотрены. Но через «Интернет-банк» и мобильные приложения можно переводить кредитные средства по номеру карты.
С карты на карту можно перевести средства держателям карт Visa, MasterCard и American Express, причем как самого «Русского Стандарта», так и сторонних банков. В том числе на карты, эмитированные иностранными кредитными организациями. За переводы сторонним банкам «Русский Стандарт» взимает плату.
Сроки
Деньги между своими счетами в «Русском Стандарте» в ходе тестирования удавалось перевести в среднем за пять-десять минут. Официальный срок, отведенный банком на такие операции, — 24 часа.
Переводы в другие банки «Русский Стандарт» выполняет текущим днем, если заявка оформлена до 18:00, и следующим, если заявка оформлена позднее.
Перечисления с карты на карту «Русского Стандарта» (по номерам карт) в ходе тестирования проходили практически мгновенно. На карты других банков деньги поступают в среднем за три дня.
Средства, отправленные со счета в Сбербанке, поступили на счет в «Русском Стандарте» на следующий день.
В процессе изучения листа выполнения онлайн-заявок в списке переводов между собственными карточными счетами были замечены «внеочередники» — трансакции, которые по какой-то причине переходили из состояния «приняты в работу» в состояние «успешно обработаны» прежде поданных ранее.
Лимиты
Онлайн-переводы между счетами клиента, в том числе конвертацию, «Русский Стандарт» не ограничивает.
Для переводов на счета других лиц (как физических, так и юридических), в том числе в других кредитных организациях, банк установил дневной лимит в 150 тыс. рублей. Валютные внешние переводы ограничены аналогичной суммой (пересчет осуществляется по курсу банка).
Тарифы
Внутрибанковские переводы (в том числе конвертация) и по номерам счетов, и по номерам карт, и по номеру мобильного телефона комиссией не облагаются.
Владельцы карт «Банк в кармане» могут без комиссии переводить средства по реквизитам в другие кредитные организации. Комиссии на переводы со счета на счет для владельцев других карт «Русского Стандарта» зависят от тарифа конкретной карты и могут составлять от 0,5% до 2%.
Переводы по номерам карты (на карты сторонних банков) в интернет-банке «Русского Стандарта» облагаются комиссией. За карточные переводы в другой банк собственных средств взимается 0,5% (минимум 50 рублей). За аналогичный перевод кредитных средств — 4,9%. За пополнение карт иностранных банков комиссия еще выше — 2% (минимум 200 рублей) — за перевод собственных средств, 5,9% — кредитных.
За переводы на счета абонентов системы PayPal (их можно делать по номеру электронной почты) банк взимает 1%, если переводить собственные средства, и 4,9% — при перечислении кредитных средств.
За участие в программе «Защита от мошенничества» банк берет ежемесячную комиссию в размере 50 рублей. Программа включает страхование от мошенничества через банкоматы и терминалы, онлайн-мошеннничества, несанкционированного использования карты, ограбления при снятии наличных. Банк обещает выплачивать до 12,5 тыс. рублей по каждому из перечисленных случаев.
За зачисление валюты со счетов в других банках взимается сумма, эквивалентная 180 рублям.
Платежи
Сроки платежей
Платежи контрагентам, для которых в «Интернет-банке» есть готовые шаблоны, проводятся в режиме реального времени.
Платежные лимиты
Банк ограничивает один онлайн-платеж суммой в 15 тыс. рублей и дневным лимитом в 150 тыс.
Особенности выбора получателя платежа
При оплате через «Интернет-банк» клиент может выбрать тип услуги (сотовая связь, квартира, телевидение, Интернет или же все услуги) и в итоге получит список получателей, для которых у банка имеются готовые шаблоны. Перечень получателей не фильтруется автоматически по региону, в котором клиент обслуживается или находится в данный момент. Если вручную указать город, можно получить неожиданный результат — система, судя по всему, оставит не все организации, которые предоставляют услуги в указанном регионе, а лишь те, которые не предоставляют услуг в других местах. Это приводит к чрезмерному сокращению списка шаблонов. Так при выборе Москвы из сотовых операторов остается только один — «Скайлинк Москва», а из интернет-провайдеров — New Line Telecom. В такой ситуации получателей (в разделе «Платежи») проще всего находить не по региону, а по названию, вбивая его в окошко поиска.
Электронные кошельки
«Русский Стандарт» создал собственный электронный кошелек. Его можно пополнять с карты любого банка (без комиссии). Но за вывод денег с кошелька придется отдать 2% — если перекидывать средства на счет в «Русском Стандарте», 3% — при переводе в другой банк.
Помимо собственного банковского электронного кошелька, через «Интернет-банк» по готовым шаблонам можно пополнять кошельки систем PayPal, «Яндекс.Деньги», WebMoney, RBC Money и «QIWI Кошелек».
Кредиты
Через «Интернет-банк» можно подать онлайн-заявку на получение потребительского кредита (от 30 тыс. до 300 тыс. рублей). Срок ее рассмотрения — от 15 минут до одного рабочего дня.
Заявку на выдачу кредитной карты можно подать только с основного сайта банка. Но есть функционал для подачи заявки на увеличение кредитного лимита по карте.
Через «Интернет-банк» за 150 рублей можно приобрести кредитный отчет собственного Бюро кредитных историй «Русского Стандарта». В отчете банк указывает информацию о полученных кредитах, выплатах по ним, а также о том, какие внешние организации интересовались кредитной историей клиента.
Приложения для смартфонов
«Русский Стандарт» относится к тем немногим банкам, которые выпустили приложение для смартфонов с операционной системой Windows Phone 7.5. Помимо такого приложения, у кредитной организации есть отдельный «Мобильный банк» для платформ Android и iOS. В последнем случае требуется операционная система iOS версии 5.0 и выше. При этом «полноэкранного» приложения под большой экран планшетного компьютера iPad в Apple Store обнаружить не удалось.
В ходе тестирования мобильных переводов не удалось перекинуть средства с карты на карту, когда вместо номера карты получателя указан номер мобильного телефона. Данная услуга доступна для отправки средств на карты «Русского Стандарта», привязанные к «Мобильному банку». Попытки были предприняты с мобильных устройств с тремя операционными системами, для которых у «Русского Стандарта» есть специальные мобильные приложения, но каждый раз система выдавала ошибку: «невозможно обработать ответ банка». Вместе с тем прочие мобильные платежи (в том числе с карты на карту по номеру карты) и переводы по шаблонам, созданным в интернет-банке, проходили успешно. В службе технической поддержки приняли заявку на проблему с переводами, но не смогли объяснить причину недоступности операции.
Безопасность
Вводить логин и пароль при входе в «Интернет-банк» можно как с обычной, так и с виртуальной клавиатуры.
К особенностям системы интернет-безопасности «Русского Стандарта» можно отнести разнообразие способов восстановления забытого пароля. Его можно получить на сайте банка (указав пятизначный цифровой код из договора), через автоматическую голосовую службу IVR, оператора колл-центра или в отделении.
В целях повышения безопасности с мая 2012 года банк начал осуществлять проверку идентификатора сим-карты клиента. В случае ее замены (при сохранении номера телефона) клиенту нужно уведомить банк, чтобы иметь возможность получать одноразовые пароли.
Время сессии при отсутствии активности со стороны клиента банк ограничивает 8 минутами. О возможном завершении сеанса работы банк уведомляет клиента за минуту до отключения, чтобы у того была возможность проявить активность и продолжить работу в системе.
Функция 3D Secure (защита дополнительным паролем операций по оплате покупок в интернет-магазинах) подключается клиентам автоматически.
В СМС-сообщении о входе в «Интернет-банк» указано не только время входа и IP-адрес компьютера, с которого залогинился пользователь, но и использованный при этом интернет-браузер.
Информативность и удобство использования
Перенастроить интерфейс «Интернет-банка» под себя клиент не может. Разработчики постарались учесть интересы большинства клиентов и вынесли на главную страничку наиболее популярные операции («Перевести деньги», «Оформить вклад», «Оплатить кредит», «Конвертировать»), а также информацию по картам, шаблоны платежей и последние платежи и заявки на выдачу кредита.
К сожалению, в системе интернет-банкинга не видна информация по картам, срок действия которых закончился. Это создает очевидное неудобство клиентам, у которых осталась задолженность по кредитке с истекшим сроком годности.
Данные по операциям (доступные в виде выписки) в интернет-банке хранятся вне зависимости от срока давности. Это плюс, но выписки банк формирует раз в месяц, а по операциям, прошедшим после момента формирования последней выписки, запросить через интернет-банк дополнительный отчет нельзя.
Информация о средствах, положенных на счет через отделение или банкомат, обновляется на следующий рабочий день.
Услуга СМС-информирования подразумевает получение информации только по операциям, где задействован номер карты, привязанной к услуге. По переводам с использованием банковских реквизитов банк сообщения не отправляет.
«СМС-сервис» можно подключать и отключать с помощью функционала интернет-банка. Есть также возможность изменять номер мобильного телефона для получения СМС-уведомлений (но не одноразовых СМС-паролей. Последние жестко привязаны к номеру, указанному клиентом в отделении банка).
Связь с банком
У банка имеется отдельный номер для связи со специалистами по дистанционному обслуживанию. В ходе тестирования дозваниваться по этому номеру удавалась в течение одной-двух минут.
В интернет-банке есть возможность для общения с банковским специалистом по видеосвязи. Контакт устанавливается быстро, при этом качество звука оставляет желать лучшего, поэтому после нескольких сеансов связи желание объясняться с банковскими специалистами по видеомесседжеру пропадает. Кроме того, при включении режима видеозвонка исчезает возможность просматривать информацию в системе интернет-банкинга.Из-за этого сложно отвечать на уточняющие вопросы банковского специалиста, касающиеся данных, которые клиент, имей он такую возможность, мог бы сверить в системе ДБО.
Помимо видеосвязи, клиент может написать банку текстовое сообщение. На вопросы, заданные в процессе тестирования, сотрудники отвечали хотя и не в режиме реального времени, зато развернуто и по существу.
Выводы экспертов портала Банки.ру
В сравнении с интерфейсом «Мобильного банка», «Интернет-банк» «Русского Стандарта» кажется несколько несовременным. Этот контраст говорит, с одной стороны, о несовершенстве интернет-сервиса, с другой — о продвинутости мобильного приложения.
Отсутствие комиссий за внешние переводы, а также начисление процентов на остаток на карточном счете и возможность переводить средства как по банковским реквизитам, так и с карты на карту делают интернет-сервис «Русского Стандарта» привлекательным для миллионов. При этом для большинства клиентов уже сейчас достаточно возможностей, имеющихся в мобильном банковском приложении. На компьютере им придется, главным образом, настраивать собственные шаблоны для платежей и переводов.
Такой подход говорит, с одной стороны, о правильном направлении, в котором движется банк, ведь эра мобильных платежей и переводов не за горами. Но тем более странными кажутся очевидные недочеты «настольного» «Интернет-банка», такие как невозможность оперативного заказа выписки за произвольный период, отсутствие данных по картам с истекшим сроком действия (с не погашенными кредитами по ним), а также разбросанные по разным разделам тарифы, невозможность устанавливать лимиты по расходным операциям в режиме онлайн и тому подобное. Судя по заявлениям банка, перемены не за горами и связаны они, очевидно, с тем, что клиенты переходят из разряда получателей кредитов и «владельцев» кредитных карточек в «пользователей» различных банковских продуктов. А пользование подразумевает в первую очередь онлайн-удобства.
Комментарий Юрия Гугнина
Понравилось, что при первой попытке оплаты телефона банк предлагает сохранить шаблон на будущее и сразу же дает возможность поместить этот шаблон на главную страницу интернет-банка. К сожалению, настроить автоматическую оплату сотовой связи по графику не удалось (видимо, этого функционала пока нет), зато удобно автоматизированы внешние и внутренние переводы средств со счета на счет. Правда, функция календарного настраивания таких переводов в интерфейсе не совсем очевидна, стоило бы сделать на ней акцент. Кроме того, мы не смогли понять, как привязать к СМС-банкингу проведение наиболее частых операций — хотя бы оплату той же сотовой связи или просто описанных в шаблонах платежей. Похоже, что клиентам «Русского Стандарта» все-таки иногда приходится заходить в свой «Интернет-банк», чтобы совершать некоторые простые операции.
Вторая по частоте операция — получение выписки по счету — делается легко. Удобно, что список ссылок на активные счета находится прямо на главной странице и выписку фактически можно получить в один клик.
Из дополнительных функций есть возможность быстро открыть кредит или депозит, для этих операций есть простые помощники подбора, формы для заявки и последующий контроль их выполнения — тут придраться особо не к чему.
Также стоит отметить простоту моментальных переводов на другие карты, в том числе за границу — достаточно только указать номер карты.
В целом интерфейс интернет-банка «Русского Стандарта» довольно приятный и простой — на страницах легко найти нужную информацию, всегда есть ссылки на инструкции и ответы на часто задаваемые вопросы.
Если подвести итог, за интерфейс полной версии мы поставим плюс — он легкий, современный и простой, в нем много подсказок для заблудившихся пользователей. В наборе функций очень хотелось бы увидеть привязку к СМС-банкингу и сделать более явной постановку выполнения шаблонных операций на таймер. Ну и, конечно же, полезно иметь работающую браузерную мобильную версию для тех, у кого не iPhone и не Android.
Комментарий Валерия Тихоновича
Из общих плюсов стоит отметить интеграцию с платежной системой PayPal, наличие функционала для выпуска виртуальных карт, «Видеоконсультанта», контекстную помощь в виде роликов — это удобно. Есть также возможность расчета графика платежей и широкие возможности по удаленному оформлению продуктов (карты, кредиты, вклады).
К общим минусам я бы отнес отсутствие возможности заблокировать карту и настраивать лимиты, ограниченные возможности по настройке регулярных платежей (при выборе варианта еженедельного перевода предлагает его делать только в конкретный день, который соответствует текущему дню (например, в четверг). Кроме того, в списке операций по карте нет возможности фильтровать данные, а находясь на форме карты, невозможно выполнить операции (оплата, перевод и прочее). При совершении операции нет данных о комиссии. В разделе «Переводы» при выборе пункта «Увеличение лимита пополняемой предоплаченной карты» почему-то открывается страница «Перевод по номеру карты».
Интерфейс системы оставил довольно тяжелое впечатление. Поначалу казалось, что восприятие немного притупилось после анализа предыдущих банков, однако ни вторая, ни третья попытки подстроиться под логику системы не дали результата — организация информации очень сложна для восприятия. Я так и не смог понять логику структуры меню, навигации, страниц и данных на страницах.
Вместо ожидаемого и уже привычного для современных систем подхода — объект, вместе с ним его свойства и ассоциированные действия, есть сложнопереплетенный клубок из отдельно объектов, отдельно действий над ними, разрозненных страниц и блоков на них. И все это к тому же «завернуто» в «пестрый» дизайн.
Также постоянно замечал медленную, а иногда очень медленную работу системы.
Если говорить об интерфейсе чуть более детально, начинается все с не слишком удачного дизайна главной страницы. Здесь много свободного места, при этом страница занимает полтора экрана. Отсутствует целостный подход — списки карт на главной странице и в разделе «Карты» различаются по представлению, хотя отображается практически та же информация (в одном случае — детали по карте справа, в другом — слева).
Дизайн страниц «Интернет-банка» неоднороден — навскидку я насчитал более 10 используемых шаблонов, где много графических элементов и цветов (желтый, красный, серый, черный, цвет в заголовке, градиенты). Создается ощущение яркой мозаики, но фокус и акценты теряются. На странице «Карты» одновременно находится около 7 шрифтов и около 6 разных размеров шрифтов.
На всех страницах в крайней левой области отображаются списки. Интуитивно они воспринимаются как пункты меню, но проблема в том, что это списки всего подряд — это и другие страницы в рамках текущего пункта верхнего меню, и действия, и фавориты. К такому беспорядку очень тяжело приспособиться. Поначалу он вызывает сильное отторжение.
Отмечу странную реализацию работы с записями в списке. Список действий вынесен в отдельную группу, при выборе действия происходят изменения в списке — появляются кнопки-флажки, текст изменяется на поле для ввода данных. При этом у неопытного пользователя возникает боязнь сделать что-то не так (нужно нажать кнопку «Удалить», но нет уверенности в том, что именно при этом удалится).
Начать дискуссию