Вклады

Из России с любовью

VIP-клиенты российских банков перестали вкладываться в зарубежную недвижимость — с обострением кризиса эти активы не столь ликвидны и прибыльны.

VIP-клиенты российских банков перестали вкладываться в зарубежную недвижимость — с обострением кризиса эти активы не столь ликвидны и прибыльны. Впрочем, как выяснил портал Банки.ру, это не мешает состоятельным россиянам по-прежнему выводить свои капиталы за рубеж.

«У банка есть возможность удовлетворить три вида потребностей клиента: текущие, долгосрочные и инвестиционные», — рассказывает начальник управления по работе с VIP-клиентами банка «КИТ Финанс» Светлана Куняшева. По ее опыту, «випы» обычно рассчитывают на то, что менеджер предложит им готовое решение, инвестиционную стратегию. Аппетиты клиентов за последнее десятилетие, несмотря на пережитый кризис, не поубавились. «У меня есть миллион долларов, я бы хотел гарантированно разместить средства и получить доходность выше, чем по депозиту, — желательно 25—30% годовых», — такую фразу произносят почти все, кто впервые пришел в наш офис, решив воспользоваться услугами private banking», — приводит пример Куняшева.

Но уровень рисков по проектам и инструментам, куда в принципе можно инвестировать средства, во всем мире сейчас гораздо выше, чем до кризиса. Россияне любят казино. Так, потерявшие в кризис 40—60% своего состояния — снова в рынке.

«Мы объясняем все это клиентам, но находятся-таки те, кто предпочитает рисковать», — заметила Куняшева. Тем не менее большинство склоняется к более осторожным действиям. «Обычно мы советуем не менее 50% средств разместить в инструменты с гарантированной доходностью — депозиты. Их них половину — в валюте, в которой человек получает основной доход (что касается россиян, то в большинстве случаев речь идет о рублях), — продолжает Куняшева. — Другую часть с целью хеджирования рисков мы предлагаем диверсифицировать, «разложив» средства по другим валютам». В итоге, по данным Куняшевой, как минимум 40% своих средств, доверяемых в управление банку, большинство состоятельных клиентов всегда хранит на депозитах.

Что касается оставшейся части средств, которые клиенты хотят передать в управление, то менеджеры «КИТ Финанса», чтобы можно было рассчитывать на более высокую доходность, чем по депозитам, рекомендуют вложить деньги в российские ценные бумаги либо иные инвестиционные продукты. «Если человек на вопрос менеджера о возможной сумме риска отвечает, что не готов вообще ничего терять, мы комбинируем его портфель из инструментов с защитой капитала — структурированных нот, где существует гарантия полного или частичного возврата вложенных средств. Это одна из наиболее востребованных в настоящее время историй», — отметила Куняшева.

Можно, только осторожно

Председатель правления М2М Private Bank Роберт Иделсон также наблюдает, что люди сейчас не очень хотят рисковать, и на то есть ряд причин. «К примеру, в 2009—2010 годах были хорошие доходности по ценным бумагам, однако в 2011-м эти времена на рынке закончились. С этого момента можно сказать, что аппетит к риску у клиентов пропал», — считает Иделсон. По его мнению, на инвестиционные решения клиентов также влияют ожидания новой волны кризиса. Сейчас состоятельные клиенты М2М Private Bank в основном инвестируют в депозиты как самый надежный финансовый инструмент. «Мы видим также интерес к краткосрочным облигациям. Это что касается России», — подчеркнул Иделсон.

Начальник управления VIP-продуктов и услуг ВТБ 24 Александр Свешников также отмечает, что на текущий момент банковские вклады — наиболее оптимальный инструмент по соотношению «риск-доходность». «Наша клиентская база относительно консервативная. Даже в периоды роста рынка VIP-клиенты ВТБ 24 предпочитали значительную часть средств держать в банках на срочных счетах, — комментирует Свешников. — Сейчас в связи с нестабильностью на фондовых рынках клиенты крайне осторожно относятся к инвестициям туда. Другие рынки, например недвижимость, также не демонстрируют последнее время ощутимой доходности».

Руководитель направления private banking Райффайзенбанка Светлана Григорян говорит, что состоятельные клиенты сегодня в первую очередь интересуются продуктами с полной защитой капитала. «В этом контексте интересны депозиты, но одновременно с депозитами популярностью пользуются гарантированные ноты, которые исключают риск потерь изначально инвестированных средств, но дают возможность участвовать в росте выбранного актива, будь то акция, товар или индекс, — разъясняет она. — Такие инструменты особенно подходят для построения долгосрочных «пенсионных» инвестиционных портфелей». По словам Григорян, сразу после кризиса спрос на любые инвестиционные продукты, не содержащие полной защиты капитала, практически отсутствовал. «Да и сейчас продукты с гарантией возврата изначально инвестированных средств традиционно занимают большую часть портфеля состоятельных клиентов, — отметила Григорян. — Однако и аппетит к более рискованным инвестициям в настоящий момент, по нашим ощущениям, восстанавливается».

Иделсон указывает, что довольно много денег по-прежнему выводится и за границу. «Наверное, за рубежом размещается даже больше средств, чем в России, — говорит он. — Зарубежные активы клиенты больше размещают в консервативные ценные бумаги. В основном это облигации».

Куняшева наблюдает интерес, возникший к определенным инструментам после ознакомления клиентов с последними новостями в СМИ. «Новых клиентов, например, интересует покупка за рубежом фьючерсов на мясо и зерно (товарные рынки). Как до кризиса считалось престижным открывать счета за рубежом. На мой взгляд, это в значительной степени следование основному новостному фону», — сказала Куняшева.

Она отметила, что у россиян пропал интерес к инвестициям в зарубежную недвижимость, что было актуально в 2000-х. Люди столкнулись с тем, что сдать в аренду или перепродать купленные за границей дома непросто и не совсем выгодно. «Зато недвижимость в пригородах российских мегаполисов — хит уже полтора года». По наблюдениям Куняшевой, интерес клиентов к прямым инвестициям также спал. По мнению Григорян, прямые инвестиции (фонды) не очень пользуются спросом у VIP-клиентов ввиду долгого срока окупаемости, низкой ликвидности и высокого риска — проще купить акции или вложить деньги в собственный бизнес. «По возможности мы предлагаем клиентам инвестиции в российские проекты. В частности, я имею в виду некоторые проекты в области коммерческой недвижимости и в управлении активами. Но таких выгодных проектов единицы, и их нужно искать», — сообщил Свешников.

Руководитель отдела по управлению частными капиталами Ситибанка Михаил Громов утверждает, что география инвестиций обычно связана с привлекательностью того или иного региона. «Но редко кто-то инвестирует в регион целиком — ведь в любом месте что-то привлекательно, а что-то нет. Вкладывают и в Россию, и в зарубежные активы — в зависимости от инвестиционной идеи», — делится опытом Громов.

«Если говорить о зарубежных инвестициях, то наши клиенты выбирают развитые рынки и облигации восточно-европейских государств. В рискованные европейские страны, такие как Италия или Испания, не вкладываются. Клиентов больше интересует стабильность. Очень популярны облигации Германии, Великобритании, Скандинавских стран, — рассказывает Иделсон. — Наряду с ними востребованы еврооблигации крупных российских компаний и государственные российские еврооблигации, которые обращаются на внешних рынках». По наблюдениям Иделсона, тенденция по выводу капиталов за рубеж есть всегда. «Я бы не сказал, что сейчас она усилилась или уменьшилась, она такая же примерно, как была год назад», — заключил он.

Начать дискуссию