Экономика России

Бедные предпочитают банки

Ученые, нанятые страховщиками из СК Allianz, изучили 52 страны мира, в которых проживает 4,8 млрд человек. Проще говоря, несмотря на не совсем полное покрытие, данные отражают реальное состояние финансов подавляющего большинства домохозяйств по всему миру.

Но бедные постепенно богатеют

Ученые, нанятые страховщиками из СК Allianz, изучили 52 страны мира, в которых проживает 4,8 млрд человек. Проще говоря, несмотря на не совсем полное покрытие, данные отражают реальное состояние финансов подавляющего большинства домохозяйств по всему миру.

Некоторые результаты предсказуемы и логичны. Естественно, самые богатые «простые люди» живут в развитых странах, в основном в Западной Европе, а самые бедные — в Восточной Европе, Азии и Южной Америке (Африка почти не интересовала ученых). Разрыв в богатстве между лидерами и аутсайдерами огромен: средняя семья в США, Японии или Дании владеет активами более чем на 100 тыс. евро, а в России и Турции «богатство» не дотягивает и до 3 тыс. евро. Заметим, что под активами понимаются именно финансовые вложения, включая депозиты, ценные бумаги, страховки и т. п. То есть списать разницу, например, на раздутые цены жилья не получится.

Интересно, кстати, что, несмотря на наши традиционные представления о «бедном» Китае, средняя китайская семья богаче средней российской почти в два раза (4,8 тыс. евро активов против 2,6 тыс. евро). Если же учитывать долги, то преимущество южных соседей вырастает до 2,3 раза. Сложно сказать, как это соотносится с реальностью, поскольку из-за социального расслоения — что в одной стране, что в другой — понятия «средняя» и «медианная» семья сильно отличаются. Тем не менее столь серьезное финансовое превосходство Китая над Россией несколько выбивается из привычного представления о мире.

Один из любопытных результатов исследования непосредственно касается банковской деятельности. Как выяснили ученые, предпочтения жителей бедных и богатых стран в плане распределения активов по классам сильно различаются. Бедные (Восточная Европа, Китай, Аргентина, Бразилия, ЮАР, Таиланд и т. д.) предпочитают почти две трети (63%) денег держать на счетах в банках и лишь пятую часть (19%) — в ценных бумагах. В то же время в богатых странах на банковские вклады приходится лишь 28% активов домохозяйств, а 37% вложены в акции и облигации.

Предположу, что у этого феномена есть довольно простое, бытовое объяснение, помимо очевидной неразвитости фондового рынка в «бедных» странах. Все дело в небольшом абсолютном размере активов. Если у вас на руках всего 3 тыс. евро свободных денег, вы вряд ли станете покупать на них акции, облигации или даже паи ПИФов. Понятно, что первым делом свободные средства кладутся в банк — на текущий счет и на срочные депозиты. И лишь когда «консервативно накопленная» сумма станет достаточно большой, человек задумается о том, что можно вложиться еще и в более рискованные, но, возможно, более прибыльные активы. В развитых же странах, где счет активов среднего домохозяйства идет на десятки тысяч евро, базовые вложения в банки уже давно сделаны, поэтому люди спокойно покупают ценные бумаги — напрямую или через инвестиционные и пенсионные продукты управляющих компаний.

Однако, как показывают данные Allianz, в мировой финансовой системе в последние годы происходили важные события, меняющие распределение активов. Несмотря на почти нулевую реальную доходность депозитов, их доля выросла с докризисных 27% мировых активов домохозяйств до 33% в 2008—2011 годах. Некоторое ослабление кризиса и укрепление стабильности в экономиках по всему миру не повлияло на этот показатель: в 2008—2011 годах он колебался в пределах 31—33%. При этом доля ценных бумаг резко упала с докризисных 41% до нынешних 35%.

Получается, что, хотя банковские крахи и стали самым заметным для обывателя признаком финансового кризиса, доверие к банковской системе в целом все равно крайне высоко. Именно депозиты воспринимаются потребителями финансовых услуг как наиболее качественные и надежные активы.

Как ни странно, но такое положение дел весьма оптимистично для массового фондового рынка. Судя по стабильности цифр, нынешняя доля ценных бумаг в активах — это возможный минимум или нечто близкое к нему. Рано или поздно кризис закончится, «экономическая зима» пройдет, а постоянно растущее благосостояние семей в бедных странах (а оно быстро растет, если верить исследованию) приведет к насыщению спроса на банковские депозиты. Тут-то и появится свежий спрос на ценные бумаги со стороны набравших здоровый финансовый вес двух с половиной миллиардов жителей Китая, Индии, Восточной Европы (включая Россию и Турцию) и Южной Америки. Создателям биржевой и околобиржевой инфраструктуры надо лишь дожить до этого светлого будущего, не разорившись в темном настоящем.

Начать дискуссию