Банки

Есть ли в России банковская тайна?

Недавно стало известно о том, что по инициативе Росфинмониторинга налоговики в скором времени получат полный доступ к информации о любых банковских счетах в РФ. В принципе, для российских силовых и контрольных государственных органов никогда не существовало понятия банковской тайны.

Недавно стало известно о том, что по инициативе Росфинмониторинга налоговики в скором времени получат полный доступ к информации о любых банковских счетах в РФ. В принципе, для российских силовых и контрольных государственных органов никогда не существовало понятия банковской тайны. Центральный банк РФ имеет практически полную информацию обо всех счетах и операциях кредитных организаций. Если госорганам необходимо ее получить - Центробанк предоставит. Поэтому предложения Росфинмониторинга - лишь небольшое дополнение к уже имеющимся полномочиям налоговых органов.

Банковская тайна в плане официального оформления и охраны - достаточно сложная процедура, толком не прописанная в российском законодательстве. Не совсем понятно, что является банковской тайной и как ее надежно сохранить. Даже если банк, в соответствии с имеющимся законодательством, оформит необходимые документы, обозначив сведения как банковскую тайну, правоохранительные или налоговые органы могут получить их в любой момент при самом минимальном обосновании. Более того, получившие эту банковскую тайну органы далее не будут обращаться с ней как с банковской тайной.

Данная система мешает наладить правильное взаимодействие банка и клиентов по вопросу о банковской тайне, хотя клиенты банков как-то приспособились к существующей реальности фактического отсутствия банковской тайны. Для того чтобы банковская тайна (а также служебная, коммерческая и т.д.) стала охраняемым объектом, необходимы соответствующие корректировки в законодательстве. К примеру, разглашение государственной тайны чревато уголовной ответственностью, а чем чревато для правоохранительных, контрольных и фискальных органов разглашение банковской тайны?

Тем не менее, обсуждаемые сегодня изменения с доступом к информации налоговиков на деятельности предпринимателей никак не отразятся, в том числе на малом и среднем бизнесе. Российские предприниматели давно приспособились работать в условиях жесткой фискальной политики. Конечно, печально, если она станет несколько жестче, но ничего страшного не произойдет. Нет ничего такого, к чему наш российский бизнес не смог бы приспособиться. За 20 лет, когда не благодаря, а вопреки многим действиям властей, он все-таки выжил, поэтому справится и с этим нововведением. У российского бизнеса фантастическая способность к выживанию в любых условиях. Поэтому не вижу здесь ничего угрожающего.

С другой стороны, государство постоянно создает для бизнеса какие-то проблемы, препоны. Может быть, это делается специально на фоне вхождения в ВТО? Чтобы наш бизнес стал самым изворотливым в мире? К сожалению, в конечном итоге это приведет к уходу бизнеса в Казахстан, Белоруссию, Латвию, Украину, которые ввели достаточно льготный режим для развития бизнеса.

В то же время, нельзя не заметить, что атака государственных органов на банковскую тайну идет сейчас во всем мире. Достаточно наглядна ситуация в Швейцарии. Когда-то это страна была оплотом банковской тайны. Сегодня же она выдает любую информацию о клиентах, которые прячут свои деньги от национальных налоговых служб.

В целях установления современных цивилизованных правил охраны банковской тайны в России подробно необходимо прописать на законодательном уровне необходимо процедуру формирования и передачи сведений, составляющих банковскую тайну.Правоохранительные, фискальные или иные государственные органы не должны иметь права запрашивать ЛЮБУЮ банковскую информацию. Ведь как сейчас нередко происходит: налоговую заинтересовала какая-то компания, она начинает собирать данные о ней и обо всех ее контрагентах. Зачастую этот процесс затрагивает интересы организации, которая к данной проблеме не имеет никакого отношения.

Во многих развитых мировых державах существует законодательство, карающее правоохранительные или фискальные органы, если они необоснованно нарушили права и свободы человека, организации, предпринимателя. Если за рубежом полицейский необоснованно остановит человека для проверки документов, он понесет за это серьезную административную ответственность, а если необоснованно воспрепятствует деятельности предприятия – будет нести ответственность уголовную. Так что российское законодательство в этом плане нуждается в серьезной корректировке.

Сбор сведений о предприятиях, бизнесменах должен вестись согласно законодательным нормам. Правоохранительные либо другие проверяющие органы должны нести ответственность за создание проблем предпринимателям, частным лицам, предприятиям.

Но если речь идет о борьбе с международным терроризмом и коррупцией, то мотивация регуляторов по поводу вышеуказанного ужесточения, конечно выглядит совершенно правильной. Я являюсь членом экспертного совета при Финмониторинге России и хорошо осведомлен обо всех проблемах в этой сфере. Их позиция обоснована с точки зрения необходимости соответствия российского законодательства мировым нормам. Здесь Россию постоянно проверяет Международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).

Предложения Росфинмониторинга – не прихоть или желание что-то ужесточить. Это выполнение рекомендаций, которые FATF выдвинула России. С другой стороны, нововведения должны работать в условиях, когда права и свободы, интересы предпринимателей, частных лиц защищены законодательством. Иначе все закончится серьезным дисбалансом: права у правоохранительных, фискальных органов появятся, а обязанностей не добавится.

При всем этом вряд ли стоит опасаться в связи с вышеобозначенными изменениями еще большего оттока предпринимательства в оффшоры. Весь российский крупный бизнес и половина развитого среднего уже давно оформлен в оффшорах и не является формально национальным. Однако, через оффшоры достаточно сложно работать на территории России. В основном они используются для оформления собственности. Бизнес ведется через компании – резиденты в России.

Сегодня есть другая проблема – серьезный отток российского среднего предпринимательства в страны СНГ и Прибалтику. Нашим гражданам более комфортно вести бизнес в бывших советских республиках: льготный режим налогообложения, комфортные условия развития бизнеса, общий менталитет, близкое к российскому законодательство, единая языковая среда... И вот эта тенденция действительно наносит серьезный удар по российской экономике.

Начать дискуссию