Банки активно наращивают кредитные портфели. Но, чтобы уберечь себя от рисков, настаивают на всевозможных страховках заемщиков. При этом некоторые игроки успевают заработать не только на банковском бизнесе, но и на страховках. Портал Банки.ру выяснял, почему львиную долю стоимости страховки составляет комиссия банку, а кредитные организации не хотят, чтобы полисы для их клиентов были дешевле.
Кредит с нагрузкой
Вы приходите в банк за автокредитом или ипотекой. От вас требуют страховку — страхование имущества, жизни и здоровья, ответственности. Банк предлагает: вот вам список аккредитованных страховщиков, выбирайте. Лишь раз в год, продлевая страховку по КАСКО или ипотеке, вы думаете, как оно все-таки дорого. Но в итоге закладываете эту дороговизну на страховку в общую цену кредита. Действительно, снизить цену страховки у клиента не получится, но банки вполне могут повлиять на это. Только не хотят.
Понятно, что страховщики, использующие банки как канал продаж, должны платить за это комиссию кредитной организации. По словам Павла Самиева, заместителя генерального директора «Эксперт РА», сегодня более 80% полисов по околобанковским страховым продуктам (КАСКО, страхование имущества (квартиры), титула, жизни и здоровья заемщика, ответственности заемщика) оформляется именно в банках, при непосредственном участии сотрудников кредитных организаций. При этом доля в совокупных взносах страховых компаний, которая приходится на продажи через банки, уже приближается к 25%. Это делает банковское страхование ключевым драйвером роста рынка и важнейшим каналом дистрибуции для страховщиков. Видимо, поэтому размер вознаграждения устанавливается именно банком и зачастую достигает 80% от стоимости полиса. Естественно, часть этих расходов ложится на клиентов — физических лиц.
Комиссия сверх меры
Банки отлично понимают: для страховых компаний банковский канал продаж — ключевой, желанный и перспективный. «В этом случае логичным для банков — партнеров страховых компаний является установить свои правила игры (величину комиссии за продажу продукта) и увеличивать свою прибыль, — рассказывает Карина Артемьева, начальник аналитического управления Национального рейтингового агентства. — При этом надо четко понимать, что в итоге большую комиссию оплачивает не страховая компания, а, конечно же, клиент». Эту острую тему кредитные организации стараются обходить стороной, не называя имен и не приводя никаких цифр, только уверяют: дескать, страховщики сами устанавливают стоимость услуги, банки принимают все полисы, ничего не получая от компаний, не заключивших с нами агентское соглашение. Только данных по поводу того, какую долю занимают такие не оплаченные компаниями полисы в портфеле банка, никто не приводит. Скорее всего, эта цифра стремится к нулю.
Наиболее показательно и наиболее странно выглядят в данной ситуации некоторые аффилированные с банками страховые компании. Казалось бы, они и есть самый выгодный выбор, цена там будет ниже, чем у страховщиков «с улицы». Банк заинтересован в наращивании кредитного портфеля, а значит, его страховщик застрахует заемщика по самой выгодной цене. Но не тут-то было. Схема совсем иная. Банк берет заемщиков различной степени риска в свой замечательный портфель, страхует их в своей «карманной» страховой компании, которая затем перестраховывает свои риски. Если разложить стоимость полиса по полочкам, выходит, что даже у дочернего страховщика 30—80% от стоимости страховки уходит банку. Доли, которые аффилированные страховщики «отстегивают» материнским банкам, похожи на дань: уровень комиссионных колеблется от 31,92% у «Алико» до 77,5% у СК «Дженерали ППФ Общее страхование», или от 1,130 млрд до 1,596 млрд рублей соответственно. В таблице представлены лидеры по выплате комиссий среди страховщиков. Как видим, в топ-10 — крупные и успешные компании.
Табл. 1. Топ-15 по доле выплаченной комиссии от объема собранной премии в первом полугодии 2012 года, тыс. рублей
Премия | Выплаты | Комиссия |
Доля комиссии в премии |
Доля выплат от комиссии |
|
Результаты всего страхового рынка РФ по итогам 1-го полугодия 2012 г. | 412 422 872 | 66 179 260 | 49 961 286 | 12,11% | |
«Дженерали ППФ Общее страхование» | 2 106 600 | 299 164 | 1 596 058 | 75,76% | 18,7% |
«Дженерали ППФ Страхование жизни» | 6 022 279 | 822 883 | 4 461 387 | 74,08% | 18,4% |
«Авива» | 1 545 215 | 376 577 | 827 337 | 53,54% | 45,5% |
«Уралсиб Жизнь» | 328 313 | 32 537 | 165 760 | 50,49% | 19,6% |
«Сосьете Женераль Страхование» | 348 995 | 120 486 | 170 175 | 48,76% | 70,8% |
«Альфа Страхование-Жизнь» | 2 227 173 | 757 670 | 985 089 | 44,23% | 76,9% |
«Факел» | 195 063 | 22 302 | 84 073 | 43,10% | 26,5% |
Страховая компания «Кардиф» | 1 920 540 | 427 378 | 823 341 | 42,87% | 51,9% |
«Сосьете Женераль Страхование жизни» | 1 988 605 | 182 267 | 814 462 | 40,96% | 22,4% |
«Кремль» | 19 811 | 7 394 | 8 047 | 40,62% | 91,9% |
«ЖАСО-ЛАЙФ» | 156 293 | 22 877 | 62 399 | 39,92% | 36,7% |
«Кредит Европа Лайф» | 114 015 | 13 663 | 42 660 | 37,42% | 32,0% |
«Русский Стандарт Страхование» | 3 259 005 | 1 091 355 | 1 125 581 | 34,54% | 97,0% |
«Компания банковского страхования» | 1 027 071 | 391 000 | 340 229 | 33,13% | 114,9% |
«Алико» | 3 541 054 | 71 642 | 1 130 237 | 31,92% | 6,3% |
Всего по топ-15 | 24 800 032 | 4 639 195 | 12 636 835 | 46,1% | 48,6% |
Доля топ-15 от результатов всего рынка | 6,0% | 7,0% | 25,3% |
Источник: ФСФР, собственные расчеты
Согласно оценкам «Эксперт РА», по итогам 2011 года доля продаж через банковский канал у компаний группы «Дженерали ППФ» (ООО «Дженерали ППФ Страхование жизни» и ООО «Дженерали ППФ Общее страхование») составляла 85,5%, у «Сосьете Женераль Страхование» (ООО «СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ Страхование Жизни» и ЗАО «СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ Страхование») — 100%, у группы «АльфаСтрахование» — 14,6% (данных отдельно по страховщику жизни нет), у «Русский Стандарт Страхование» — 83,6% (ЗАО «Русский Стандарт Страхование» и ООО «Компания банковского страхования»). «В топ-15 представленных в списке шесть компаний напрямую принадлежат банкам, а доля продаж через банковский канал у них превышает 83%», — отмечают в «Эксперт РА».
Две схемы
В самих банках, удачно связанных со страховыми компаниями, уверяют, что дают клиенту свободу выбора. «В любом случае банк предоставляет своим клиентам выбор либо страховой компании, либо необходимости страховать свои риски вообще, — рассказывает Надежда Куликова, начальник управления депозитных, страховых и расчетных продуктов банка «Хоум Кредит». — В рамках предложений, где наличие страховки обязательно и банк предоставляет перечень страховых компаний, с которыми сотрудничает по данному продукту, полисы сторонних компаний не рассматриваются». Как пояснил представитель «Дженерали ППФ» в России, «банк «Хоум Кредит» исторически является одним из ключевых партнеров и обеспечивает существенную часть продаж». При этом в компании уверены, что размер вознаграждения, который уплачивается страховой компанией банкам, находится на рыночном уровне.
Страховые компании и банки могут работать по двум схемам: на индивидуальном договоре, когда кредитная организация заключает со страховщиком агентский договор, и на коллективном. По первой схеме таких агентов у банка может быть много. К примеру, в Абсолют Банке нам привели список из 12 компаний. А заемщик в этом случае заключает договор со страховой компанией напрямую. Вторая схема предполагает заключение единого договора страхования с одним (двумя, тремя) страховщиками. К ним заемщик присоединяется, заключая договор с банком. Например, банк «Ренессанс Кредит» работает с несколькими партнерами: ООО «Группа Ренессанс Страхование», ОАО «СК Альянс», ООО «СК Ренессанс Жизнь». «Эти компании входят в аккредитованный список, и с ними мы работаем по коллективной схеме страхования, — рассказывает Мария Тимошенко, начальник управления по взаимодействию со страховыми компаниями банка «Ренессанс Кредит». — Специфика данного вида подключения такова: клиенту не оформляется отдельный полис, по своему желанию он может присоединиться к программе страхования, которая существует в банке».
Как пояснили Банки.ру в «Дженерали ППФ», у страховщиков, которые работают с банками по коллективному договору, комиссия не будет отражаться в отчетности. Это значит, что при покупке заемщиком КАСКО или ипотечной страховки по коллективной схеме комиссию из стоимости полиса банк сразу оставляет себе. И заемщик даже не может посчитать, какова реальная стоимость договора страхования. Видимо, поэтому «Ренессанс Страхование» и «Ренессанс Жизнь» не вошли в нашу таблицу.
Индивидуальная схема страхования пугает комиссиями, но зато она позволяет работать непосредственно с клиентом банка, а значит, обеспечивает большую прозрачность всего процесса: заемщик покупает полис, а страховая компания сама оплачивает банку услугу за привлечение клиента. В «Дженерали ППФ» используется именно индивидуальная схема, отсюда в отчетности такой уровень комиссий.
Несмотря на разницу подходов банков, для клиента особых отличий нет. В любом случае он платит примерно одинаково. Однако при индивидуальной схеме он может подсчитать эту цифру. По сути, банки могут устанавливать любой уровень комиссий. Например, недавно глава дирекции банковского страхования Сбербанка Александр Газизов похвастался тем, что за первое полугодие 2012 года банк собрал 8,8 млрд рублей комиссии от продажи полисов, а по итогам года ожидается 16 млрд.
Лидеры отказов
Еще одна проблема — получить выплаты по страховке. В лидерах страховщиков по невыплатам — семь компаний, так или иначе связанных с банками. Например, на втором месте по соотношению отказов в выплате к числу заявлений о страховом случае находится СК «Сосьете Женераль Страхование», которая отказала в 80,8% (59 из 73) обращениях за выплатами в первом полугодии. На втором — «Авангард-Гарант», отказавший по 75,3% обращений (283 случая). Третье место занимает пока еще малоизвестная, но уже набирающая обороты компания «ЭчДиАй Страхование». Ее результат впечатляет — 75% отказов: в трех из четырех случаев обращений за выплатой. Она косвенно имеет отношение к Ситибанку (через HDI-Gerling, группа Talanx). Другой страховщик, связанный с Ситибанком, — «СиВ Лайф» занимает четвертое место, отказав по 66% обращений (177 случаев). Пятерку замыкает «Русский Стандарт Страхование», отказавший 54,1% клиентам, обратившимся за выплатой (3 413 из 6 303).
Табл. 2. Топ-15 по числу отказов в выплате
Число урегулированных страховых случаев | Число отказов в выплате | Число заявленных к выплате | Отказанные к урегулированным | Отказанные к заявленным | |
«Быстро! Страхование» | 3 | 2 | 2 | 66,67% | 100,00% |
«Сосьете Женераль Страхование» | 83 | 59 | 73 | 71,08% | 80,82% |
«Авангард-Гарант» | 1 193 | 283 | 376 | 23,72% | 75,27% |
«ЭчДиАй Страхование» | 4 | 3 | 4 | 75,00% | 75,00% |
«СиВ Лайф» | 351 | 177 | 268 | 50,43% | 66,04% |
«Русский Стандарт Страхование» | 5 129 | 3 413 | 6 303 | 66,54% | 54,15% |
«Орбита» | 1 164 | 163 | 364 | 14,00% | 44,78% |
«Кредит Европа Лайф» | 61 | 37 | 87 | 60,66% | 42,53% |
«Ренессанс Жизнь» | 1 361 | 410 | 991 | 30,12% | 41,37% |
«Региональная страховая компания» | 3 026 | 1 661 | 4 167 | 54,89% | 39,86% |
«Новый век» | 25 | 13 | 39 | 52,00% | 33,33% |
Страховая компания «Кардиф» | 2 011 | 469 | 2 091 | 23,32% | 22,43% |
«Эверест» | 468 | 101 | 477 | 21,58% | 21,17% |
«Сосьете Женераль Страхование Жизни» | 456 | 164 | 827 | 35,96% | 19,83% |
«Транснефть» | 25 121 | 5 835 | 30 010 | 23,23% | 19,44% |
«Россия» | 628 | 139 | 728 | 22,13% | 19,09% |
Источник: ФСФР, собственные расчеты
Как сэкономить?
При желании заемщика сэкономить на страховке и в итоге почти гарантированно получить выплату при наступлении страхового случая выход один — выбрать лучшую цену из приличных страховщиков, и совсем не обязательно, чтобы выбранная компания работала именно с вашим банком. В этом случае банк должен будет проверить страховую компанию, а последняя, в свою очередь, — предоставить необходимые для этого документы.
«Клиент может оформить договор страхования в компании, не учтенной в списке банка, но такая компания должна быть проверена банком в соответствии с требованиями, предъявляемыми кредитной организацией к страховщикам, — рассказывает Роман Карандин, начальник отдела банковского страхования Райффайзенбанка. — Если предложенная компания пройдет проверку, такой договор может быть принят банком». А требования, которые банк предъявляет к страховым организациям, должны соответствовать Постановлению № 386 правительства РФ и требованиям Федеральной антимонопольной службы.
Зато экономия налицо. Для сравнения: страхование имущества (квартиры) в компании «КИТ Финанс» (direct страхование) обошлось в 5 тыс. рублей против 16 тыс., которые озвучил менеджер Сбербанка за полис аккредитованных при нем страховщиков.
Начать дискуссию